Войти в почту

Резо Гигинеишвили о «Заложниках»: «В фильме мало чего случайного, все сделано намеренно»

Вчера, 10 июня, в рамках "Кинотавра" в Сочи прошел показ драматического фильма Резо Гигинеишвили "Заложники", который ранее участвовал в специальной программе "Панорама" 67-го Берлинского кинофестиваля. Фильм основан на реальный событиях — захвате и попытке угона самолета в Грузии 18 ноября 1983 года. Семеро молодых людей — из хороших семей и хорошо образованных — решаются на угон самолета Ту-134, следующего из Тбилиси в Ленинград, с целью уехать из СССР. Подающий надежды актер и его молодая жена, художник, молодой врач и еще несколько человек намереваются посадить самолет в Турции и оттуда бежать на Запад. Однако все идет не так: очевидно, этот план не продуман; погибают люди. Пилотам удается отбить атаку и посадить борт в Батуми. На рассвете 19 ноября спецназ штурмом берет самолет; захватчиков казнят, девушке дают 14 лет тюрьмы. После просмотра фильма у многих остались вопросы, причем волновало всех, кажется, одно и то же. Несмотря на то, что Резо Гигинеишвили работал над фильмом ни много ни мало семь лет — изучал обстоятельства трагедии, опрашивал очевидцев и участников событий и работал в государственных архивах Грузии, мотивация (или варианты мотивации) преступников никак не раскрыта. Те, кто не знаком с реальной историей, ответа не найдут; да и те, кто знаком, — тоже: портреты героев как заложников советской системы и их грезы о рае за границей, как и версия, что им хотелось прославиться, остаются где-то за кадром. Во время пресс-конференции, прошедшей после показа фильма, Резо Гигинеишвили попытался ответить на этот вопрос так: Я знаю, что существует такой вопрос. В картине все показано, мне придется говорить, что я думаю. Мне кажется, мы бы обкрадывали жизнь, если бы придумывали какую-то одну причину, по которой они это сделали, или если бы эта причина оправдывала то, что они сделали. Мне трудно объяснить, я уже говорил про иррациональность, их иллюзии, что при жизни в этой клаустрофобичной среде им казалось, что где-то там есть рай. Эти искусственные ограничения ни к чему хорошему не приводят, и кока-колу делают символом свободы, когда это всего лишь газировка. Поэтому мы это сделали намеренно. Или ты хочешь достоверности, или придумываешь мотивацию Режиссер условно разделяет свою картину на три акта: в первой части мы видим героев, которые что-то замышляют, их быт, отношения с другими людьми, во второй — то, что происходит в самолете, и в третьей — то, как молодым людям отвечает система, которая наказывала не только тех, кто был прямо виноват, но и тех, кто считался "идейным вдохновителем". Мне хотелось, чтобы зритель сам думал, хочет ли он жить здесь, когда ни за что привели, посадили священнослужителя, который на борту и не был, даже если он считался идеологом. Можно ли всех одинаково наказывать? О том, почему герои вместо того, чтобы действовать четко по плану, начинают беспорядочную стрельбу и почему солдаты, прибывшие после посадки самолета, начинают его обстреливать, Гигинеишвили отвечает так: Потому что паника. Это не злой умысел. Действительно так и было, когда самолет приземлился, солдат выбежал на крыло, там стояли солдаты, которые испугались, что это один из угонщиков, открыли огонь, эти ответили... К сожалению, это хаос, паника, неподготовленность к моменту. В фильме мало чего случайного, это все намеренно. Некоторые выдвигают версию, что в случившемся в Грузии виноваты в том числе и родители молодых людей. Однако Резо не склонен разделять это мнение: Они заложники своих страхов и той среды и системы, в которой они жили. Я далек от мысли, что можно винить кого-то и читать мораль зрителям. Есть ли у меня такое право? Думаю, нет. Поэтому кошмар, который переживали люди в самолете, и даже растерянные угонщики... Это же не расследование, так или иначе это трактовка случившегося. В той мере, в какой мы могли это показать, мы показали. Нам не было важно показать, как они стреляют, нам было интересно, из-за чего стреляют. Резо Гигинеишвили отметил, что на показе фильма наблюдал за залом и увидел, что во время сцены с самолетом зрители "подключились". Для него это означало, что действия в сюжете хватает, что добавлять ничего не нужно, потому что "в своей жестокости и стремлении потрясти зрителя можно увлечься и перейти грань". Он, однако, не упоминает, что реальная история была гораздо страшнее. В Сети можно найти немало статей, в которых приводятся слова очевидцев, и судя по ним, в самолете происходило куда больше, чем показано в его фильме. Но режиссер не захотел показывать больше, чем показал, ведь тогда зритель мог бы дать захватчикам более негативную оценку. Впрочем, и оправдать их нечем. Фоторепортаж с показа фильма "Заложники" на "Кинотавре" в Сочи, где отметились Ксения Собчак и Максим Виторган, Катерина Шпица, Екатерина Вилкова, Кирилл Плетнев (который тоже представит на фестивале свою дебютную режиссерскую работу) и другие, смотрите здесь.

Резо Гигинеишвили о «Заложниках»: «В фильме мало чего случайного, все сделано намеренно»
© Журнал ОК!