Снегурочка: символ детской мечты
Новый год – один из самых волшебных праздников, который в России имеет особое очарование и не обходится без Деда Мороза и Снегурочки. Она любима детьми начиная с XIX века и воплощает новогодний праздник. Рассказываем, как появился и менялся с годами этот сказочный персонаж.
>> Эсте Лаудер: оставаться красивой
Снежная красавица
Снегурочка – исключительно русское явление, она, безусловно, единственная в своем роде, ведь больше нигде в мире в новогодней мифологии нет такой же сказочной героини. Ее постоянно изображали и продолжают изображать в своих произведениях художники, писатели, композиторы и режиссеры.
>> Первая женщина-сыщик из детективного агентства Ната Пинкертона
Этнографы полагают, что Снегурочка – это интерпретация покрытых льдом речных вод, скрывающих в себе наступление теплых весенних дней, а основой для образа Деда Мороза послужил древнеславянский бог Варун – бог ночного неба и вод. Персонаж Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза, максимально к нему приближен.
Образ современной Снегурочки допускает одежду голубого оттенка – цвета холода и льда, но по традиционной мифологии Снегурочка ходила только в белом одеянии. Орнамент выполнялся только серебряными нитями, а на голове красовался восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.
В наши дни родиной Снегурочки считается Кострома, где 2 апреля отмечают ее день рождения. На гербе Островского района Костромской области есть изображение Снегурочки – в платье, в серебристой шубке и такой же шапке. Выбрали этот город по нескольким причинам. Во-первых, по одной из версий миф о Снегурочке возник на основе Костромы – соломенной обрядовой кукле, которую сжигали весной. Во-вторых, именно на Костромской земле в имении Щелыково драматург Островский написал свою пьесу «Снегурочка».
В русском фольклоре издавна фигурирует девочка из снега. В 1867 году сказки о Снегурочке были исследованы Афанасьевым в его труде «Поэтические воззрения славян на природу». Эти исследования и послужили для Островского, литературного отца Снегурочки, вдохновением для создания пьесы. В изложении Островского Снегурочка была помощницей Деда Мороза, внучкой она станет намного позже, только в XX веке.
На счет возраста Снегурочки единого мнения нет, то она была маленькой девочкой, то взрослой девушкой. У одних она походила на простую крестьянку, а у других - на Снежную Царевну. Как и в трудах Афанасьева, в пьесе Островского Снегурочка растаяла, но по причине солнечного луча, которым поразил ее бог Солнца Ярило.
В 1882 году по этой пьесе композитор Римский-Корсаков в Мариинском театре поставил оперу, которая имела колоссальный успех. Эскизы декораций и костюмов к опере создавал художник Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела была исполнительницей главной оперной партии.
Образ холодной девушки вдохновлял для таких художников как Коровин, Кустодиев, Перов, а картина Васнецова «Снегурочка» стала настоящим «законом древнерусской красоты».
«Новая» Снегурочка
На рубеже 1926-1927 годов во время антирелигиозной кампании в силу вступил запрет на традиционное празднование Нового года и Рождества, который длился 8 лет. Нет, официально Новый год остался, но был похож на доклад о выполненных работах за год.
Вернуться Снегурочка смогла только в 1935 году, когда ее официально признали и разрешили, как «помощника взаимодействия в общении с детьми». Прообразом стала русская красавица с длинной косой, голубыми глазами и румяными щеками на белом, как снег, лице. А ходила она в расшитой снежинками длинной шубке, с круглой шапочкой на голове. Вот тогда-то и определились с тем, что Снегурочка приходится Деду Морозу внучкой. А в 1937 году персонажи впервые появились вместе на сцене Дома Союза на бал-маскараде.
Образу Снегурочки в кокошнике мы обязаны первому одноименному фильму, снятому в 1968 году с Евгенией Филоновой в главной роли. Дело в том, что создатели фильма не стали особо углубляться в этнографические и исторические особенности происхождения Снегурочки, и нарядили ее, по их мнению, в исконно русский головной убор. Однако в России кокошник изначально носили только замужние дамы. Девушки же носили лентообразные «повязки», как признак невинности. Но образ пришелся по душе зрителям, и теперь уже невозможно представить Снегурочку без кокошника.
В начале XXI века Снегурочке нашли новое применение, начав использовать ее как эротический образ для взрослых мальчиков. Одеяние «новой» Снегурочки кардинально изменилось – появилось глубокое декольте, наряд стал более коротким, лёгким и прозрачным. Однако, несмотря на «облегчение» наряда, оторочка мехом все-таки осталась в качестве декоративного элемента.
Сказочные новогодние помощницы в других странах
Во всем мире существуют некие аналоги Деда Мороза, под разными именами, а вот Снегурочка – единственный в своем роде сказочный персонаж. Но есть герои, которые столь же любимы и желанны детьми разных стран, хотя и кардинально отличаются от русской красавицы.
Например, итальянская фея Бефана, старушка с крючковатым носом, в новогоднюю ночь прилетает на метле и пробирается в дома через дымоход, оставляя хорошим детям подарки, а непослушным лишь угольки да золу. Ей также оставляют угощение - стакан вина и апельсин.
В Узбекистане дедушку Корбобо, облаченного в полосатый халат, сопровождает девушка Коргыз.
В Монголии Деда Мороза, Увлин Увгуна, сопровождают целых два помощника – Зазан Охин или, как иначе называют ее, Девочка Снег и Шин Жил, мальчик – Новый год. Зазан Охин обязательно загадывает загадки, и вручает подарки только тогда, когда услышит разгадку.
В Швеции Снегурочкой называют девушку Люсию – Королеву Света, ей даже посвящен праздник, названный в ее честь, а сама она является главным покровителем всех детей. Люсия носит венок из брусники, в который вставлены зажжённые свечи, и длинное белое платье, перехваченное алой лентой в талии.
В Болгарии же Деда Мороза сопровождает Снежанка, в честь нее даже назвали популярный национальный салат.
Помощницей немецкого Вайнахтсмана является отзывчивая и красивая Кристкинд. Она настолько добра, что всегда оставляет шанс даже для самых озорных детей. Чтобы исправиться, ребята должны спеть песенку или прочитать стихотворение. Одета она в белое длинное одеяние, а голову прикрывает вуалью, в руке же у нее всегда корзина с фруктами, сладостями и орехами, которые она раздает всем девчонкам и мальчишкам, которых повстречает на своем пути.