Собор Святого Марка в Венеции

«Храм-книга, сверкающий издалека подобно Вифлеемской звезде», – так писал английский теоретик искусства Джон Рескин о соборе Святого Марка в Венеции. Уникальная архитектура храма сочетает в себе элементы греческого, романского, готического, итальянского и византийского стилей. Именно здесь хранятся многие сокровища, вывезенные из Константинополя во время крестовых походов. Собор, хранящий мощи небесного покровителя Венеции – на diletant.media.

Покровитель Венеции

Первая базилика на месте современного собора Святого Марка была построена еще в IX веке. По легенде, именно Святой Марк был первым проповедником христианства в Венеции. В 829 году купцы привезли мощи апостола из Александрии в город на воде.

Так они спасли святыню — в те времена мусульмане активно разрушали христианские церкви и возводили на их месте мечети. Чтобы перенести мощи святого на судно, купцам пришлось завернуть тело в парус и спрятать в корзине со свиным мясом. Сарацины побрезговали прикасаться к тушам, и мощи удалось без проволочек доставить в Венецию. Именно апостол Марк считается небесным покровителем города. Знак святого, крылатый лев, является символом королевы Адриатики.

Архитектура собора

Первая базилика пострадала от пожара в X веке. На ее месте в середине XI столетия начали возводить современный собор. Строительство продолжалось на протяжении долгих лет, но освятили храм уже в 1094. Прототипом послужил храм Апостолов в Константинополе, который находился на месте нынешней мечети Фатих в Стамбуле.

В основе лежит форма греческого креста, традиционная для христианских построек того времени. В конце XII веке к зданию пристроили нартекс, небольшое помещение перед входом в храм. Постепенно добавили несколько капелл, а также баптистерий. Неподалеку от собора также находится отдельно стоящая звонница высотой около 100 метров. Раньше она служила маяком для проплывавших мимо кораблей. В начале XX века она была разрушена, но вскоре звонницу восстановили.

Купола и фасады

Собор венчают пять куполов с маковками. Купола установлены на небольших барабанах и выполнены из кирпича. На их внешний вид оказали влияние не только традиции христианских церквей, но и архитектура мечетей. Высота собора по центральному куполу составляет 43 метра. Главный фасад здания облицован мрамором и украшен колоннами с капителями коринфского ордера. Пять входов фасада выполнены в виде порталов, украшенных мозаикой. На небольших башенках установлены фигуры святых.

Остальные фасады выглядят более скромно, но они также украшены мраморной инкрустацией и мозаикой. На южном фасаде, направленном к морю, расположена скульптура святого Христофора. Согласно поверью, тот, кто посмотрит на изображение этого святого, весь день может не опасаться несчастий.

Наряжать базилику принялись лишь в XIII веке, до этого же она выглядела лаконично, как это принято в романском стиле. На лоджии собора находится позолоченная бронзовая квадрига, копия одного из тех сокровищ, которые были вывезены из Константинополя во время крестовых походов. Оригинальная квадрига хранится в музее базилики. В алтаре собора находятся мощи Святого Марка, которые до XIX века покоились в крипте. В конце прошлого столетия, при реставрации крипты, работники обнаружили остатки первой базилики.

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство собора Святого Марка поистине уникально. Мозаики создавались на протяжении двух столетий, с XI по XIII века. Их секрет заключается в том, что разноцветные стекла выкладывали на золотой фольге. Благодаря этому, несмотря на то, что собор был освещен слабо, он словно сиял изнутри. Долгое время базилика была лишь дворцовой капеллой, но тем не менее играла большую роль в жизни Венеции.

Например, из числа 12 прокураторов Святого Марка, которые следили за состоянием собора и его казной, выбирался дож. В 1807 году в храм перенесли кафедру патриарха Венеции. С тех пор он является одним из излюбленных мест паломничества христиан.