Войти в почту

Российские древности: Рождественский собор Антониева монастыря

О первой постройке политэмигранта из Европы в Великом Новгороде, о плавании на камне и о кентавре на древнерусской фреске рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности». Новгород Великий удивительно гармонично организован. В самом центре города друг напротив друга стоят два величественных храма: на Софийской стороне – Софийский собор, а напротив – Николо-Дворищенский собор. Края же города, вверх и вниз по течению Волхова, обрамлены двумя монастырями с мощными трехглавыми соборами, построенными в одно время с Никольским храмом. Об одном – Юрьевом – мы уже писали, а о том, который ниже по течению, речь пойдет сейчас. Верхом на камне По сообщению позднейших летописей, этот монастырь основан в 1106 году святым Антонием Римлянином, «Житие» которого сообщает удивительные вещи. Антоний, звавшийся Андреем, якобы приплыл в Новгород на камне, за двое суток совершив чудесное путешествие вокруг Европы. Сначала он просто жил на прибрежной скале, стоя на ней и не сходя никуда, но затем ветер чудесным образом оторвал камень от берега и унес Антония в Новгород. Любопытно «Сказание о Антонии Римлянине» рисует его маршрут: «от римския страны по теплому морю, из него же и в реку Неву, из Невы в Нево езеро, из Нева же езера в верхъ по реце Волхову противо быстринъ неизреченныхъ, да иже и до места сего камень не приста негдеже». То есть указано «теплое» Средиземное море, но пропущены Атлантический океан, Северное и Балтийское моря. Юноша сбежал из Рима от преследований приверженцев «истинной веры» (византийского толка) католиками. Его выбросило на берег Волхова, где гонимый монах очнулся под звуки колокола, созывающего верующих на богослужение в честь Рождества Богородицы. В общем, избавили будущего святого от раздумий о том, где заложить монастырь и какое посвящение ему дать. Кстати, камень этот и сейчас лежит на паперти собора Рождества Богородицы. Правда, совершенно неизвестно, где этот камень плавал 400 лет, только в середине XVI веке его «обнаружил» один из игуменов монастыря. Отплывая из Рима, святой запустил в море бочку со своими сокровищами, которая исправно добралась до Новгорода, где ее выловили рыбаки и, что самое интересное, честно отдали находку хозяину. На эти деньги и построили храм. Забавный факт: сначала святой общался через переводчика (толмач-то в Новгороде был не проблемой – город торговый, всякого народу много), а затем, по молитве, Богородица вложила в него знание языка. Интересно, что сам Антоний Римлянин – вполне реальная личность. Существует два автографа святого, духовная и купчая, причем современная наука склоняется к тому, что духовная Антония – подлинник и написана до 1131 года; купчая – тоже подлинник, но написана в 1354—1357 годах и отнесена к Антонию по заблуждению, связанному с тем, что обе грамоты в XVI веке объединили в единый конволют. Судьба реального Антония как при жизни, так и после смерти, не менее интересна. Его благословил на создание монастыря епископ Никита, умерший в 1109 году, а рукоположил в игумены владыка Нифонт, пришедший на новгородскую кафедру из Киева в 1131 году. Более 20 лет Антония не поставляли в игумены созданного им монастыря, поскольку новгородский владыка, пришедший на кафедру после Никиты, один из самых загадочных церковных деятелей Новгорода Иоанн Попьян, был против. Самое удивительное, что это совсем не помешало Антонию выстроить большой храм (на что требовались немалые деньги – бочка-то с сокровищами, напомним, существовала только в легендах), расписать его, затем построить трапезную церковь и вести активную монастырскую жизнь. Только после смерти Иоанна Попьяна, который активно проводил политику автономности Новгорода от Киева, Антоний официально стал игуменом. Как полагают современные историки, Антоний был одним из «внутренних миссионеров» Киево-Печерской лавры, которая старалась поддерживать контроль Киева над Новгородом. Отсюда и деньги. Отсюда и поспешное рукоположение, ставшее одним из первых деяний выходца из Киева – Нифонта. Впрочем, историки не отказывают Антонию в иноземстве. Как полагают, он был родом из итальянской Калабрии, населенной греками и относившейся в XI-XII веках к Византийской империи, за что и получил прозвище Римлянин. Еще один вариант – Антоний был выходцем с территории Священной Римской империи. В любом случае, если судить по «Житию», в самом начале своей жизни на Руси, Антоний, по абсолютно верному замечанию выдающегося исследователя русской святости Владимира Топорова, был везде чужим. Чужой в Новгороде, чужой в «Риме» — откуда ему по тем или иным причинам надо было бежать. И он достиг в чужом краю очень многого. Реальный Антоний Римлянин скончался третьего августа 1147 года. Об этом свидетельствуют и новгородские летописи. Ровно 450 лет он почитался как святой на местном уровне, а в 1597 году был официально канонизирован Русской Православной Церковью. В 1927 году рака с мощами Антония была вскрыта, останки первого игумена монастыря были переданы в музей, где потерялись. Однако историк и биолог Денис Пежемский сумел вычленить мощи преподобного из комплекса останков, и в феврале 2016 года их передали митрополиту Новгородскому и Старорусскому. Необычный собор Но давайте перейдем к самому храму. Как говорит Новгородская первая летопись, «въ то же лето игуменъ Антонъ заложи церковь камяну святыя Богородиця монастырь». Этот храм не менее необычен, чем его заказчик. Собор Антониева монастыря чуть поменьше первых двух построек эпохи Мстислава: 19,2 на 12,7 метров. Его строили те же мастера, что Благовещенский и Никольский соборы, но иначе. Недавние архитектурно-археологические исследования показали, что сначала (в 1117—1119 годах) построили четырехстолпный храм, а потом, практически сразу после завершения работ (1119—1125), пристроили еще и нартекс (от греческого «ларчик» – западная часть храма, где во время литургии могут находиться еще не крещеные люди). Нартекс содержал в себе с северо-запада круглую лестничную башню, которую венчала тяжелая глава, для симметрии уравновешивающая юго-западной третьей главой. Лестничная башня – это характерный признак архитектуры XI – самого начала XII века, лестница в ней вела на хоры. В алтарной части храма расчищены фрагменты фресок, созданных в 1125 году. Фигуры изображены в сложных поворотах, очень реалистично. К слову, сохранившиеся фрески изуродованы по повелению монастырского руководства: когда фрески потускнели, их заштукатурили, предварительно вырубив прямо по живописи насечки, чтобы держались лучше. А что до художественных качеств, так Церковь никогда особо над произведениями искусства не тряслась. Впервые небольшие фрагменты первоначальных фресок были найдены в алтаре в 1898 году. Систематическое их раскрытие началось только с 1919 года и продолжалось с перерывами до 1990-х годов. Сейчас практически все уцелевшие фрагменты росписи 1125 года расчищены и отреставрированы. Считается, что фрески выполняли мастера из Киева. В 1944 году при проведении работ по укреплению древней штукатурки в башне собора была открыта уникальная cветская роспись XII века (напомним, что и в одном из древнейших храмов на Руси, в Софии Киевской, светские фрески тоже расположены в лестничных башнях, ведущих на хоры). Стенопись исполнена красно-коричневой охрой без каких-либо теней и нанесена на розовато-кремовую, хорошо отполированную поверхность. В башне собора рисунки расположены достаточно бессистемно, и трудно понять, что задумано автором в целом и задумано ли. Где-то лев изображен, где-то — существо, похожее на китовраса (кентавра). В любом случае эти рисунки представляют исключительный интерес, ведь именно в башне, в одной из ниш-келий, сделанных прямо в стене, провел свои последние годы сам Антоний. Реликвии и история В западном притворе храма рядом с легендарным камнем Антония экспонируется десять колоколов Софийской звонницы (XVI-XIX веков), недавно возвращенных в Новгород. Рака Антония тоже здесь, общерусской святыней останки игумена-эмигранта стали в 1597 году, а вот самих мощей в раке пока нет. Впрочем, как мы уже писали, их хотя бы нашли. Еще сохранилась надгробная деревянная скульптура Антония, исполненная в 1573 году резчиком Евтропием Стефановым. Она сейчас хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Сохранилось довольно много икон из собора Рождества Богородицы. Они отреставрированы, наиболее интересные можно увидеть в экспозиции Новгородского музея. Монастырь горел и отстраивался заново. В 1570 году в ходе опричнины погибли настоятель Геласий и все монахи, в 1611 году его разорили шведы. В 1740 годв в Антониевом монастыре была учреждена Духовная семинария – одно из самых старых учебных заведений Российской империи. Из его стен вышли святой Тихон Задонский (строил храмы в Воронеже), архимандрит Фотий. После революции были закрыты и монастырь, и семинария. Сегодня здесь находится одно из отделений Университета Ярослава Мудрого. Сейчас монастырский комплекс включает в себя, помимо Рождественского собора с его поздними пристройками, монастырскую стену с проездными арками, Настоятельский и Казначейский корпуса (XVII– XIX вв.) и церковь Сретения с трапезной (XVI в.). Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Российские древности: Рождественский собор Антониева монастыря
© Индикатор