Войти в почту

Стиль в сериале «Отжиг»

1977 год. Нью-Йорк погряз в безработице, а в «Студии 54» веселятся богатые и знаменитые. В бедных кварталах Южного Бронкса идут не только междоусобные войны уличных банд и гангстеров, но и музыкальные битвы — на смену отживающему свой век гламурному диско приходит дерзкий уличный хип-хоп.

На этом фоне под звуки главных хитов 1970-х разыгрываются личные драмы: первая любовь, семейные противостояния, проверка дружбы на прочность, путь к мечте и испытание успехом.

Создатели сериала — «золотое комбо» Голливуда: режиссер Баз Лурман и его жена, художник по костюмам Кэтрин Мартин, работавшие вместе над «Мулен Руж» и «Великим Гэтсби».

Материалы для съемок «Отжига» супруги собирали десять лет, добывая всевозможную информацию об эпохе конца 1970-х — начала 1980-х.

Много времени ушло и на поиск партнеров для такого масштабного и дорогого проекта — по слухам, стоимость производства одного эпизода достигает 16 миллионов долларов.

Накануне запуска сериала у прессы возникли сомнения, справится ли белый режиссер родом из Австралии с рассказом о зарождении хип-хопа, второго (после джаза) исконно американского «черного» стиля музыки, и сопутствующей ему субкультуры.

Но долгий период подготовки к проекту сыграл режиссеру на руку. За это время Лурман и Мартин успели заручиться поддержкой солидного списка консультантов — и впервые получили в советчики живых очевидцев эпохи: самого Грэндмастера Флэша, Африку Бамбату и других родоначальников хип-хоп-культуры.

«Хотела бы я задать несколько вопросов Тулуз-Лотреку во времена съемок «Мулен-Руж», но увы», — шутит Кэтрин.

Обладательница четырех премий «Оскар» и пяти BAFTA, Мартин заняла в проекте сразу две должности — исполнительного продюсера и художника по костюмам, хотя на деле занималась одеждой только на съемках пилотной серии.

Руководить отделом костюмеров остальные 11 серий шоу она поручила молодому стилисту Хериане Сан Хуан.

К моменту начала съемок «Отжига» в портфолио Херианы уже было несколько заметных работ — над фильмом «Зеленый Фонарь» и сериалами «Секс, наркотики и рок-н-ролл» и «Американцы».

Сан Хуан получила три месяца на подготовку к съемкам и главную сокровищницу проекта — огромную папку с десятилетним исследованием, собранным режиссером и его супругой.

Для получения максимально полного представления о стиле эпохи Сан Хуан накупила старых номеров глянцевых журналов и каталогов масс-маркета (вроде JC Penney и Sears) на Etsy, Craigslist и eBay.

Большинство нарядов Сан Хуан воссоздала из современных тканей по лекалам винтажной дизайнерской одежды. Но не все.

Свои архивы для съемок шоу открыли Diane von Fürstenberg, Gucci и Halston, главные модные имена эпохи диско. «Полиэстер — практически неуничтожимая ткань, поэтому в кадр попало довольно много настоящих вещей родом из 1970-х, — объясняет Сан Хуан в интервью MTV (в первом же эпизоде учительница главного героя появляется в настоящем винтажном платье DVF). —

К моему счастью, 1970-е сейчас в тренде, поэтому какие-то вещи я просто покупала в магазинах, например в Topshop.

Едва ли не каждый сезон Gucci отдают дань собственному богатому наследию 1970-х, поэтому я использовала вещи из их текущих коллекций, немного меняя детали: добавляла воротники, отпарывала рукава или укорачивала подол».

Отдельной проблемой стала обувь первых адептов хип-хопа. Современные кроссовки для съемок не годились — внимательные сникерхеды быстро распознали бы подлог.

Поэтому Сан Хуан обратилась к обувным маркам, доминировавшим на рынке в конце 1970-х — Puma, PRO-Keds и Converse.

По счастливому стечению обстоятельств демократичные PRO-Keds в тот момент находились в разгаре перезапуска бренда и с радостью прислали для съемок 10 000 пар своей классической модели, а Converse помогли подобрать кеды исторически правильного дизайна и расцветки.

C Puma было сложнее: оригинальная топовая модель марки 1977 года — красные замшевые кроссовки Clyde, которые в сериале носит Шаолинь Фантастик, — в нужном размере нашлась в единственном экземпляре.

Заветную пару использовали только для съемок обуви крупным планом, а во всех остальных случаях Шаолинь появляется в кадре в очень похожих, но более поздних версиях Clyde.

По словам Сан Хуан, Баз Лурман — один из немногих режиссеров, которые понимают, как сильно влияют правильно подобранные костюмы на эстетику и общее впечатление от фильма.

Лурман лично утверждал все костюмы для сериала, причем для каждого набора одежды требовал реальную фотографию в доказательство того, что подобные вещи действительно носили в конце 1970-х.

«Например, в начале первой серии на подруге главной героини очень короткие шорты, —рассказывает стилист в интервью Complex. — Баз сначала засомневался, мол, не могла же девушка в школу ходить в настолько коротких шортах, но я сразу выложила перед ним фотографии старшеклассниц — вот девушка, вот ее микрошорты, вот ее леденец во рту».

Главные герои

Главные герои шоу — молодые ребята, идущие к своей мечте. Переломную эру между диско и хип-хопом мы видим сквозь призму их воспоминаний о юности.

Отсюда перенасыщенная цветом картинка и преобладание теплых тонов, как на выцветающих старых фотографиях.

«Мы не хотели делать шоу исторически достоверным на 100 %. События показаны с позиций другого времени — примерно так же каждый помнит свое детство: все кажется более ярким и волнующим, чем было на самом деле», — говорит Хериана.

Savage Warlords

Для фигурирующей в сериале уличной банды Savage Warlords также нашелся реальный прототип — группировка Savage Nomads, нагонявшая ужас на окраины Бронкса в 1970-е. Ее члены носили точно такие же (как в «Отжиге») обрезанные джинсовки с вышитым на спине названием банды.

Друзья Зика

Стиль друзей Зика соответствует их характерам и происхождению. Самый младший в компании, Бу-Бу, носит легкомысленные, детского вида короткие шорты и полосатые футболки. Одежда Ра-Ра отдает дань ямайским корням героя: он носит все оттенки зеленого и желтого — от горчичных чиносов до зеленых поло и низких баскетбольных конверсов.

Иезекииль («Зик»)

Зик — бойфренд Майлин, сирота, живущий у тети и дяди, талантливый поэт и музыкант, которого наравне с творчеством волнуют будущее, социальные проблемы и политика. Он серьезный молодой человек — и художник по костюмам подчеркивает это выбором цвета и стиля. Зик предпочитает всему разнообразию цветов и силуэтов оттенки «официального» синего и смарт-кэжуал в виде скромных рубашек с короткими рукавами, поло, тонких трикотажных жилетов и чиносов.

Диззи

Образ Диззи, граффити-художника, которого играет Джейден Смит, списали сразу с двух реальных героев — известного в 1970-х граффити-дуэта Crash & Daze.

«В фотоархиве не найдется ни одной вещи, идентичной тем, что Джейден носит в кадре, — мы хотели сделать его по-настоящему оригинальным персонажем», — говорит Сан Хуан.

Адепт своеобразного стиля и в жизни, Смит активно участвовал в подготовке костюмов для своего творческого персонажа — например, расписывал рубашки Диззи стихами собственного сочинения.

Знаковая вещь Диззи — роскошный джинсовый жилет, некогда бывший курткой Lee. Пуговицы на нем — из личной детской коллекции Сан Хуан, а роспись на спине сделала Lady Pink, еще одна знаковая личность 1970-х, «первая леди мира граффити».

Майлин

Юная вокалистка Майлин поет в церковном хоре и мечтает стать исполнительницей диско, что никак не отвечает консервативным взглядам ее отца-пастора.

Религиозные традиции семьи отражаются на гардеробе Майлин: она одевается сдержаннее, чем ее задорные подруги, носит светлые вещи, юбки-колокола средней длины и блузки с цветочным принтом в духе 1960-х.

Однако, отправляясь на рекорд-лейбл или вечеринку, Майлин дает волю своей внутренней диско-диве и выбирает броские откровенные платья, сознательно подчеркивая свою молодость и сексуальность.

«Золотистое платье, которое Майлин надевает в клуб, — из архивов Halston. Саму вещь, похоже, кто-то действительно надевал в «Студию 54», потому что она практически разваливалась в руках. Я отнесла ее к портному, который скопировал фасон и сшил идентичное платье из ткани с люрексом. Микрошорты в тон мы добавили в образ в последний момент, когда после танцевальной репетиции поняли, что без них не обойтись», — рассказывает Сан Хуан.

*Шаолинь Фантастик

Шаолинь Фантастик — уличная легенда Южного Бронкса. Граффитчик, брейкдансер, паркурщик, дилер, визионер, он чувствует тенденции раньше, чем все остальные, и его стиль показательно чуть опережает время — многие элементы (бейсболки, майки, надетые друг на друга) станут модными только в 1980-х.

Шаолинь, вторя стилю своего кумира Грэндмастера Флэша, выбирает чистые контрастные цвета: черный, белый, красный. Красный цвет играет в сериале особую роль и олицетворяет горящую энергию юности и страстную натуру Шаолиня, его любовь к риску и опасные связи с миром гангстеров.

В каждом образе Шаолиня красный цвет присутствует в том или ином виде вплоть до нижнего белья. «Ради эксперимента я примерила на него пару белых тесных боксеров, но магия пропала, — смеется Хериана. — Его фирменная фантастичность ушла, а для База было очень важно, чтобы этот персонаж до мельчайшей детали сохранял уникальность на фоне остальных, был эдаким супергероем».

Кадиллак**

Кадиллак — наследник гангстерской империи, модник и король диско, любитель роскоши. Во время подготовки к съемкам Хериана сходила на несколько танцевальных тренировок с актерами — ей важно было понять, как они двигаются, чтобы подобрать соответствующий гардероб.

«Кадиллак двигается со звериной грацией, как пантера, — говорит она. — Поэтому в одежде он предпочитает анималистичные принты и блестящие материалы, чтобы его фигура на танцполе буквально светилась в лучах софитов».

В претенциозный стиль Кадиллака идеально вписались кожаный костюм-тройка и брюки клеш, без которых немыслима эпоха диско.