За что мы любим «Щелкунчика»

Повесть-сказку «Щелкунчик и Мышиный король» её автор Эрнст Теодор Амадей Гофман рассказывал отрывками детям своего приятеля Юлиана Гитцига. Маленькие Фриц и Мари Гитциг, увлечённые фантазиями Гофмана, просили рассказывать ещё и ещё, и так постепенно сложился сюжет того «Щелкунчика», которого мы знаем и любим.

>> Как сохранить тепло в квартире

Дети в сказке получили имена настоящих брата и сестры Гитциг, а также унаследовали черты их характера. Впервые произведение было напечатано в 1816 году в канун Рождества, что стало впоследствии доброй традицией: театральные и балетные постановки, мультфильмы и другие интерпретации «Щелкунчика» приурочивались к рождественским праздникам.

>> Места, где светится небо

Praktika.ru предлагает читателям открыть для себя неизвестного «Щелкунчика» – и, словно другу детства, обрадоваться «Щелкунчику» известному.

>> Путешествие выходного дня

На сцене Мариинки

Премьера балета-феерии в двух актах «Щелкунчик» на музыку Петра Ильича Чайковского состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Автором либретто был известный хореограф Мариус Петипа – за основу он взял сказку Гофмана в переложении Александра Дюма-отца. Однако из-за болезни Петипа не смог закончить работу над балетом, поэтому его заменил Лев Иванов.

Несколько лет «Щелкунчик» в постановке Петипа и Иванова неизменно собирал полные залы зрителей. Однако события 1917 года стали потрясением для культурной жизни страны. Многие таланты эмигрировали, хореография «Щелкунчика» была утеряна. Сохранилась она только в записях режиссёра Н. Сергеева: он владел системой «конспектирования» балетных па по методике В. Степанова и в своё время записал большую часть танцев. Благодаря Сергееву, эмигрировавшему в Европу, стало возможным воссоздать «Щелкунчика» и другие балеты за рубежом близко к оригиналам.

Имена героев

В сказке Гофмана брата с сестрой зовут Фриц и Мари. Однако в либретто Петипа Мари стала Кларой. Позже героине вернули исконное имя, а на волне патриотических настроений времён Первой мировой войны Мари переименовали в Машу. Примечательно, что Фриц остался Фрицем: считали, что капризный, вредный и жестокий мальчик заслуживает это имя. Но позже переименовали и Фрица: в постановке балета советских времён брата и сестру зовут Маша и Миша.

Почему «Щелкунчик» особенный?

Говорят, что «Щелкунчик» как нельзя лучше подходит для неискушённого зрителя-новичка: разнообразие музыкальных тем и динамичный сюжет, понятный без слов, не дадут заскучать. Горячий испанский танец «Шоколад», экзотический китайский танец «Чай», загадочная мелодия «Танца Феи Драже» – композитор показал в одном произведении разные грани своего таланта. Недаром «Щелкунчика» называют музыкальным завещанием Чайковского.

«Щелкунчик» особенный и для самих артистов балета: для многих звёзд он стал сценическим дебютом. На роли детей традиционно приглашают юных учеников балетных школ. Премьера не была исключением: партии Клары и Фрица исполнили дети из Императорского театрального училища — Станислава Белинская и Василий Стуколкин.

Для Николая Цискаридзе, сегодня являющегося ректором Академии русского балета им. Вагановой, а в прошлом не раз танцевавшего партию Щелкунчика-принца, балет тоже особенный: в Мариинском театре его традиционно ставят 31 декабря, в день рождения танцовщика.

Очень разный «Щелкунчик»

Сценических интерпретаций знаменитого балета существует великое множество.

На сцене Большого театра балет был впервые поставлен в 1919 году Александром Горским. Его сменил «Щелкунчик» Василия Вайнонена, который пользовался зрительской любовью три десятка лет. Однако самой любимой и знакомой зрителю является интерпретация Юрия Григоровича, которая ставится в Большом театре с 1966 года. В отличие от предыдущих версий либретто, у Григоровича финал получается немного печальным: Мари просыпается и понимает, что всего лишь видела прекрасный сон.

В двадцатых годах прошлого века балетмейстер Фёдор Лопухов, известный авангардист, превратил произведение Чайковского в причудливое смешение танца и чтения текстов на фоне огромных цветных щитов на колёсиках. «Перфоманс» был воспринят публикой неоднозначно и собирал залы всего 9 раз.

За рубежом «Щелкунчика» ставили такие величайшие балетмейстеры, как Джордж Баланчин – в 1954 году в Нью-Йорк Сити Балет, Рудольф Нуреев – в 1968 году в Лондонском Королевском балете, Михаил Барышников – в 1976 году в Американском театре балета.

В Мариинском театре сегодня можно увидеть две версии балета – классическую, на основной сцене, и версию Валерия Гергиева и Михаила Шемякина – на новой сцене. «Традиционные постановки зачастую сводятся к детским утренникам», – так Шемякин пояснил своё желание дать «Щелкунчику» собственную интерпретацию. «Плюшевые мышата» у него заменены на крыс в причудливых масках, они снуют по кухне, мухи роятся в лавке сластей. Суета, толчея, нагромождение предметов на сцене и столпотворение персонажей – шемякинская постановка регулярно собирает критические отзывы от приверженцев старой школы. Однако ни одного случайного артиста или предмета на сцене нет, всё вписывается в сложный замысел экспериментатора Шемякина. Его «Щелкунчика» однозначно стоит посмотреть – чтобы окончательно разочароваться или чтобы влюбиться в него навсегда.

В 2014 году в России персонажи Гофмана запели: режиссёр-постановщик Анна Сигалова представила зрителям оперу «Щелкунчик» на либретто Демьяна Кудрявцева. Автор музыкальной редакции Игорь Кадомцев и музыкальный руководитель спектакля Дмитрий Юровский поставили перед собой задачу по возможности сохранить узнаваемые мелодии Чайковского, добавив вокальные партии к авторской оркестровке. Юровский сочинил только арию Мышиного короля во время сражения, но даже её он «собрал» из мотивов Чайковского.

Елена Терентьева

Лирико-колоратурное сопрано

Солистка Московского театра Новая Опера им. Е. В. Колобова

Лауреат международного конкурса им. И. И. Глинки

Чайковский – непревзойдённый мелодист и даже в балете, как правило, сочинял темы, которые естественно ложатся на вокал. Идея сделать из партитуры балета оперу «Щелкунчик» буквально лежала на поверхности. Подарить сказочным героям голос и превратить всемирно известный балет в оперу придумала хореограф Алла Сигалова. Но, говорят, об этом мечтал и сам великий композитор. «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского — лучшая балетная партитура на свете.

Конечно, перенести балет один в один на оперные подмостки невозможно. Хотя бы в силу разных драматургических традиций – в балете вся драма обычно случается в первом действии, а во втором идёт праздничный дивертисмент танцев. В опере такое невозможно: накал драмы, даже трагедии, нарастает до самых последних страниц. Поэтому есть перестановки некоторых танцев – например, испанского, арабского, китайского – в первый акт, где их исполняют участники костюмированного вечера у Штальбаумов. Например, яркий номер Испанской куклы – где танец перешёл в виртуозную арию с высокими нотами.

Сюжет сказки никто не переделывал и не осовременивал, это любимое и детьми, и взрослыми симфоническое волшебство Чайковского. Вот только к оркестровым чудесам тут добавляются вокальные – герои поют, и это опера. Однако персонажи не только поют, но и танцуют – виртуозные па теперь перешли в вокальную строчку, но движения на сцене сохраняются.

Авторы спектакля добавили к этому спецэффекты, причудливые декорации и костюмы, придуманные художником Павлом Каплевичем. Всё дышит волшебством и сказкой – будет интересно и детям, и взрослым.

В этом спектакле я исполняю две партии – Испанскую куклу и Машу. Героини разные. Испанская кукла – яркий персонаж, который появляется в мире волшебства. Маша – нежная девочка, которая жалеет Щелкунчика. После всех приключений она хочет остаться с принцем. Финал оперы яркий, все поют о любви, о счастье.

К слову, в детстве я мечтала стать балериной и танцевать в этом спектакле. Балериной я не стала, а вот спеть партию в Щелкунчике мне посчастливилось! Мечты сбываются, стоит их только загадать, балет-опера «Щелкунчик» П. И Чайковского творит чудеса.

Сегодня существует множество версий «Щелкунчика» – от классических до авангардных. Уже упомянутый нами Николай Цискаридзе признался однажды, что видел десятки интерпретаций знаменитого балета, и некоторые из них в своей оригинальности показались ему даже абсурдными – но удивительная музыка Чайковского «спасала всё».

«Щелкунчик» на экране

Не обошли вниманием сказку и мультипликаторы. Все мы с детства помним замечательный мультфильм «Щелкунчик» Бориса Степанцева: он вышел на экраны 1 января 1973 года. Степанцев переработал традиционный сюжет: главной героиней у него становится не Мари, а девочка-служанка. Прекрасная музыка Чайковского показалась режиссёру самодостаточной, и персонажи на экране не произносят ни слова на протяжении всего мультфильма. Однако благодаря выразительности мелодий и анимации происходящее понятно и детям, и взрослым.

В 2004 году российский режиссёр Татьяна Ильина сняла новый мультфильм «Щелкунчик», сюжет которого удивил приверженцев традиционной интерпретации сказки Гофмана. Главные герои, Маша и Николка, живут в Санкт-Петербурге, куда приезжает со своим магазином чудесных игрушек мастер Дроссельмейер. Он дарит Щелкунчика Маше и объясняет, что волшебный орех Кракатук поможет заколдованному принцу вернуть человеческий облик. Дальше героев ждут самые невероятные приключения – разумеется, со счастливым финалом.

В 2015 году на экраны вышел мультфильм «Волшебное королевство Щелкунчика» режиссёра Эдуардо Шульдта. Сюжет развивается близко к классической истории, а главную героиню озвучивает Алисия Сильверстоун.

Наряду с мультипликацией «Щелкунчик» завоевал и большой экран: в 2010 году Андрей Кончаловский снял фильм «Щелкунчик и Крысиный король». Режиссёр перенёс действие в Вену начала ХХ века, где живёт мечтательница Мэри и её проказник-брат Макс. Дядюшка Альберт дарит девочке Щелкунчика, и с этого момента начинаются приключения Мэри в сказочном мире. Крысиный король у Кончаловского угрожает не только взятому в плен Щелкунчику и его армии, но и всему роду людскому, и аллюзии на фашизм прослеживаются довольно чётко. Эту режиссёрскую задумку, а также дух стимпанка – на экране появляются летающие байкеры и крысы-киборги, а в сражениях идёт в ход мощное сверхоружие – критики не оценили.

Удивительная сказка о Щелкунчике продолжает вдохновлять режиссёров, мультипликаторов, хореографов и других творческих людей на создание прекрасных произведений. «Щелкунчик» может создать новогоднее настроение как по мановению волшебной палочки и у детей, и у взрослых. В канун Нового года обязательно посмотрите один из мультфильмов, а ещё лучше – сходите на балет!