Удивительная жизнь Эми Лайон, леди Гамильтон

Даже при жизни об этой женщине ходили множества слухов и сплетен. Сам принц Уэльский клялся, что видел леди Гамильтон в образе проститутки в Ковент-Гардене – в XIX веке это был лондонский квартал красных фонарей.

Сам принц, естественно, оказался в этом районе лишь из любопытства, а никак ни в поисках спутницы на ночь. Эмма Гамильтон умела извлечь выгоду из любой ситуации. Из всего, что она слышала о себе, она выбирала наименее худший вариант и пользовалась им в собственных целях.

Первый год в Лондоне

Эми Лайон родилась в бедной семье в городке Честер графства Чешир. В 1777 году 12-летняя Эми отправилась в Лондон в поисках лучшей жизни и нашла крышу над головой, да еще и в центре Лондона, – она устроилась работать служанкой в доме доктора Бадда, врача госпиталя Святого Варфоломея.

Напарницей Эми была юная Джейн Пауэлл, мечтающая о карьере актрисы. Их объединяло желание поскорее закончить работу прислугой. До своего увольнения они проработали чуть меньше года. Вместе они направились в Ковент-Гарден – мир плотских утех и наслаждений.

Позже Джейн все-таки станет актрисой, а жизнь Эми пойдет совсем по другому пути. И жизнь эта будет совсем не как у благопристойной юной девушки.

Следующим работодателем Эми стал Томас Линли (старший) – театральный деятель, один из руководителей театра Друри-Лэйн (старейший из непрерывно действующих британских театров, в XVII — начале XIX веков считался главных лондонским драматическим театром – прим. редакции).

Эми, скорее всего, работала вместе с миссис Линли над костюмами. Так же есть вероятность того, что Эми помогала чете Линли и по дому. Сложно узнать наверняка. Но в 1795 году Томас Линли умирает.

В 1777 году на сцене театра Друри-Лэйн дебютирует пьеса Ричарда Шеридана «Школа злословия». Велика вероятность того, что костюмером в этой постановке была как раз Эми.

Тем временем популярный в то время врач-шарлатан Джеймс Грэхем, создатель сомнительных лечебных средств на основе электричества, разрабатывал процедуру для восстановления полового влечения. Главными элементами этой процедуры были танцующие девушки, переодетые в древнегреческих богинь.

Танцевали они до тех пор, пока мужчина полностью «не восстановится». Называлось все это «Храм здоровья», а находилось в центре Лондона на улице Стрэнд. По слухам, 13-летняя Эми была одной из первых его танцовщиц. Если это правда, то это была её первая работа подобного рода.

Первая, и далеко не последняя. Несмотря ни на что, это была работа: Эми получала деньги и одновременно училась искусству обольщения.

Позднее Грэхем открывает еще и «Храм брака» на улице Пэлл-Мэлл, именно там и появляется его главное изобретение – «Божественная кровать».

Слабые электрические разряды были призваны разбудить чувства любовников, а ароматы эфирных масел, эротические изображения и, конечно же, танцующие богини создавали подходящую атмосферу. Эми, однако, в этом точно не участвовала: к тому моменту она уже переехала.

Дамы и аристократы

Огромное количество женщин было вовлечено в проституцию в XVIII веке. Существовал даже своеобразный «каталог» женщин, работающих в Ковент-Гарден: «Harris’s List of Covent-Garden Ladies».

Мадам Шарлотта Хайс, известная как Мадам Келли, содержала несколько борделей в одном из районов Лондона. Эми работала у неё служанкой. Стала ли она проституткой – мы не знаем. Но она была симпатичной 14-летней девушкой, жила сама по себе и не имела много денег. Соблазн, наверняка, был велик.

Именно у Мадам Келли Эми встретила сэра Гарри Фезерстона. Сэр Гарри выкупил её у Мадам Келли и отправил в Аппарк – загородный дом в западном Суссексе. Там она занималась охотой, развлекала друзей Гарри и даже, по слухам, танцевала для них на столе обнаженная.

Нельзя осудить её – ведь она жила в Ковент-Гардене, да и была надежда, что Гарри женится на ней. Но это были лишь призрачные надежды. Когда она забеременела, Гарри немедленно бросил её.

Один из друзей Гарри, Чарльз Гревилл, согласился приютить её на нескольких условиях: после родов она должна была отдать ребенка и больше никогда не вспоминать о нем; она должна была прекратить любое общение с сэром Гарри; она должна была сменить имя; и последнее, она должна была вести тихую жизнь, а Чарльз будет её навещать время от времени. Из всех возможных вариантов развития событий этот был наилучшим.

Дом, в который Гревилл поселил Эми, точнее Эмму Харт, в 1782 году, находился в сельской местности, ныне это уже территория Лондона. Там Эмма влюбилась в Роба Титченера – он был очень похож на Гревилла. Но, как и велело одно из условий, Эмма пыталась жить скромно.

В те времена молодые аристократы часто хвастались портретами своих любовниц друг перед другом. Поэтому Гревилл повел Эмму к знаменитому художнику Джорджу Ромни. Ромни был околдован. На протяжении следующих 4-х лет он рисовал её.

Эмма проводила очень много времени в его студии около сквера Кавендиш. Из-под его кисти вышло около сотни портретов будущей Леди Гамильтон.

Лондон тогда был охвачен шекспироманией после нескольких выдающихся постановок Гаррика на сцене Друри-Лейн. На её волне предприниматель Джеймс Бойделл решил открыть целую галерею, посвященную Шекспиру и его произведениям.

Он пригласил Ромни в качестве одного из ведущих художников галереи. Даже в этой коллекции можно найти изображение Эммы в роли Миранды.

Эмма становится Леди Гамильтон

Мы ничего не знаем о жизни Эммы в Лондоне в промежуток с 1786 года по 1791 год. Но в 1791 году Эмма переезжает в Неаполь, чем разбивает сердце Ромни. Причины её переезда просты: Гревиллу собрался жениться по расчету и отправил Эмму к своему престарелому дяде, Уильяму Гамильтону, британскому послу в Неаполе.

Перед её отъездом он пообещал вскоре приехать к ней, однако он этого так и не сделал. Эмма снова оказалась одна и без денег.

Спасает её Уильям. Они стали любовниками, он оплатил её образование, представил обществу и, наконец, женился на ней. Церемония состоялась в 1791 году в приходской церкви Мэрилебона – ныне не существующей.

Джордж Ромни нарисовал свадебный портрет Эммы, а сердце его разбилось во второй раз – счастливые молодожены покинули Лондон через два дня и вернулись в Неаполь.

Эмма расцвела – жизнь её заиграла новыми красками: она сблизилась с королевой Марией Каролиной Австрийской, исполняла дипломатические обязанности. Она так же изобрела собственный вид искусства: своими живыми картинами она показала аудитории около двухсот классических героинь.

Появление Нельсона

Гордость британского флота, легендарный адмирал лорд Горацио Нельсон впервые увидел Эмму в Неаполе. С этого самого момента и до конца своих дней он был очарован ею. Так появился любовный треугольник между Эммой, Нельсоном и Гамильтоном.

Они стали главной темой всех сплетен Лондона еще даже до своего появления там, в резиденции Гамильтона на улице Пикадилли. Эмма подарила Нельсону дочь, Горацию. Никто, кроме присутствующих тогда в доме на Пикадилли, не знал истинных родителей Горации.

Нельсон купил загородный дом Мертон-хаус в 1801 году и велел Эмме обустроить его, как их собственное убежище. Эмма потратила огромную сумму денег на перепланировку и обустройство. Оплатить расходы она планировала позднее, деньгами, которые Нельсон получит за свои сражения.

В 1803 году Гамильтон умер. Он оставил Эмме лишь крошеную пенсию, а все остальное наследство отошло Чарльзу Гревиллу.

А в 1805 году в Трафальгарском сражении погибает Нельсон. Его смерть была большим потрясением для всех. Итак, все его состояние достается его жене, слава достается его брату, а Эмме – лишь хвостик, срезанный с головы Нельсона по его просьбе.

И вот снова она осталась одна, практически без денег. В 1809 году она продала загородный дом Мертон-хаус и осталась жить там за небольшие деньги. Она привыкла к роскошной беззаботной жизни и теперь топила горе и тоску в алкоголе.

Она скиталась по домам своих друзей, убегая от кредиторов. Но они все-таки настигли её, и в 1813 году Эмму отправили в тюрьму для должников в Лондоне.

Жила она не за решеткой: ей было позволено снимать комнатку в пределах нескольких улиц около самой тюрьмы.

После освобождения она отправилась в Кале, где прожила до своей смерти в 1825 году. Эмма Гамильтон умерла в небольшой комнатке в нищенской обстановке и в полном одиночестве.