Войти в почту

Татьяна Доронина: нежность

1. Из рабочих и крестьян

Татьяна Доронина родилась в обычной рабочей семье, перебравшейся в Ленинград из ярославской деревни незадолго до её рождения. Когда началась война, Таня вместе с мамой и сестрой была эвакуирована, а отец отправился на фронт. Он прошёл всю войну и благополучно вернулся домой. Актриса с гордостью рассказывает, как её красавица-мать дождалась отца и «ни разу ни на кого не загляделась», не изменила.

Хотя родители Дорониной были почти не образованы и закончили лишь церковно-приходскую школу, всё лучшее в себе она считает их заслугой. «Родители не считали подвигом, что нам с сестрой дали высшее образование. Они проработали по 60 лет и чуть не дожили до бриллиантовой свадьбы. То, что дали им их родители и ярославская земля, они постарались передать нам. Отношение к людям, к стране. Я горжусь своими «рабоче-крестьянскими» родителями. И если есть что-то хорошее во мне — это их природа», – говорит актриса.

2. Мечта детства

Хотя родители Дорониной не имели никакого отношения к искусству, сама она с детства мечтала стать актрисой – видимо, так сказывалось влияние города, в котором родилась и выросла. Тем более, что одна из теток Татьяны работала в Ленинградской публичной библиотеке. Она и приучила Доронину к хорошей литературе. Эта страсть сопровождает актрису на протяжении всей жизни. Она благоговейно относится к книгам, а свою любимую, «Евгения Онегина», перечитывает каждый год.

Более трепетные отношения Доронину связывают только с природой и театральной сценой. К последней Татьяна так сильной тянулась в детстве, что после 8 класса отправилась тайком от родителей в Москву – поступать в театральный. С первой же попытки юная актриса прошла творческий конкурс во МХАТ, но без школьного аттестата зачислить её было невозможно. Пришлось возвращаться домой и доучиваться.

Спустя два года Доронина с легкостью поступила едва ли не во все значимые театральные вузы столицы – ГИТИС, МХАТ, Щукинское и Щепкинское училища. Она выбрала школу-студию МХАТ, который, в конце концов, стал главным театром её жизни. Доронина училась на одном курсе с такими актерами как Олег Басилашвили, Евгений Евстигнеев и Михаил Козаков.

3. Прима

Сразу после окончания института Доронина получила несколько интересных предложений о работе. Однако к тому времени она была замужем за своим однокурсником – начинающим актером Олегом Басилашвили, который по распределению был отправлен в Сталинградский областной драматический театр им. М. Горького.

Доронина отправилась в Сталинград за мужем. Через несколько месяцев она получила настойчивое предложение от Г. А. Товстоногова – главного режиссера БДТ. Доронина ответила, что с радостью будет играть в БДТ, если вместе с ней в труппу театра зачислят и её мужа. Товстоногов принял эти условия, и вскоре пара переехала в Ленинград.

Около 7 лет, немного по театральным меркам, Доронина прослужила в БДТ, но именно на его сцене она и стала звездой. Её дебютом была роль Надежды Монаховой в «Варварах» Горького. Потом была Софья в «Горе от ума», Настасья Филипповна в «Идиоте» и другие роли. Доронина была одной из главных актрис Большого драматического театра, и на ней держалась значительная часть репертуара. Многие пьесы Товстоногов ставил специально под неё.

Но в 1966 году Доронина ушла во МХАТ, а спустя ещё 7 лет вышла на сцену Театра имени Маяковского. Впоследствии актриса призналась, что совершила ошибку: «Уход из БДТ — это моя ошибка. Нельзя было предавать режиссера, который выстраивал на меня репертуар», – говорит Доронина.

Но где бы ни играла Доронина, она была примой – одной из самых востребованных актрис советского театра, чья слава не угасала на протяжении нескольких десятилетий. Редкие роли в кино лишь оттеняли главное – театр. Для ценителей (и для себя самой, в первую очередь) Доронина всегда оставалась театральной актрисой.

4. Кинозвезда

Однако было и кино. И вся страна, лишенная возможности смотреть на Доронину на сцене столичных театров, узнала её именно благодаря телеэкрану. Впервые в кино Доронина попала на последних курсах института, сыграв небольшую роль в картине Михаила Калатозова «Первый эшелон».

В течение следующих 10 лет актриса время от времени снималась, но в эпизодических и второстепенных ролях. Только в 1966 году, уже прославившись на театральной сцене, Доронина получила главную роль – в фильме «Старшая сестра». Роль старшей сестры Нади сделала её знаменитой. В кинотеатрах картину посмотрели более 20 млн зрителей, и по опросам журнала «Советский экран» Доронина была названа лучшей актрисой 1967 года.

Следующая роль – в до сих пор знаменитом фильме «Три тополя на Плющихе» – сделала Доронину одной из главных киноактрис страны. Она стала звездой тогда ещё нового для советского кино жанра – мелодрамы, который в полнокровном своём виде и появился только вместе с хрущёвской оттепелью.

Но несмотря на успех и всенародную известность, Татьяна Доронина не спешила сниматься и большую часть сил отдавала театру. Она сыграла ещё несколько ярких ролей, например, в мелодрамах «Ещё раз про любовь» и «Мачеха», но в середине 80-х совсем перестала появляться на киноэкране. Всего за свою карьеру актриса сыграла в 15 фильмах, и менее 10 главных ролей.

5. Нюра

«Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой – знаковая картина и для советского кино, и для Татьяны Дорониной. Простая история. Замужняя деревенская женщина Нюра едет торговать в Москву, где случайно знакомится с таксистом и незаметно для себя искренне увлекается им, попутно переосмысляя отношения с мужем и всю свою жизнь. Счастлива ли она? Может ли дать волю вдруг нахлынувшему чувству?

По-настоящему тонкое кино, драматургия которого почти полностью выстроена на полутонах и умолчаниях. Лёгкие остроумные диалоги, едва случившиеся касания и взгляды, летний московский дождь и необыкновенная «Нежность» в исполнении Дорониной. Один из самых чувственных (и в то же время парадоксально целомудренных) советских фильмов, в котором чуть ли не впервые советская женщина показана не как жена, мать, рабочая и активистка, но как собственно женщина – живая, любящая, страдающая и сомневающаяся.

Центральное событие картины, конечно, – измена, которой так и не случилось, но к которой была готова и внутренне уже отдалась героиня Дорониной. И речь не о банальной интрижке. Для Нюры этот не случившийся московский роман – знак иной судьбы, в котором и шанс всё изменить, вырваться из кажущейся со стороны идеальной (но отчего-то такой одинокой и безрадостной) семейной жизни, и настоящая катастрофа – позор и крушение всего, во что она верит.

Доронина моментально очаровывает зрителя своей простодушной героиней и делает соучастником её душевных терзаний. Причем в кадре всё это передается едва заметно – через интонацию, жесты, касания.

«Три тополя на Плющихе» – очень телесный фильм, лишенный морализаторства. Это и делает его актуальным до сих пор. Страна растворилась, заметно поменялись нравы и характер отношений между мужчиной и женщиной, но эта игра света и тени, желание и страх близости, касания, опять касания и неловкие моменты между, и простая, знакомая всем интрига – придёт, не придёт – всё это нисколько не устарело, и делает фильм одним из лучших в истории советского кино.

Для такого жанра как мелодрама театральное мастерство Дорониной пришлось весьма кстати. И в «Трёх тополях на Плющихе», и в других работах (например, в фильмах «Ещё раз про любовь» и «Мачеха») Доронина сумела тонко и глубоко сыграть любовь, влюбленность, нежность, желание близости и т.д. – она чуть ли не впервые продемонстрировала всю палитру чувства в рамках советской массовой культуры.

6. Влюбчивая

О чувствах Доронина знала не только из книг и спектаклей. Она была сильной, самостоятельной, и очень влюбчивой женщиной с весьма насыщенной личной жизнью.

«Я вообще очень рано стала влюбляться. Мальчик, как и мы, был эвакуированный, только из Москвы. Он поразил меня тем, что, когда учительница читала нам «Ваньку Жукова», он закрылся руками и заплакал. А так как он был при этом еще и самый хорошенький в классе, то начался мой роман. Потом пошло все по нарастающей. Я влюблялась каждый год», – рассказывала актриса.

Первый раз Доронина вышла замуж ещё в театральном. Она прожила 8 лет с Олегом Басилашвили. В эти годы из начинающих артистов они вместе превращались в звёзд театра и кино. Затем Доронина несколько лет прожила с театральным критиком Анатолием Юфитом. Третьим мужем актрисы был драматург Эдвард Радзинский, который написал специально для Дорониной несколько пьес и сценарий знаменитой картины «Ещё раз про любовь». Потом был брак с актёром Борисом Химичевым. В последний раз Доронина вышла замуж в 1982 году за чиновника Роберта Тохненко. Они прожили вместе 3 года.

Актриса никогда не скрывала, что главное в её жизни – театр. Она так и не решилась родить детей и всю себя отдала сцене. «Её характер – это несчастное продолжение её таланта. Как она жила? Каждый день, кроме воскресенья, уходила в театр. Утром – репетиции, вечером – спектакли. В перерывах она не уходила домой, а спала в гримуборной. Когда в театре были выходные, Таня ехала на студию на съемки», – вспоминал Эдвард Радзинский.

7. МХАТ

Особое место в жизни Дорониной занимает МХАТ. В школе-студии при театре она получила образование и после 6 лет работы у Товстоногова стала звездой знаменитой мхатовской сцены. В конце 80-х Доронина сыграла свою роль в драматическом расколе МХАТа: она возглавила ту часть труппы, которая не пошла за Олегом Ефремовым, и с 1987 года является художественным руководителем театра – то есть уже 30 лет.

Доронинский МХАТ, как и прежде, ориентируется на классику. Хотя многие эксперты критикуют руководство Дорониной, отмечая архаичность её художественного подхода и характеризуя ситуацию в театре как «застой», МХАТ остаётся одной из главных театральных сцен в России и сохраняет традиции классического русского театра.