Хулиганства Пушкина: как «Евгения Онегина» «осовременили» в Театре Маяковского
В Театре Маяковского прошла премьера спектакля «Евгений Онегин» в версии художественного руководителя Егора Перегудова. Спектакль рассчитан на тех, кто уже читал или хотя бы поверхностно знаком с романом и не против нововведений в классический текст. Актёры-ровесники своих персонажей добавляют юмор и самоиронию в знаменитые строки, а классические костюмы воссоздают галантную атмосферу XIX века. «Рамблер» рассказывает, почему переосмысление классики получилось любопытным и зачем её смотреть.
Роман в стихах «Евгений Онегин» — непростой материал для постановки на театральной сцене. Помимо самого стихотворного формата, главный герой в оригинальном тексте произведения произносит буквально пару фраз, а остальное повествование ведётся от безымянного автора, который называет Онегина «добрый мой приятель». Каждая постановка начинается с работы над новой инсценировкой. В Театре Маяковского ею занимался художественный руководитель Егор Перегудов, причём сделал это со свойственными ему вниманием к деталям и смещением фокуса интереса на внутренний мир героев.
Такой опыт у Перегудова уже был: например, в 2022 году режиссёр поставил спектакль «Сирано де Бержерак» в МХТ имени Чехова. В нём он переосмыслил драму Эдмона Ростана, уменьшил количество героев и представил отдельную линию, в которой показал внутренний мир Сирано, — так характер героя стал понятнее и ближе современному зрителю.
Интересно получилось и с «Евгением Онегиным»: в версии постановщика «энциклопедия русской жизни» превратилась в немного хулиганскую зарисовку о мире и эпохе, в которой творил поэт. Персонажи переживают легко считываемые эмоции, мотивы их поступков ясны, размышления о любви и дружбе кажутся естественными благодаря ироничному тону персонажей.
Главные роли играют молодые артисты: по задумке так зрителю будет проще приобщиться к переживаниям персонажей. Онегин (Мамука Патарава) предстает то важным денди, то разочарованным во всём снобом, то игривым и щеголеватым дворянином, который удивляется чувствам, которые испытывает. Ленский (Никита Языков) оказывается невероятно искромётным: его энергия и страсть к жизни очевидны так же, как иногда слишком громкие разговоры и метания. Не отстаёт от него Татьяна (Варвара Бочкова): её эмоциональность — на грани со здравым смыслом. Обуреваемая чувствами к Онегину, которого она видела только единожды, Ларина бьётся в исступлении так, что это выглядит чересчур. С одной стороны, кажется, что это такой сюжетный ход, чтобы «сломать четвёртую стену». С другой (что более вероятно) — представляется, что актриса не совсем верно интерпретирует эмоций своей героини.
Несмотря на цель «Маяковки» привлечь молодую аудиторию в театр и на постановку «Евгения Онегина» в частности, без знания текста или хотя бы основных точек сюжета зрителю на спектакле будет непросто. Перегудов ловко играет с таймлайном и сюжетными линиями одного из самых известных пушкинских романов: здесь есть флешбэки, рефлексия о прошлом, сны и видения. Спектакль начинается с визита Татьяны в дом Онегина, где она страдает из-за гибели Ленского, холодности Евгения. Она находит дневник Онегина и читает в нём об уже произошедших событиях. Таким образом у зрителя появляется возможность посмотреть на историю с позиции главного мужского действующего лица.
По ходу постановки в качестве рассказчика то и дело выступает Дядя самых честных правил (Анатолий Лобоцкий или Евгений Парамонов), он отпускает саркастичные комментарии и едкие замечания. А ещё отвечает за интерактив: произносит одну из строк «Евгения Онегина» и, сделав паузу, предлагает залу хором завершить предложения. Вне зависимости от знания или незнания текста, и публика, и артист остаются довольны собой.
Не менее комедийным становится персонаж няни — Татьяна Орлова наделяет героиню народной мудростью, душевной теплотой, а также игривой взбалмошностью и экстравагантностью. В то же время именно няня разыгрывает настоящий саспенс: она зачитывает письмо Татьяны к Онегину, когда актёры иллюстрируют сон Лариной. Он представлен живописно и сверхъестественно: усиленные микрофонами голоса героев создают жуткое эхо, силуэты выдуманных животных отсылают к мифическим существам из фольклора, а сама сцена кажется средневековым триптихом.
Спектакль в целом получился довольно кинематографичным. У постановщиков была цель показать «Евгения Онегина» в пространстве русской зимы. Её атрибуты присутствуют на сцене на протяжении всего действа: на персонажей обильно сыплются снежинки, затем вьюга укрывает подмостки сугробами, а после метель заставляет героев кутаться в стильные бушлаты и поправлять шали. Как и работа с текстом, костюмы были сшиты максимально приближенными к моде пушкинской эпохи. Герои носят бальные платья, сюртуки, фраки, пальто-крылатки и цилиндры, воссоздавая нужную обстановку.
Сценография спектакля обыграна необычно: декорации народного художника Владимира Арефьева можно считать одним из героев постановки. В первом акте фоном служит деревянная стена, из которой на протяжении всего действия льётся вода. Причём её напор зависит от интенсивности переживаемых героями чувств. В одной из сцен накал страстей так велик, что на подмостках образуются настоящие реки, по которым девушки запускают кораблики. Татьяна таким образом отправляет письмо Онегину, сложив из исписанного пергамента кораблик. А по мере того, как чувства Татьяны охлаждаются и закаляются, меняется и задник сцены. Во втором акте это самые настоящие гигантские метровые сосульки — холодные, как замужняя Татьяна, и непоколебимые, как неожиданно возникшие, но уверенные и прочные чувства Онегина к ней.
«Евгений Онегин» Театра Маяковского, как освежающий зимний ветер, заново знакомит публику с хорошо известными хрестоматийными героями и делает кокетливый реверанс в сторону рукописных хулиганств Пушкина. При этом на сцене, спустя века, они выглядят на удивление всё так же игриво и своевременно.
Премьерные показы состоятся 8, 27 февраля на Основной сцене Театра Маяковского.
Мальчик-пришелец и воин-великан: пять театральных премьер февраля