Фильм «Танцовщик» о Сергее Полунине

Сергея Полунина сравнивают с Барышниковым, называют новым Нуреевым, а по воздействию на поклонниц он может потягаться и с Луи Гаррелем.
Фильм «Танцовщик» о Сергее Полунине

Сегодня кинокомпания «Пионер» выпускает в российский прокат ленту «Танцовщик», рассказывающую о главной поп-звезде балета. Мы посмотрели фильм и рекомендуем его к просмотру, даже если Полунин вам не слишком нравится.

Документальный фильм «Танцовщик» о жизни балетного вундеркинда Сергея Полунина вызвал в России дискуссии еще до выхода в прокат. К балету здесь относятся очень трепетно — возможно, даже более трепетно, чем в Великобритании, где Полунин и стал звездой. Здесь на зрителей не действуют формулировки «рок-принц балета», а цитаты из интервью с Сергеем в духе «классический балет мертв» скорее раздражают. Мы попытались разобраться в феномене Полунина и в том, что такого в фильме «Танцовщик», из-за чего он раскалывает аудиторию на два лагеря.

Внутренняя драматургия

После фильма «Танцовщик» вопросов в духе «Почему Полунин так популярен?» в общем-то не остается. Он — идеальный лермонтовский герой, правда, с поправкой на балетную тематику. Детство в Херсоне; учеба в киевской балетной школе, ради оплаты которой отцу Сергея пришлось отправиться в Португалию и работать там на стройке, а бабушке — в Грецию, где она была сиделкой; просмотр в Королевской академии балета в Лондоне; получение гранта и упорная работа до тех пор, пока не выгонят из класса, — чтобы оправдать ожидания и воссоединить семью; развод родителей; прием в труппу на должность ведущего солиста в 19 лет; нервный срыв, вечеринки, татуировки, депрессия, уход из театра, рекламные контракты, слава enfant terrible. Сложно поверить, что эта кинематографичная история — летопись всего 22 лет жизни реального человека. Сложный характер в сочетании с обаянием и хореографическим даром заинтересовали балетное сообщество и прессу. Физическая красота, надломленность — иначе откуда эти импульсивные решения? — и участие в вирусном клипе и рекламных кампаниях подарили Сергею фанаток и фанатов по всему миру. Потому что история — и правда сильная.

Команда

Ленту взяли в работу в 2012 году. В самом начале того года, в январе, Сергей Полунин со скандалом и формулировкой «Мне надоело получать приказы» покинул труппу Королевского балета, где был самым молодым в истории солистом. Как раз в тот момент, когда про Полунина стала писать вся мировая пресса, британский продюсер Габриэлла Тана предложила ему стать главным героем документального фильма о нем самом. Позже Сергей скажет, что откровенность ленты и доверие к съемочной группе — заслуга как раз Габи.

У фильма «Филомена», который продюсировала Тана, есть номинация на «Оскар». У Стивена Кантора, режиссера «Танцовщика», тоже есть номинация на главную статуэтку (за короткометражную документалку «Кровные узы. Фотография и жизнь Салли Манн»). «Танцовщика» Тана и Кантор снимали при поддержке BBC, а поучаствовали в его производстве вообще все знакомые и близкие люди Полунина — от известного хореографа и бывшего сокурсника Джейда Хейл-Кристофи до мамы и балетмейстера Игоря Зеленского. Напомним, Полунину на момент решения о начале съемок было 22 года.

Новый Рудольф Нуреев?

До того как бросить Королевский балет и покрыть тело татуировками, Сергей Полунин просто занимался балетом. Точнее, он танцевал лучше всех — настолько, что его перевели сразу на третий курс в лондонской школе, а уже в 17 лет он стал выступать в составе труппы. Сокурсники Полунина вспоминают, что он был всегда самым лучшим на курсе и «тихо страдал», а экс-режиссер Королевского балета рассказывает в фильме: «Он был как бронзовый идол. Люди смотрели не на солиста, а на него». Благодаря феноменальной технике, отличным прыжкам (важный момент для мужчин в балете), идеальной физической форме и харизме Сергей и получил предложение стать ведущим солистом всего в 19 лет. Британские газеты гремели. После премьеры «Жизели» они вышли с заголовками вроде «А кто вообще танцевал Жизель?» — настолько Полунин затмил исполнительницу главной партии.

Люди бронировали билеты на выступления Сергея за два года, по пять раз вызывали на поклон, ждали его у выхода из театра. Учитывая, что после Рудольфа Нуреева и Михаила Барышникова не было ни одного балетного танцовщика такого масштаба из России и стран бывшего СССР, Полунина тут же окрестили их преемником. И даже в ролике Dior он появляется с портретом Нуреева в руках.

Take Me To Church

Этот клип вы точно видели: залитая солнцем постройка, тальк на полу, татуированный Сергей Полунин в бежевых лосинах танцует под Take Me To Church Хоизера. На момент публикации материала у видео было 19 миллионов просмотров, а для Полунина оно оказалось судьбоносным. Когда Сергей понял, что ему тесно не в Королевском театре, а в классическом балете вообще, что он не может больше жить этим видом искусства и у него нет больше непокоренных вершин, он решил закончить карьеру. Чтобы покончить с самой значительной частью своей жизни, Полунин попросил друга Джейда Хейл-Кристофи поставить ему прощальный танец. С нуля покоренный Киев, потом Лондон, потом Москва — ни один театр в мире не дал Сергею того, что дали четыре минуты загруженного на YouTube видео. На него посыпались контракты (в том числе балетные), люди писали ему письма и умоляли продолжать танцевать — все это вдохновило его на продолжение карьеры. Правда, сейчас Сергей снова говорит, что не видит себя танцором. Но уже по другим причинам.

Сергей Полунин и популяризация балета

Нравится вам Полунин или нет, но факт остается фактом: его имя на афише «продает» спектакль лучше почти любого другого и притягивает в театр даже тех, кто ни разу до этого там не был. До того как уйти из классической хореографии (о чем до сих пор скорбит балетное сообщество), он был настоящей рок-звездой классической сцены — и реагировали на него люди как на какого-нибудь Игги Попа. Активное участие Полунина в смежных проектах — глянцевых съемках, модных показах, рекламе премиальных марок, съемках того самого Take Me To Church — это то, за что его ругают больше всего. Мол, нарциссизм может сгубить и не такой талант, главное — балет и так далее. Но на деле мы никогда не узнаем, сделали бы такую кассу Королевский театр в Лондоне, Музыкальный театр им. Станиславского в Москве и многие другие театры, если бы в них не танцевал «попсовый» Полунин.

Концепция «я устал, я ухожу» в классическом искусстве

«Я хотел в Америку, но меня бы никто не взял — они думали, что я сумасшедший», — говорит Сергей в фильме о последствиях своего резкого ухода из Королевского балета. По слухам, действительно, у Полунина сорвалось несколько переговоров с американскими театрами из-за его репутации ненадежного члена трупы. Дело в том, что балет — среда очень консервативная. Танцовщики крайне редко переходят из одного театра в другой и уж точно не рвут контракт, будучи 22-летними ведущими солистами: это профессиональное самоубийство. После этой выходки к Полунину приклеился ярлык bad boy, а сам он начал думать, чем может заниматься помимо балета. Пока из планов — открыть агентство, менеджеры которого защищали бы интересы балетных артистов, открыть несколько школ, сняться в кино (две голливудские ленты выходят в прокат уже этой осенью), продолжить танцевать, если будет хватать времени. Единственный большой балетный проект Полунина, Polunin Project, очень холодно приняли критики.

Почему история Полунина вызывает споры почти десять лет подряд

Во-первых, потому, что Сергей превратил свою жизнь в реалити-шоу — он честно рассказывает, что думает о классическом балете (ничего хорошего) и какие у него планы на жизнь, на глазах у поклонников уходит из хореографии и возвращается в нее. То есть мы наблюдаем процесс важного жизненного выбора исключительно талантливого человека в режиме реального времени. Во-вторых, потому, что многие переживают, не занесет ли Полунина в китч — Николай Басков тоже когда-то был подающим надежды оперным певцом, а Анастасия Волочкова — неплохой балериной. Уже сейчас в интервью Сергей в шутку или нет называет себя «лучшим танцовщиком в мире»: большой талант в сочетании с молодостью, славой и желанием вершить революции — сочетание опасное. И здесь же встает третий драматический вопрос — а обязывает ли человека к чему-то талант любой величины? Имеют ли зрители право осуждать Сергея, даже если завтра он поучаствует в шоу «Голос»? Ответов нет, но следить за развитием этих конфликтов интересно.

Комментарии
Комментарии