Восстание Ната Тернера

Действия восставших поражали своей жестокостью: рабы не щадили даже женщин и детей. Тернер всеми силами стремился запугать белых, внушить им чувство тревоги. Впрочем, вскоре рабовладельцы приняли симметричные меры.

Детство Ната

О детстве, отрочестве и юности Ната известно крайне немного. Родился он в семье рабов и никогда не знал другой жизни. Более того, официально у Ната даже не было фамилии: хозяева фиксировали лишь имена новорожденных рабов. Когда же кому-то из белых нужно было обратиться к темнокожему, он окликал раба по фамилии его владельца. Так Нат стал Тернером — он находился в собственности Самуэля Тернера.

Судя по всему, отец Ната сумел освободиться от кабалы и бежать из рабства еще в ту пору, когда его сын был совсем ребенком. Сам Нат толком не помнил обстоятельств побега, однако, вероятно, эта мысль не давала ему покоя, и раб стремился во что бы то ни стало повторить судьбу своего отца. Правда, Нату недостаточно было просто скрыться: душа требовала возмездия.

Знаки свыше

К борьбе с белыми мужчину подталкивали и всевозможные божественные знамения. К примеру, 12 мая 1828 года Нат услышал голос, который призывал его бороться с рабовладельцами «их собственным оружием», а спустя три года, 11 февраля 1831-го, Тернер принял солнечное затмение за призыв наконец начать восстание.

Точку в этой череде знамений поставило еще одно затмение, в ходе которого небесное светило изменило цвет на голубовато-зеленый. С точки зрения науки подобное событие объясняется выбросом вулканического пепла в атмосферу — незадолго до этого как раз извергался вулкан Сент-Хеленс. Однако у Ната была своя интерпретация: он решил, что этот сигнал никак нельзя проигнорировать. «Цветное» солнце Нат увидел 13 августа 1831 года, а спустя неделю — 21 числа — началось восстание.

Ход восстания

В первую очередь Нат освободил нескольких рабов, в преданности которых у него не было сомнений. Затем восставшие общими силами начали освобождать других темнокожих, живших неподалеку, убивая при этом рабовладельцев и членов их семей. От рук повстанцев — в их число входили не только рабы, но и свободные черные — погибли несколько десятков человек, причем среди них были не только мужчины, но женщины и даже дети.

Тернер и его сообщники выбрали «бесшумную» тактику: они убивали своих жертв при помощи досок, топоров, холодного оружия, дабы как можно дольше оставаться в тени и не привлекать внимание жителей окрестностей. Интересно, что некоторых белых восставшие все же пощадили: это были бедняки, жившие, по мнению Тернера, практически в таких же условиях, как и рабы. По позднему признанию, Нат стремился внушить белым «ужас и тревогу».

Суд над зачинщиками

Резня длилась два дня, после чего белым удалось прекратить восстание. Однако неуловимого Тернера отыскали лишь спустя несколько месяцев: он отсиживался в норе, для непримечательности прикрытой старыми досками. Предводителя восстания ждало самое суровое наказание из всех возможных: по решению суда Ната повесили, после чего его тело было обезглавлено и четвертовано в назидание всем остальным рабам. Примечательно, что произошло это событие в городе Кортленд, ранее носившем название Иерусалим.

Тернер был не единственным человеком, понесшим наказание за участие в восстании. В общей сложности в этом обвинили 50 человек, причем пятеро среди них не были рабами. Однако на виселицу отправились далеко не все: некоторых участников восстания — как свободных, так и рабов — помиловали.

Образ Ната Тернера неоднократно воплощался в художественной литературе и кинематографе. К примеру, его истории посвящена книга Уильяма Стайрона «Признания Ната Тернера», за которую автор в 1986 году удостоился Пулитцеровской премии. Также восстание Тернера легло в основу фильма «Рождение нации», вышедшего на экраны в 2016 году.