Правда ли, что в древности читали только вслух?

ИВАН МИРОЛЮБОВ

редактор паблика «Римский взгляд», аспирант истфака МГУ

Одно дело – культура чтения, другое – техника. Действительно, в древности было принято скорее воспринимать текст в устной форме, в этом смысле полезно было бы прочесть письмо Плиния Младшего, в котором он описывает образ жизни своего дяди, известного римского ученого-эрудита Плиния Старшего (Epist., III, 5). Там указано, что Плиний, не желая терять времени, продолжал ученые занятия даже во время обеда, слушая чтеца. Подобные чтецы присутствовали на застольях у Аттика, у императора Траян (о чем сказано у того же Плиния) просвещенных знакомых Авла Геллия.

Здесь стоит иметь в виду, что и сами по себе тексты (будь то литературные, исторические или философские) создавались в правилах красноречия. Иногда в прозе пробивается стихотворный метр или различные завитшуки, которые интересны именно при звучании текста. Все это обуславливало присутствие практики публичных чтений. К примеру, император Клавдий велел в основанном им новом Мусее (Клавдиэе) в Александрии оглашать (!) его исторические трактаты по определенным дням. Однако это вовсе не значит, что люди не умели читать про себя.

Плутарх рассказывает (Cic., 49, 3), как внук императора Августа сидел с каким-то сочинением Цицерона в руках, и в этот момент в комнату вошел сам Август. Испуганный мальчик (Цицерон был казнен в ходе политической борьбы, сопровождавшей восхождение Августа к власти) спрятал свиток, но Август, заметив это, взял свиток и, вопреки ожиданиям внука, отметил величие Цицерона, ну и так далее. В этой истории для нас примечательно то, что юноша, скорее всего, читал текст Цицерона про себя, так как боясь даже самого факта обнаружения у него свитка, он вряд ли бы стал его декламировать полным голосом. Ну или вот еще история (Val. Max., Dict. et fact., IV, 1, 13), которая относится ко временам, когда Цезарь еще пешком под стол ходил. Метелл Нумидийский, живший в изгнании в Малой Азии, присутствовал как-то на зрелищах в Траллах. В этот момент он получил письмо, в котором сообщалось о том, что ему было дано право вернуться в Рим. источник сообщает, однако, что Метелл пробыл в театре до конца зрелища и ничем не выказал своей радости. Это сообщение интересно тем, что Метелл, совершенно очевидно, читал письмо молча, а не декламировал его посреди театра (более поздний источник, однако, указывает, что он прочел его лишь после представления, но здесь имеет смысл предпочесть источник более ранний и более внятный, Валерия Максима).

А вообще стоит прочесть статью Б. Нокса Silent Reading in Antiquity // Greek, Roman and Byzantine Studies. 9 (1968). Pp. 421–425. В ней приводятся многие примеры (по сути, уже хрестоматийные) чтения про себя, а также обстоятельна критика Й. Балоха, который отстаивал преобладание практики чтения вслух.