Войти в почту

Клаудиа Кардинале: больше, чем богиня

Икона итальянского кино, «богиня любви» и одна из самых красивых женщин XX века. Она попала на экран почти случайно, но навсегда вписала свое имя в историю кинематографа, снимаясь у таких мастеров как Висконти, Феллини, Мауро Болоньини, Серджио Леоне и многих других.

1. Сицилийка в Тунисе

Клаудиа Кардинале родилась в Тунисе, куда ее родители перебрались из Сицилии. Она с детства говорила на нескольких языках – французском, сицилийском, арабском, однако итальянский выучила лишь на съемочной площадке, так как до этого ей почти не приходилось с ним сталкиваться.

В детстве Клаудиа была застенчива и молчалива. Несмотря на очевидную и исключительную красоту, она не пользовалась популярностью в школе, и сверстники считали ее странной. Клаудиа никогда не мечтала об актерской карьере, она воспитывалась в строгости и намеревалась стать учительницей. Впрочем, как и все девочки её поколения, была очарована Брижит Бардо, прославившейся после фильма «И Бог создал женщину».

2. Один кадр

Однако еще в школе Клаудиа случайно снялась в документальной короткометражке французского режиссера Рене Вотье. Она сыграла саму себя – просто красивую девушку. Появляясь на экране лишь на миг, но крупным планом, ее лицо сразу же врезалось в память. Благодаря этой маленькой роли Клаудиа на какое-то время стала знаменитостью среди своих соседей и знакомых.

И не исключено, что это осталось бы единственным ее актерским достижением, но фильм попал на Берлинский кинофестиваль. И снова Клаудиа была замечена. Вскоре после фестиваля с ней связался режиссер Жак Баратье. Он предложил небольшую второстепенную роль, которая хоть и стала дебютом Кардинале в игровом кино, особой радости ей не принесла. Клаудиа и согласилась-то неохотно, и сниматься не стремилась.

Но предложения находили ее сами. Когда Клаудиа победила в конкурсе «Самая красивая итальянка в Тунисе», ее наградили поездкой на Венецианский кинофестиваль. Там, конечно же, красивую девушку снова заметили. На этот раз ее пригласили учиться в Центр экспериментальной кинематографии в Риме. Актриса проучилась всего семестр и вскоре вернулась домой. Актерское мастерство давалось с трудом, так как Клаудиа почти не знала итальянского.

3. В руках у продюсера

Несколько месяцев в Риме не прошли зря. Кардинале познакомилась с продюсером Франко Кристальди, который предложил ей заключить семилетний контракт с его компанией Vides.

Актриса согласилась и следующие несколько лет не только карьеру, но и личную жизнь Кардинале контролировал её продюсер. Ему же пришлось решать проблему с беременностью Клаудии. Она стала результатом травматичных и «ужасных», как назвала их позже сама актриса, отношений с неким французом, который был старше ее на 10 лет.

Когда 17-летняя Клаудиа узнала, что ждет ребенка, она решила прекратить сотрудничество и просто уехать домой. Однако продюсер настоял на тайных родах. Кардинале родила сына в Англии и потом еще несколько лет выдавала его за родного брата. Она несколько раз порывалась раскрыть правду, но решилась сделать это только когда уже стала знаменитой, так как Кристальди запугал ее, сказав, что, если публика узнает о сыне, ее карьера будет разрушена.

Контракт также запрещал Клаудии выходить замуж, толстеть и менять прическу. «Я больше не была хозяином собственного тела и своих мыслей. Даже разговор с другом о чем-либо, что могло как-то поколебать мой публичный образ, был рискованным, ведь если бы это попало в публикации прессы, у меня были бы проблемы. Все было в руках Vides», – рассказывала актриса позднее.

Несмотря на достаточно жесткие условия, сотрудничество с Кристальди оказалось выгодным. На первом этапе карьеры Кардинале он многое сделал для её продвижения, проведя актрису по пути от эпизодических до главных ролей.

В профессиональной судьбе Кардинале отразилась типичная ситуация для европейских актеров середины XX века, которые во многом были продюсерским продуктом. Кристальди сделал Клаудию звездой, также как Роже Вадим сделал звездой Брижит Бардо, а Карло Понти Софи Лорен.

4. Следующая богиня любви

Первым серьезным фильмом в карьере Кардинале стала криминальная комедия «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны», где она сыграла одну из второстепенных ролей. После этого она получила уже одну из главных ролей в фильме «Три иностранки в Риме».

Договор с Кристальди приносил плоды. Только с 1958 по 1960 годы Клаудиа снялась в полутора десятках фильмов. И уже работала с такими прославленными режиссерами как Висконти, и такими итальянскими звездами как Витторио Гассман, Тото, Марчелло Мастроянни, Ренато Сальватори и многими другими.

В начале 60-х Клаудиа Кардинале была уже одной из самых популярных и многообещающих молодых актрис Италии. Особенной популярностью пользовались такие фильмы с ее участием, как «Девушка с чемоданом» и «Ла Вьячча», которая принесла Клаудии первую известность за пределами Италии. А фильм «Картуш» сделал ее одной из главных звезд Франции.

Клаудиа отличалась невообразимой красотой и, став популярной актрисой, моментально превратилась в один из главных секс-символов своего времени и сегодня считается одной из самых красивых женщин XX века. Когда журнал «Эсквайр» в 1961 году брал у нее интервью, он выпустил материал под заголовком «Следующая богиня любви».

В общем-то, так оно и было. Молодая и сексуальная Клаудиа на равных соревновалась с Софи Лорен, Брижит Бардо и другими «богинями любви» начала 60-х. Интересно, что при этом Клаудиа никогда не обнажалась в кадре полностью и всячески сопротивлялась тому, чтобы ее воспринимали исключительно как сексуальный объект.

«Мне никогда не казалось, что скандал или душевное обнажение необходимы для актрисы. Я никогда не показывала себя или свое тело в фильмах. Тайна очень важна», – считает Клаудиа. Она говорила, что использует свое тело в качестве маски, как инструмент для создания нужного образа – не более.

5. Звезда вестернов

Успех в Италии и Франции вскоре повлек за собой и международное признание. Снявшись в таких шедеврах мирового кинематографа как «8½» Феллини и «Леопард» Висконти, Клаудия в том же году сыграла роль в своем первом американском фильме – криминальной комедии «Розовая пантера». Она сыграла очаровательная восточную красавицу принцессу Далу.

Ее партнер по этому фильму, актер Дэвид Нивен, был настолько впечатлен работой с Клаудией, что сказал ей: «После спагетти вы - самое счастливое изобретение Италии». Зрители были в не меньшем восторге. После роли в «Пантере» Клаудия почти три года провела в Голливуде.

Вместе с такими звездами как Рита Хейворт и Джон Уэйн, она сыграла в фильме «Мир цирка». Потом были картины «С завязанными глазами», «Пропавший отряд», «Не гони волну» и другие. Пожалуй, самой большей удачей для Клаудии стала картина «Однажды на Диком Западе», где она сыграла роль бывшей проститутки и молодой вдовы Джилл Макбейн. Не менее яркой была роль в вестерне «Профессионалы».

Впрочем, в то же время Кардинале не переставала сниматься в итальянском кино, прежде всего, у того же Висконти. Становиться американской кинозвездой она изначально не собиралась. Позднее она говорила, что американские студии пытались скупить всех успешных артистов, чтобы создать монополию, и это повредило карьере многих европейских актеров и актрис.

«Я позаботилась о своих собственных интересах, отказавшись подписывать эксклюзивный контракт с Universal Studios. Я только подписалась на отдельные фильмы. В итоге для меня все получилось прекрасно», – рассказывала актриса.

Уже после нескольких ролей в Голливуде Клаудиа признавалась, что боится стать слишком гламурной и превратиться в клише, как это во многом произошло с Софи Лорен. Собственно, к концу 60-х она уже практически отказалась от работы в американском кино. Тем более, что своей цели она достигала – теперь ее знал весь мир.

6. Икона итальянского кино

К концу 60-х Клаудиа стала безусловной кинозвездой, одной из главных в мировом кинематографе. Она снялась к тому времени почти в 40 фильмах, среди которых было изрядное количество шедевров – прежде всего работы итальянских и французских режиссеров.

В 1969 году Клаудиа закрепила свой статус международной суперзвезды, снявшись в советском фильме «Красная палатка» – последней режиссерской работе Михаила Калатозова.

Кардинале – одна из самых иконографичных звезд мирового кино. Первое, что привлекает внимание – её лицо. Многие отмечали необыкновенное сочетание чистой и непорочной красоты, которая читается в образе актрисы, с её яркой и неотразимой сексуальностью.

Роберт Камбоу – биограф Серджио Леоне, снявшего Клаудию в фильме «Однажды на Диком Западе» – писал: «Проявления её божественной сексуальности сочетаются с более мистическими иконографическими ассоциациями, что позволяет показать прогресс от проститутки к устроительнице города, от блудницы к матери, от грешницы к символу Америки – шлюхе с золотым сердцем».

Клаудиа Кардинале воплощала в себе практически весь спектр мужских желаний. Она была так красива и сексуальна, что неизбежно вызывала мысли о «грехе», при этом она была так прекрасна, совершенна и недоступна, что казалась отвлеченным воплощением женственности, самим совершенством.

Эта внешняя фактура во многом предопределила и успех, и амплуа актрисы. И судя по всему, Клаудиа прекрасно это осознавала. Она регулярно подчеркивала – «я играю в кино, но не торгую своим телом».

7. Зависимость

При всей успешности и мировом признании Клаудии пришлось побороться за свое освобождение в личной жизни. С тех пор, как ее взял под свое крыло Кристальди, актриса была вынуждена жить под его давлением.

«С Кристальди мы провели вместе много лет. Но я никогда не чувствовала себя по-настоящему его спутницей жизни: мы с ним никогда не были на равных. Я оставалась облагодетельствованной им Золушкой», – писала Клаудия впоследствии.

Она отзывалась о продюсере как о замкнутом и почти не способном к диалогу человеке. Все решения он принимал сам. Даже свадьба стала для Клаудии сюрпризом.

Во время небольшого перерыва между съемками в Америке Кристальди вдруг предложил ей съездить в небольшое путешествие. И только на месте, в Атланте актриса узнала, что ее ждет свадебная церемония. Такой сюрприз. Она не стала сбегать из-под венца, но почувствовала, что все меньше принадлежит сама себе.

Решение об усыновлении ее сына Патрика Кристальди также принял в одиночку, и Клаудиа с большой неохотой согласилась.

«Патрик получил фамилию Кристальди. Но только фамилию, без всякого права на наследство. И опять на мою долю выпало одно лишь унижение, ибо я сознавала, что это решение, так же, как и решение о нашей женитьбе, было продиктовано не душевным порывом, а желанием покрепче привязать меня к себе, лишить права распоряжаться собой и своей жизнью», – писала актриса.

Много лет Клаудиа не решалась взбунтоваться, хотя уже давно была мировой знаменитостью и могла позволить себе независимость. Вырваться из рук Кристальди Клаудиа смогла только с помощью режиссера Паскуале Скуитьери, к которому сбежала в 1974 году, окончательно порвав все отношения с деспотичным продюсером.

Клаудия отдавала должное тому, что именно Кристальди сделал ее звездой, но и понимала, что он лишил ее свободы и права на личную жизнь. Впоследствии актриса говорила, что полностью изжила травму этих отношений и закончила их без сожалений и обид.