«После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецова

Современники неоднократно обвиняли Виктора Васнецова, начинавшего как реалиста, в отказе от работы с социальными проблемами, в отрыве от народа и неспособности прочувствовать его дух. Однако же сегодня при словах «там русский дух, там Русью пахнет» мы, почти наверняка, в первую очередь вспоминаем эпические полотна Васнецова.

>> Самый праздничный леденец

Через мифологические образы художник первым смог передать напевность, лиричность русской истории. При работе над картинами Васнецов фокусируется не на источниках и точности воспроизведения фактов, а на том, как события прошлого были переработаны народом и включены в культуру. Он как никто другой смог понять мировоззрение, миропонимание народа и отразить его на своих картинах.

>> Рождество на Западном фронте

Сюжет

В чистом поле где-то недалеко от берегов Каялы покоится дружина Новгород-Северского князя Игоря Святославича, поверженная половцами. Картина, на которой, казалось бы, торжествует смерть, не вызывает ужаса перед лицом погибших. Напротив, кажется, что воины спят, а с восходом солнца они воспрянут и продолжат битву. Однако же по виду мертвых половцев, чьи тела изображены более натуралистично, мы понимаем, что никто из них больше не проснется.

Разница в изображении русских и половцев позволяет Васнецову провести аллегорию борьбы добра со злом. Однако же в реальности эта разделительная линия не была столь четкой. В многолетних отношениях Древней Руси и кочевников были периоды не только войны, но и мира. Например, заключались династические браки: сын того же Игоря Святославича Владимир был женат на дочери половецкого хана Кончака. И это далеко не редкий пример.

>> Жизнь Сен-Жермена: бесславие или бессмертие?

Самого Игоря Святославича, как и других князей, участвовавших в походе, нет на картине — они были пленены. На поле брани покоятся простые воины, которые могли бы остаться в живых, если бы Игорь не поспешил с походом, а объединился с большим числом русских князей.

Васнецов не ставит перед собой задачу изобразить сечу или ее последствия. Он хочет показать, в каком виде эти события остались в народной памяти, передать народное понимание долга, красоты, добра. События XII века перестают быть исторической хроникой, но становятся частью процесса мифотворчества и миропонимания.

Контекст

События, взятые за основу сюжета, происходили в мае 1185 года. Еще до начала похода Игорь Святославич видит солнечное затмение, что, естественно, было воспринято как дурное предзнаменование. Несмотря на это, князь, объединившись с братом Всеволодом, князем Курским и Трубчевским, и племянником Святославом Ольговичем, князем Рыльским, выдвигается в поход к берегам Донца.

Половцы же подготовили мощный удар, объединив почти все племена. Войска столкнулись на берегах Каялы. «Слово о полку Игореве», написанное вскоре после похода, говорит о трёх днях боя. Одержав победу, половцы вторглись на Русь — в сторону Переяславля и в Посемье. Тут уже русские князья скоординировались и смогли защитить города от разорения.

Игорю удалось сбежать из плена, где он оставил своего сына Владимира. Последний, будучи заложником хана Кончака, был вынужден жениться на его дочери Свободе. Вместе с молодой женой и новорожденным сыном Изяславом Владимир вернулся на Русь через год или два после побега отца из плена.

С квартиры на квартиру Судьба художника

Виктор Васнецов должен был стать священником, как и его отец. Однако же семинарию он не закончил и с благословения родителя уехал из родной Вяткской губернии в Петербург поступать в Академию живописи. Васнецов был так обескуражен непривычной столичной жизнью, что постеснялся спросить, выдержал ли он вступительные испытания. Лишь через год, подавая документы повторно, он узнал, что уже давно зачислен.

В Петербурге Васнецов познакомился и сблизился с передвижниками. Вместе с ними он начинал писать как реалист. По их же совету Васнецов отправился в Европу, но вернулся раньше срока. За границей он чувствовал себя чужим и растерянным перед совершенно непонятным, незнакомым людом. Художник не чувствовал контекст и потому не мог работать.

Вернувшись, живописец берется за полотно о витязе на распутье. С этой картины начинается «васнецовский стиль», объединивший фольклор, эпос, патриотический пафос и сказочность.

Современники были растеряны: это был совершенно не тот реалист Васнецов, которого они знали. От него требовали обличительных картин, с пороками людей, социальными проблемами, морализаторством. Виктор Михайлович в ответ на это представлял свое видение того, что тревожит народ.

В конце 1890-х Васнецова пригласили в Киев расписывать Владимирский собор, который строился к празднованию тысячелетия крещения Руси. Виктор Михайлович сомневался, сможет ли выполнить столько ответственный заказ, однако все же согласился.

Другой важный проект, который раскрывает еще одну грань таланта Васнецова, — главный вход Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Этот шедевр стал одним из самых известных олицетворений русского стиля в архитектуре.

Еще при жизни его начали называть богатырем русской живописи. В большей степени это связано с тем объемом культурного пласта, который он поднимал в своем творчестве. Широта тематики и форм воплощения, жанровое разнообразие и мастерство восхищали современников.

Несмотря на это, последние годы Васнецов терпел крайнюю нужду, даже не всегда были краски и отопление в мастерской. И все же художник продолжал работать практически до последнего дня своей жизни.