Великая паровозная гонка

«Великая паровозная гонка», также известная как «рейд Эндрюса», стала одним из важных эпизодов американской Гражданской войны.
Великая паровозная гонка

Гонки на паровозах – вовсе не выдумка сценаристов авантюрных фильмов о Диком Западе. Подобное событие действительно зафиксировано историками – оно произошло 12 апреля 1862 года. «Великая паровозная гонка», также известная как «рейд Эндрюса», стала одним из важных эпизодов американской Гражданской войны.

12 апреля 1862 г. исполнился ровно год с момента начала войны между Севером и Югом. Именно в этот день 12 месяцев назад произошел обстрел форта Самтер, оказавшийся удобным формальным предлогом для начала военных действий.

Спустя год после начала Гражданской войны линия обороны Конфедеративных Штатов Америки проходила от Ричмонда до Коринфа. Главной транспортной артерией, активно используемой Югом, стала железная дорога Western & Atlantic Railroad, в США известная под аббревиатурой W&ARR.

Она проходила практически параллельно линии фронта и была для южан стратегически необходима. Именно с ее помощью было возможно своевременное снабжение войск и их перевозка. Командиры Севера решили во что бы то ни стало прервать это эффективное сообщение и захватить Чаттанугу — город в штате Теннесси.

Джеймс Эндрюс

Джеймс Эндрюс, именем которого позже будет назван знаменитый рейд на паровозах, по документам не считался военнослужащим, однако успел неплохо зарекомендовать себя в качества шпиона. Эндрюс, прикрываясь амплуа контрабандиста, доставляющего Конфедерации всевозможную продукцию, разведывал обстановку в тылу врага и докладывал о ней северянам.

Эндрюс, услышав о запланированном взятии Чаттануги, озвучил авантюрный план. Он предложил уничтожить железнодорожные мосты на Western & Atlantic Railroad, тем самым серьезно навредив южанам. Крайне удобным для Эндрюса и его сообщников оказалось то, что мосты были возведены из дерева — конструкции достаточно было просто поджечь. Для того, чтобы провернуть все это быстро и качественно, нужно было угнать у южан паровоз.

Генерал Севера Дон Карлос Бьюэлл дал добро на реализацию задуманного, и Эндрюс с сообщниками приступили к выполнению. Правда, первая попытка успехом не увенчалась: банда Эндрюса проникла в тыл врага, но не смогла завербовать местного машиниста (среди сообщников не было человека, который умел бы управлять паровозом). Горе-захватчики вернулись несолоно хлебавши, однако от своей задумки не отказались.

По возвращении Эндрюс, не обнаружив на месте Бьюэлла, предлагает другому генералу — Ормсби Митчеллу — организовать еще один рейд, учитывая ошибки предыдущего. На сей раз было необходимо больше людей (в итоге было выбрано 22 человека против прежних девяти), среди которых непременно должен был быть машинист. Сообщники были предупреждены, что в случае провала операции южане наверняка не пощадят их и казнят за шпионаж, однако Эндрюса было уже не остановить.

Итак, группа из 22 человек — двое гражданских (Эндрюс и машинист), двадцать военных из армии Огайо — начала работу над реализацией плана. Сменив военную форму на простую одежду, вооруженные сообщники отправились в Мариетту, где располагалась одна из железнодорожных станций Western & Atlantic Railroad. Добровольцы остались на ночь в местных отелях — было выбрано несколько заведений, дабы не заваливаться всей гурьбой в одну гостиницу и не привлекать лишнее внимание.

На утро группа под руководством Эндрюса должна была захватить грузопассажирский поезд, во главе которого был паровоз под названием «Генерал». Им управляли машинист Джефферсон Кайн и кочегар Эндрю Джей Андерсон. В пассажирских вагонах в качестве проводника работал Уильям Фуллер.

Паровоз «Генерал»

К моменту посадки на поезд количество налетчиков уменьшилось: двое из 22 человек проспали в гостинице свой звездный час. Остальные же, вовремя расплатившись за билеты в кассе, успели занять в вагонах свои места. На станции Биг Шанти, воспользовавшись тем, что персонал поезда вышел, сообщники отцепили пассажирские вагоны и, загрузившись в оставшиеся грузовые и кабину машиниста, угнали паровоз.

Кайн, Андерсон и Фуллер сориентировались довольно быстро. Они решили положить все силы на то, чтобы остановить злоумышленников. Паровозы в ту пору не разгонялись до баснословных скоростей (обычно они перемещались не быстрее 24 км/ч), поэтому поначалу мужчины, из-под носа которых увели поезд, преследовали его на своих двоих. Затем им удалось раздобыть ручную дрезину.

Северян замедляло еще и то обстоятельство, что им необходимо было разрушать инфраструктуру — не покататься же они сюда приехали. Преследователи не сдавались, и вскоре продолжили гонку уже на паровозе «Техас», обнаруженном на станции Адайрсвилл. Вскоре на подмогу машинисту, проводнику и кочегару угнанного поезда пришло несколько военных из южан.

Отряд под предводительством Эндрюса не смог осуществить задуманное и сжечь мосты (вовсе не в фигуральном, а в самом что ни на есть прямом смысле). Сырая древесина никак не загоралась. Через некоторое время сообщники обнаружили, что запас топлива критически мал, и прекратили гонку.

Северяне попытались скрыться, однако все равно были пойманы южанами. Конфедераты арестовали даже тех солдат, которые в момент начала операции крепко спали и не приняли непосредственного участия в гонке. Восемь человек, включая Эндрюса, отправились на виселицу, еще восемь успешно бежали. Оставшиеся шестеро вернулись домой в ходе обмена военнопленными.

В 1926 году «Великая паровозная гонка» была экранизирована — фильм о ней снял Бастер Китон, легендарный комик времен немого кино. Картина вошла в историю кинематографа под названием «Генерал».

Комментарии
Комментарии