Войти в почту

7 фильмов 2017 года, которые вы уже пропустили

Кажется, будто в 2017-м еще не выходило значимых и пробивных картин, кроме, например «Ла-Ла Ленда» и «Логана». Однако на самом деле в открытом доступе появилось много очень примечательных фильмов, которые никто не заметил. Time Out рассказывает о картинах, которые все пропустили, а зря.

«Основатель»

Крутой байопик про основателя сети McDonald’s по разным причинам не попал на «Оскар».

«Основатель» попал в американские кинотеатры только к концу 2016-го и благополучно проехал мимо всех оскаровских номинаций. Тем временем это весьма примечательный байопик о бизнесе, такая упрощенная «Социальная сеть», только про фастфуд.

Главный герой — Рэй Крок (Майкл Китон), хитрый мужик, основатель сети McDonald’s. До пятидесяти лет он был коммивояжером, ездил и торговал всякой ерундой, в том числе хитровыдуманными миксерами для молочных коктейлей. Потом он обнаружил в Калифорнии ресторан, который заказал у него сразу кучу миксеров. Вся еда там была качественной, а обслуживание — чрезвычайно быстрым. Он принадлежал братьям Макдональдам (Ник Офферман и Джон Кэрролл Линч).

Фактически никакой заслуги Крока в успехе «Макдоналдса» нет. Он всего лишь развернул франчайзинговую сеть вокруг, возможно, самой успешной из идей в истории ресторанного дела. Но история сукиного сына, блестяще сыгранного Китоном, все равно впечатляет каким-то рекордным плутовством.

Крок просто взял и всех провел: из продавца миксеров стал большим предпринимателем; выкупил за жалкую пару миллионов у Макдональдов имя ресторана; наконец, заставил весь мир есть пересоленные гамбургеры. Вроде все по-честному, а человечество до сих пор обмануто.

«В этом мире я больше не чувствую себя как дома»

Победитель фестиваля Сандэнс, трагикомедия про ограбление жилого дома с Элайджей Вудом.

На главном инди-фестивале мира, Санденсе, довольно неожиданно победило драмеди с философичным названием (это, кстати, цитата из известного в Америке кантри-хита).

Клуша-медсестра Рут (Мелани Лински) обнаруживает, что ее ограбили. Домушники забрались в открытый дом и вынесли ноутбук и столовое серебро. Так как следователь отказывается ей помочь, она просит помощи у странного соседа Тони (Элайджа Вуд). Вместе они обнаруживают, что кражами промышляют троица мутных наркоманов, один из которых происходит из богатой семьи.

Кино на самом деле вовсе не про расследование ограбления. Весь смысл произведения выражен в заглавии: растерянная и потому озлобленная медсестра после вторжения потеряла ощущение собственной безопасности и потому ходит по спальным американским районам, ищет справедливости. И когда к концу вся якобы детективная интрига вырождается в исступленную беготню по лесу, к потерянным героям не испытываешь ничего, кроме жалости и нежности.

«Красная черепаха»

Почти гениальный мультфильм без слов, который неслышно прошел в прокате.

Дебютный полнометражный фильм голландца Михаэля Дюдока де Вита делали на знаменитой японской студии Ghibli, основанной Хаяо Миядзаки. Картину с большим успехом показали на Каннском фестивале, номинировали на Оскар (без каких-либо шансов на статуэтку), а затем в России ее почти никто не заметил в кинотеатрах: всего 12 тысяч зрителей купили билет.

И очень жаль. Этот бессловесный мультфильм вроде как ни о чем конкретном не говорит. Безымянный черноволосый герой попадает после кораблекрушения на вроде бы необитаемый остров. Он там страдает, с трудом находит пропитание, трижды пытается собрать из прутьев плот, но гигантская красная черепаха раз за разом подплывает снизу и разбивает головой его судно. Потом черепаха превратится в девушку с ярко-красными волосами.

Рядом с красивой анимацией райских тропических пейзажей любые слова, которые бы произносили герои, прозвучали бы высокопарно. Хотя кино при этом совершенно не пустое: оно говорит напрямую со зрителем посредством тончайших ощущений, которые вызывает. За несколько мизансцен коротенький (всего 80 минут) мультик способен растрогать куда больше, чем почти любой дорогостоящий анимационный монстр, сделанный американской студией.

«Сальный душитель»

Адовый трэш о маньяке-душителе, который весь обмазывался салом.

По правде сказать, «Сальный душитель» вышел еще в 2016, но известность в узких кругах ценителей обрел несколько месяцев назад. Кино это отчаянно пугает обывателей, потому что оно отвратительное, в самом лучшем смысле.

По сюжету двое фриков, отец и сын, живут вместе. Папа, как быстро выясняется, известный на всю округу маньяк по кличке Сальный душитель. Он с ног до головы обливается жиром и душит людей. Тем временем сын заводит себе девушку, которую потом отбивает папа.

Эстетика мерзости в этом комедийном трэш-хорроре эксплуатируется как только возможно. Режиссер буквально пытается достать зрителя бесконечными повторениями одних и тех же событий и фраз: например, душитель все время ходит на автомойку, где смывает с себя весь жир. А потом душит очередную жертву, у нее вылетают глаза, и злодей их ест. И это все так смешно, дико и самобытно, что потом этот нарочито плохой фильм никак не получается забыть.

Нормального перевода до сих пор нет, но зато на YouTube есть одноголосые озвучки. И это, наверное, даже лучше оригинала.

«После бури»

Японская семейная драма про сыщика-писателя-неудачника.

Режиссер Хирокадзу Корээда плохих фильмов не снимал, но «После бури» в Канне провозгласили прямо-таки шедевром. Его тихая картина о семейных невзгодах призов, правда, никаких не получила, но в рейтингах критиков стоит высоко.

Главный герой по имени Рёта раньше был подающим надежды писателем, но теперь он те немногие деньги, которые зарабатывает частным сыском, тратит на азартные игры и совсем немного оставляет на алименты бывшей жене. Одинокая вдова-мать уже окончательно состарилась, а сын, недоверчивый, но любящий, тоже отдаляется от непутевого отца.

С японским самобытным кинематографом бывает тяжело совладать тем, кто не с островов, а с континента, но в случае Корээды никаких культурных преград нет. Это абсолютно интернациональное, понятное кино про одиночество и изоляцию в собственной семье, но все преграды все равно преодолеет иррациональная любовь родных друг другу людей.

«Самая ненавистная женщина Америки»

Биографический фильм про атеистку, которая через суд добилась запрета чтения Библии в школах США.

Очередной фильм из контентной бездны Netflix посвящен малоизвестной у нас боевой атеистке Мэделин Мюррей О’Хэйр (Мелисса Лео). Любящая мать однажды обнаружила, что в школе ее сына перед учениками читают Библию. Она инициировала громкую судебную тяжбу, после которой в школах запретили как-либо проповедовать детям религию.

Фильм, возможно, не самый оригинальный в художественном плане, зато история уж больно любопытная. О’Хэйр затем основала гигантскую общенациональную ассоциацию атеистов, заработала таким образом кучу денег, а затем ее вместе с сыном и внучкой украли прямо из дома и требовали, опять-таки, кучу денег выкупа. Авторы, кстати, над старушкой О’Хэйр изрядно иронизируют, несмотря на ее статус непогрешимой активистки.

«Женщины XX века»

Шикарное кино о юности и молодости, которое никто не заметил в оскаровских номинантах.

Пока все спорили о «Ла-Ла Ленде» и «Лунном свете», в номинации за лучший оригинальный сценарий тихо пролетел мимо статуэтки фильм «Женщины XX века». Инди-фильм Майка Миллса отчасти основан на его семидесятническом детстве.

Действие охватывает год жизни в доме Дороти (Аннетт Бенинг), бойкой разведенной женщины с пятнадцатилетним щуплым сыном Джейми, от его лица ведется повествование. Дороти сдает несколько комнат, в пансионе живут: Джули (Эль Фаннинг), подруга Джейми, которая не хочет с ним спать; фотограф Эбби (Грета Гервиг), которая вылечилась от рака шейки матки; механик Уильям (Билли Крудап), который переехал из хиппарской коммуны. На дворе 1973 год, у власти Никсон, в умах — независимость.

Интересно, что в фильме о женщинах XX века главный герой — смущенный мальчик, воспитываемый тремя своенравными женщинами. Иначе говоря, через одну маленькую историю о взрослении показывается целая эпоха эмансипации женщин. «Женщины XX века» — маленькое, но смелое кино про молодую Америку с очень правильно выбранной интонацией, не нравоучительной, но лиричной.

Фильм, кстати, покажут на широком экране 14 апреля в рамках фестиваля независимого кино WhyNotMovie.