Почему на старинных фотографиях люди не улыбаются

На фотографиях XIX и начала XX века редко встречаются улыбающиеся люди. Отсюда и появилось убеждение, что люди просто не улыбались для фотографий. Отчего на старых фото люди выглядят так, словно они только что услышали самые жуткие известия? Мы не знаем верного ответа на этот вопрос, но есть несколько предположений, что же могло быть поводом для черно-белого уныния.

Техника того времени не могла уловить улыбки

Для получения четкой фотографии людям довольно долго приходилось не двигаться, ведь фотоаппараты того времени имели довольно длинную выдержку для получения фотографии –таково самое распространенное объяснение отсутствия улыбок.

Эта фотография наглядно показывает, почему фотоаппараты не могли уловить улыбку. Изображение мужчины по центру слегка размыто: видимо, он не смог усидеть спокойно, пока фотоаппарат делал снимок. Согласно этой теории, куда проще не двигаться с обычным выражением лица, чем с улыбкой.

Но это не единственная причина, хотя и самая важная. Тодд Густавсон, куратор дома-музея Джорджа Истмена, рассказал, что в 1900-х время выдержки фотографии значительно уменьшилось. Это произошло благодаря появлению новых фотоаппаратов, например, Кодака Брауни (название семейства дешёвых фотоаппаратов простейшего типа, выпускавшихся компанией в течение нескольких десятилетий – прим. редакции). По сравнению с нынешними фотоаппаратами, конечно, они были достаточно медлительными, но не настолько, чтобы не уловить улыбку.

Но, несмотря на это, в начале XIX века улыбок больше не стало. Видимо, были еще какие-то причины иного характера для отсутствия улыбок. Все теории, связанные с культурой и традициями, это лишь попытки догадаться, почему же от старых фотографий веет грустью.

Фотография развивалась под влиянием картин, на которых улыбки отсутствовали

Сейчас, фотография – это запись жизни такой, какая она есть. Но когда этот вид искусства только появился, он подчинялся правилам написания портрета. Фотографии представляли собой замершие образы людей, а не моменты из жизни. Так считали даже модели.

В 1894 году в американском журнале о фотографии опубликовали интервью с Элмером Мастермэном. Работа у этого человека была крайне необычная – он позировал в качестве Иисуса Христа как для картин, так и для фотографий. Для него не было отличий между этими двумя видами искусства. «Какая разница, для чего позировать – для фотографии или для картины?» – говорил он.

Отчасти традиции фотографии сводились к портретной съемке из-за технических несовершенств фотоаппаратов. Однако и в дальнейшем, уже с более быстрыми фотоаппаратами, фотография не сразу стала отдельным видом искусства со своими традициями. Фотографии изображали не моменты жизни, а идеальные представления об образе человека. То есть улыбки так и не появились.

Фотография, как обретение бессмертия

Сегодня, делая фотографию для странички в социальной сети, мы заботимся о внешности или об эмоциях из-за какого-то события. Но когда фотография только появилась, люди не думали об их профилях в фейсбуке. Для них фотография была способом обрести бессмертие.

Это называлось посмертная фотография. Усопшие люди, дети или питомцы фотографировались так, словно они еще живы. Но уже к 1900 году эта традиция практически полностью изжила себя. Это явление ярко демонстрирует образ мышления людей того времени – портретная съемка являлась способом оставить память о себе будущим поколениям.

Люди того времени были склонны к чрезмерной серьезности, они были выше быстротечной жизни. Это утверждение можно подкрепить словами Марка Твена – юмориста и автора «Знаменитой скачущей лягушки из Калавераса», – «Я думаю, фотография – это одна из важнейших бумаг человека, и нет ничего более отвратительного, чем дурацкая, запечатленная навечно улыбка на память потомкам».

Викторианская и Эдвардианская эпохи с презрением относились к улыбкам

Это одна из самых противоречивых теорий. Но, возможно, большая часть людей того времени считали, что улыбки для душевнобольных. Николас Дживс, изучая улыбки на портретах для онлайн-журнала Public Domain Review, пришел к выводу, что на протяжении нескольких столетий бытовало мнение, что улыбки – это дело клоунское (Дживс, кстати, отмел еще одну теорию. В ней причиной отсутствия улыбок были плохие зубы. В конце концов, велика ли проблема, зубы-то были плохими у всех).

Но, как и любое широкое утверждение о культуре, это сложно доказать из-за обилия исключений. Например, в сообществе «Улыбающиеся Викторианцы» («Smiling Victorians») сайта Flickr есть 2100 фотографий, и некоторые из них действительно могут похвастать широкой ухмылкой.

Это довольно веский контраргумент против этой теории. Но в целом утверждение о мрачности старинных изображений верно (и даже существование специальных сообществ на Flickr только подтверждают это).

Традиции XIX и начала XX века выставили улыбки не в самом приятном свете, людям потребовалось время, чтобы снова их полюбить.

Но почему же этот человек улыбается?

Фотография ниже, сделанная около 1904 года, выглядит поразительно. Эта фотография из коллекции Бертольда Лауфера была сделана во время его экспедиции в Китай (эта фотография сейчас находится в Американском музее естественной истории).

О самом фото известно мало. Однако предоставляется отличная возможность поразмыслить, почему же складывается мнение, что люди не улыбались. Возможно, разгадка в самом фотографе и человеке на фото.

Фотограф, Бертольд Лауфер, был антропологом, то есть его задача отличалась от задач остальных фотографов того времени. Он снимал саму жизнь, а не её изображение. Поймать как можно больше эмоций – одна из его целей.

Любитель риса на фотографии – представитель совсем другой культуры, с другим отношением к фотографии, с другими традициями. Возможно, именно поэтому он и решил рассмеяться. В общем, они оба были вне обычаев фотографии того времени.

И у них удалось создать фото, известное даже сейчас. Мы не можем знать наверняка, почему человек с миской риса источает такую радость, но что мы знаем, что радость эта заразительна до сих пор.