Развод в мировой истории

Русская православная церковь установит допустимое количество браков для верующих. Решение будет принято на Архиерейском соборе, который пройдет храме Христа Спасителя с 29 ноября по 4 декабря.

_>>_ «Черный рынок» в СССР

Еще в древних цивилизациях Междуречья было принято разводиться в судах. С тех пор методов расторгнуть брак появилось великое множество. В Риме инициировать развод пары мог тесть, в России XIX века жен проигрывали в карты, а жители Константинополя освобождались от семейных пут, обвиняя друг друга в колдовстве. Об истории разводов и сопутствующих ритуалов – читайте в нашем материале.

>> Знаменитости, которые погибли из-за этикета

Древность

Около 3 тысяч лет до н. э. шумеры изобрели собственную письменность. Глиняные таблички свидетельствуют, что этот народ крайне серьезно относился к бухгалтерии и всевозможному учету. Свой регламент был и в процедуре заключения и расторжения брака. Молодожены должны были предстать перед тремя судьями. Разводы тоже совершались только через суд. Чтобы избавиться от супружеских оков, паре приходилось дожидаться разрешения царя их города-государства. Подобный случай был зафиксирован в Лагаше.

>> Умный дом и другие забытые советские изобретения

Жители Ларсы пошли дальше и приняли закон о разводе: «Если жена возненавидит своего мужа и скажет ему: «ты не мой муж», то ее следует предать реке». Мужчинам было проще: «Если муж скажет своей жене: «ты не моя жена», то он должен отвесить ½ мины серебра». Еще бесправнее были хеттские женщины (XV — XIV вв. до н. э.). Они не просто не могли развестись по собственной воле — после смерти мужа его супруга переходила к брату или другому родственнику покойного.

Греки и римляне

В античных Афинах законных жен не жаловали. Сократу приписывается выражение: «А есть ли кто, с кем ты меньше разговариваешь, чем с женой?». Царь Солон (VI в. до н. э.) отменил приданое, правда такое новшество долго не продержалось. Как и во многих патриархальных обществах, в Афинах того времени законной причиной для развода было бесплодие супруги.

Но со временем нравы все же становились мягче. Платон (IV в. до н. э.) в трактате об идеальном государстве советовал: «Если муж и жена совсем не подходят друг к другу из-за несчастных особенностей своего характера, то такими делами всегда должны ведать десять стражей законов среднего возраста, а также десять женщин из числа тех, что ведают браками». А автор знаменитого сонника «Онейрокритика» Артемидор (II в. н. э.) полагал, что замужней женщине суждено развестись с супругом, если у нее во сне растет борода.

С нежеланием жен разрушать свои семьи связана одна из самых ранних легенд о Вечном городе. При Ромуле римляне похитили юных сабинянок. Началась война. Царь объявил девушкам, что те держатся в неволе из самых честных брачных намерений. Новые семьи действительно оказались крепкими. Когда сабины наконец атаковали Рим, дочери и сестры уговорили родственников примириться с похитителями, поскольку новая супружеская жизнь полностью их устраивала.

Сформировавшееся позже римское законодательство вообще запрещало женам требовать развода. Муж мог расторгнуть брак. Для этого ему нужно было принести дары в храм богини плодородия Цереры и отдать супруге часть имущества. Правда римляне почти не пользовались этим правом.

Одной из ранних форм римского брака была конфарреация. Такой брак был священным, его заключали в присутствии верховного жреца Юпитера и 10 свидетелей. Расторгнуть его можно было только одним способом — если супругу казнили за преступление. Такое развитие событий считалось для мужчины бесчестьем. Поэтому перед казнью брак расторгался. Конфарреация изжила себя примерно к I в. н. э.

В поздней республике и империи массово распространился брак «sine manu». Супруги наделялись практически равными правами. Каждый мог развестись по собственному желанию. Обычно, расторгнув брак, римская женщина возвращалась под опеку своего отца. Отцы даже могли инициировать развод своей дочери. Этот обычай приводил к злоупотреблениям особо деспотичных стариков. Самовольное расторжение брака со стороны отца (тестя) было запрещено только в середине II века императором Антонием Пием. До этого, чтобы не возвращаться в родную семью, разводившиеся женщины использовали лазейку — заключали фиктивный брак, прибегая к помощи друзей.

Христианский опыт

В Византии законодательство Юстиниана (VI в.) запрещало развод по взаимному согласию. Исключениями становились случаи, когда супруги уходили в монастырь. А в одностороннем порядке женщина могла развестись, доказав, что ее муж — колдун, осквернитель могил или государственный изменник.

В X — XII вв. католическая церковь запрещала вступать в брак родственникам до восьмого колена. На практике это ограничение стало способом развестись. Круг общения жителя средневековой деревни (или даже городка) был крайне узким. Это приводило к тому, что очень часто семьи заводили дальние родственники. При желании развестись (точнее признать брак недействительным) таким супругам следовало доказать родство. Абсурдное ограничение на восемь колен было сужено до четырех колен на Латеранском соборе в 1215 году.

На Руси в эпоху Ярослава Мудрого было запрещено разводиться с женой, которую поразила слепота или другой «лихой недуг». Не одобрялось расторжение брака с женщиной, изобличенной в колдовстве и ворожбе. Таких жен мужья должны были оставлять при себе и воспитывать.

Процедура развода в России оставалась сложной и малодоступной вплоть до 1917 года. Лев Толстой наглядно продемонстрировал это на примере четы Карениных. Но бывали и скандальные исключения. Например, в 1802 году князь Александр Голицын проиграл свою жену в карты Льву Разумовскому. Последовал развод. Мария Григорьевна вышла замуж за победителя.