Войти в почту

«Человеку с бульвара Капуцинов» — 30 лет

Почему Андрей Миронов боялся драться? Кого хотел сыграть Николай Караченцов? Что было не так во внешности Олега Табакова? Удалось ли Алле Суриковой справиться с конокрадами? С момента выхода картины «Человек с бульвара Капуцинов» прошло уже 30 лет, но она по-прежнему любима зрителями и таит в себе множество загадок, связанных со спецификой жанра. О них и рассказывает «ТН».

Фильм о любви

В начале 2000-х эта картина даже была признана лучшим фильмом о кино XX века. А ведь сценарий лежал на полках «Мосфильма» шесть лет. Говорят, никто из режиссеров-мужчин не решался снимать в непонятном для советского человека жанре вестерн.

Но Алла Сурикова не побоялась. Зрители к тому времени знали ее по тонким, лирическим картинам «Суета сует», «Будьте моим мужем», «Ищите женщину», «Искренне ваш». И вдруг скачки, драки, каскад феерически сложных трюков.

Алла Ильинична рассказывала, что поддалась на эту авантюру с поистине женским легкомыслием: «Мы снимали скорее ироническую фантазию в стиле вестерна. Но я, может, никогда бы и не взялась за этот сценарий, не будь он о любви… о любви к кинематографу». А в результате получился шедевр советского кино.

Сценарий написал Эдуард Акопов, с которым Алла Сурикова до этого работала над фильмом «Будьте моим мужем». Они вместе учились на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

Миронов, и больше никто!

На главную роль, мистера Фёста, был приглашен Андрей Миронов. Ответ от актера ждали почти полгода. И тогда режиссер поставила Миронову ультиматум: если он не станет сниматься, то «Человеку с бульвара Капуцинов» не бывать! И, к радости Аллы Ильиничны, артист наконец согласился.

Сурикова потом вспоминала: «Когда Андрей Александрович сказал «да», я посчитала, что кино у нас практически в кармане: очень важно было, чтобы он дал свое согласие».

Правда, Миронов все никак не мог внимательно прочитать сценарий из-за постоянных съемок в других картинах. А когда время появилось, понял: эта роль написана для него. Знаменитый актер увидел в персонаже самого себя — человека, фанатично преданного кино. Но поставил условие: у картины не должно быть грустного финала. Ну не мог главный герой по закону вестерна проиграть.

После согласия Миронова Сурикова собрала и остальную команду. В итоге в фильме оказался по-настоящему звездный состав: Олег Табаков, Николай Караченцов, Александра Яковлева, Михаил Боярский, Альберт Филозов, Игорь Кваша, Леонид Ярмольник, Галина Польских.

Примечательно, что Караченцов, сыгравший ковбоя Билли Кинга, сначала пробовался на другую роль — разбойника Черного Джека. Но Николай Петрович убеждал Сурикову: «Такое я уже играл, а мне бы попробоваться на Билли» (на эту роль проходил пробы Алексей Жарков). И Алла Ильинична подумала: «Почему бы и нет? Не очень высокий, пластичный Караченцов вполне подойдет для роли человека, который всех побивает». И не прогадала.

Караченцов практически все трюки делал сам. Например, свой знаменитый прыжок и захват ногами противника он репетировал с каскадерами всего один день и смог выполнить его перед камерами с первого же дубля. За что и получил приз — ящик шампанского от оператора картины Григория Беленького.

Однако не все шло для актера так гладко: во время съемки ковбойской драки Николай Караченцов получил травму. В кадре каскадер долго не мог ударить артиста всерьез. И тогда Николай Петрович грозно спросил: «Ты будешь бить или нет?!» Тот и ударил его «от души». Началась драка, в результате которой у Караченцова оказался сломан палец на ноге. Несколько дней актер сильно хромал. Кстати, это заметно в одном из эпизодов, когда Билли выходит из салуна в поисках Фёста.

Уроки Табакова

На роль владельца салуна и бармена Гарри Маккью Алла Сурикова пригласила Олега Табакова. Актер согласился, вот только времени на исполнение этой роли в его графике почти не было. Олег Павлович уже тогда играл в Московском художественном театре, преподавал в ГИТИСе и руководил театром-студией. Учитывая все это, Сурикова пошла на маленькую хитрость: Олега Табакова снимали отдельно, крупными планами, а при монтаже их добавляли к общим сценам.

Внимательный зритель наверняка заметил изменения в лице Олега Павловича. Оказывается, для целостности образа коварного Маккью актер использовал небольшую уловку: он вставил в нос трубочки. «Играть с этими трубочками было непросто, но зато нос стал широким, и Олег Павлович выглядел добродушным человеком, а ведь по роли — сволочь редкая!» — рассказывала Алла Сурикова.

Сам актер о гриме говорил так: «Я не люблю плохой грим. Гораздо больше впечатляет зрителя, если ты пытаешься изменить свою внешность не очевидными для него методами».

Но на съемочной площадке трудился не один Табаков, а сразу двое: сын Олега Павловича Антон сыграл небольшую роль — билетера. Эти съемки запомнились младшему Табакову на всю жизнь: он оказался на одной площадке со своим кумиром — Андреем Мироновым.

С таким же восхищением и уважением относился к Миронову и Михаил Боярский. Когда его пригласили в картину на роль Черного Джека, актер был занят в другом проекте. «Андрей Миронов попросил, чтобы в этой роли сыграли вы», — схитрили ассистенты Суриковой. И Боярский не смог отказать.

Как «воспитать» декольте

Леонид Ярмольник принял участие в съемках ради компании. В картине он сыграл одноглазого ковбоя. Актер каждый раз что-то придумывал. И в итоге скромный эпизод стал полноценной ролью. «К моему удивлению, картина прибавила мне популярности. В моего персонажа влюбились, его запомнили. Фраза «Сдается мне, джентльмены, это была... комедия» ушла в народ», — вспоминает Леонид Исаакович.

А вот актеры Фрунзик Мкртчян и Армен Джигарханян не смогли принять участие в съемках, поэтому их заменили: вождем индейцев стал Спартак Мишулин, а гробовщиком-критиком — Лев Дуров.

Сложнее всего режиссеру дался выбор исполнительницы главной женской роли Дианы Литтл. Сурикова пробовала Ирину Розанову и Ольгу Кабо, но они не подошли. Актриса Александра Яковлева (тогда она носила фамилию мужа — Аасмяэ) не прошла пробы, но проявила настойчивость и повторила попытку.

Алла Сурикова рассказывала: «Я ее не сразу утвердила. Она уехала, потом стала звонить мне, уговаривать: «Ильинична, я болела... вызови меня еще раз на пробы». А я ей говорю: «Сашка, понимаешь, у тебя декольте — не мечта ковбоя». А она мне отвечает: «Ничего, я его воспитаю».

Режиссер решила доверить выбор партнерши Андрею Миронову. Все сомнения отпали, когда актер отдал предпочтение красавице Яковлевой. На съемках она была прилежной ученицей: слушала советы Андрея Миронова по актерскому мастерству, училась крутить пистолет, танцевать и петь, правда под фонограмму: Диана Литтл поет голосом Ларисы Долиной.

Однако пострадавшие все-таки были. Во время съемок динамичной сцены сильно повредили глаз оператору: сапог одного из каскадеров-«индейцев», прыгающих с пригорка, попал прямо в объектив. «Как я лежал с камерой, — вспоминает Григорий Беленький, — так окуляр и вошел мне в глаз. Была скорая помощь, но швы наложили не совсем удачно». В результате зрение у Григория Романовича испортилось.

Каскадеры старались оградить актеров от опасных трюков. Но порой артисты сами рвались в бой. Лишь Андрей Миронов отказывался принимать участие в батальных сценах: актер не мог забыть тяжелую травму, полученную еще в годы учебы.

Когда он сдавал как студент сценическое движение — драку, они с партнером все отрепетировали, а во время сдачи экзаменов, видимо, товарища заклинило, и он по-настоящему ударил, после чего Миронов попал в больницу. Только Александру Иншакову, постановщику трюков, удалось уговорить актера. После нескольких репетиций сцена, в которой мистера Фёста бьют и он падает, ударяясь о стену головой, была наконец снята.

Андрей Миронов — кинолегенда

Автором текстов к песням был Юлий Ким. А композитором — Геннадий Гладков, которого дольше всех пришлось уговаривать принять участие в работе над комедией. Он писал музыку для других картин и совсем не располагал временем. Его смог убедить тот же Андрей Миронов. Он сказал композитору: «Я же там буду петь три-четыре песни, а потом стану в концертах их исполнять — и тебе, и мне хорошо. А потом, жизнь такая... сегодня мы вместе, а завтра мало ли что может случиться. Давай поработаем».

Всем казалось, что Андрей Миронов чувствовал себя хорошо, разве что выглядел немного усталым. Однако «Человек с бульвара Капуцинов» стал для актера последней завершенной работой в кино.

Андрей Александрович скончался на гастролях в Риге, не доиграв заключительную сцену в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Но перед тем как отправиться на те гастроли, Миронов заехал в Ленинград и посетил премьерный показ «Человека с бульвара Капуцинов». А потом позвонил Суриковой из телефона-автомата и сказал, что ему фильм очень понравился.

Десять капель перед стрельбой

Как ни странно, но в прокат картину могли не выпустить. Во время приемки комедийного вестерна на худсовете мнения разделились: комиссия в Госкино пришла к выводу, что драки и трюки неинтересны советскому зрителю, да и название картины не понравилось. «Десять капель перед стрельбой» — так изначально называлась лента. И фильм переназвали — «Человек с бульвара Капуцинов», чем сразу заинтриговали зрителя.

Где находится этот бульвар? А улица с похожим наименованием есть в Париже, только называется бульваром Капуцинок — в честь располагавшегося на ней женского монастыря ордена капуцинок. До сих пор никто не знает: то ли сценарист ошибся, то ли сделал это нарочно. Сам Эдуард Акопов утверждает, что придумал так для большей привлекательности.

Кстати, именно на этом парижском бульваре, в доме № 14 находится знаменитый салон братьев Люмьер — родоначальников кинематографа, где 28 декабря 1895 года состоялся первый публичный платный киносеанс.

«Человек с бульвара Капуцинов» вышел на экраны в июне 1987 года. Картина стала классикой советского кинематографа. Только в первый год проката ее посмотрело около 60 млн зрителей.

Цитаты из фильма

Запомните, джентльмены: эту страну погубит коррупция!!!

— Миссис Паркер, и не забудьте: десять капель перед стрельбой! Перед! Нет, вы меня поняли? — Да пошел ты!

Вы что-то сказали? М-м-м? Значит, вам нечего мне сказать? Ну, настоящему мужчине всегда есть что сказать. Если, конечно, он — настоящий мужчина.

Сэр! Это был мой бифштекс!

— Если можно, воды. — Никогда не пей эту гадость. Привыкнешь, и жизнь твоя не будет стоить ломаного цента.

Два билета на дневной сеанс — для меня... и моей скво.

— Живут же люди… Влюбляются, ходят в театры, в библя... — Не выражайся, Билли! — ...в библио-те-ки.

— А вот ты, Хью, в своей жизни хоть раз произносил слово «пожалуйста»? — Да заткнись ты, ради Бога! Без тебя тошно. — А-а-а! А тот бы джентльмен сказал: «Заткнись, пожалуйста, Хью».

Я думаю так, Пэпи: если женщина что-то просит, ей надо непременно дать. Иначе она возьмет сама.

Джентльмены, скажите, а поезд уже ушел?

Томсон, что за манера входить в зал после третьего выстрела!

— Господин пастор, синематограф — это лекарство для страждущих. — И опиум для народа!

Он не любил синематограф...

Синематограф не знает границ и рас — перед экраном все равны.

— Вот жених для тебя хороший. — Так он же старый! — Ну, ты же не варить его собираешься.

— В твоих фильмах люди целуются, а через минуту у них появляется беби. Мы с тобой столько уже целовались… — Видишь ли, Диана... Как тебе это объяснить? Это называется «монтаж». Поцелуй — свадьба — и — беби! — О, Джонни, я хочу как в синематографе. Прошу тебя, сделай монтаж!