Эксперимент «Костюм из денег» показал, где живут самые жадные россияне

Блогеры из России объединились для социального эксперимента. В нескольких городах России — Санкт-Петербурге, Ставрополе, Грозном — они провели флешмоб, в котором навешивали купюры на одежду, вставали посреди улицы с табличкой «Берите, если нуждаетесь» и разрешали брать деньги всем прохожим. Однако люди реагировали по-разному, и порой их поведение вызывало глубокое удивление. Сайт «360» узнал у организаторов флешмоба, зачем они запустили эксперимент и какие сделали выводы о россиянах после него.

Откуда взялся флешмоб

Впервые флешмоб появился в США. Там блогер, обвесившись долларами, ходил по улицам Нью-Йорка. Как ни удивительно, большую часть денег забирали обеспеченные люди — девушки с дорогими сумками или мужчины в деловых костюмах. В то же время бездомный взял лишь пару купюр, сказав, что ему этого будет достаточно. «Комментарии на русскоязычный перевод аналогичного ролика из Нью-Йорка вынудили проверить [реакцию прохожих] в России, что мы и сделали. После увидели, что к такому эксперименту огромный интерес, и после проверили в Украине, далее в Чечне, и вот Казахстан, сейчас готовим в Берлине и в Америке, и дальше уже другие страны», — рассказал Арутюн Акопян, который устроил флешмобы в Грозном и Ставрополе. Эксперимент продолжат как в российских городах, так и в Азербайджане, Армении, Молдавии и Беларуси. По словам Акопяна, ролики выйдут уже в этом месяце.

В чем смысл флешмоба

«Наши цели: посмотреть, как в разных странах люди реагируют и поступают в такой ситуации, и это действительно очень интересно», — пояснил Акопян. Организатор флешмоба в Санкт-Петербурге Роман Притула добавил, что эксперимент красноречиво показывает: порой люди сами не понимают, что такое настоящая нужда в деньгах. «Суть этого эксперимента — показать людям со стороны, что на самом деле они не нуждаются в этом [деньгах]. Если не хватает на метро — это не есть нужда, если не хватает на еду — это нужда. Нужно понимать, что такое нуждающийся человек. У нас молодежь не очень это понимает. Поэтому цель именно показать», — рассказал Притула.

Как проходили акции в городах России

Первый флешмоб в России организовали в Ставрополе. За 2,5 часа там не разобрали полную сумму денег, но многие молодые люди с охотой снимали купюры с одежды блогера. В других городах поведение прохожих было аналогичным. Деньги брали обычные люди — не потому, что им они действительно нужны, а просто потому что бесплатно. Однако на фоне остальных выделились жители Чечни. Там люди вместо того, чтобы брать деньги, стали прикреплять к костюму свои собственные. Они также предлагали помощь и защиту, звали парня в «костюме из денег» в кафе погреться и более того сами проводили его к больной женщине, которой действительно требовались деньги. Уличная продавщица даже подала молодому человеку милостыню. В итоге деньги от блогера почти никто не взял. «Поразила Чеченская республика, так же как и всю нашу аудиторию. Я до сих пор поражен менталитетом чеченского народа и с радостью туда поеду еще раз», — сказал Акопян. «Могу сказать, чем Питер отличается от Чечни. У них деньги практически никто не брал, а люди, наоборот, подходили и вешали деньги. Там совершенно другая реакция была, нежели в Питере и Ставрополе», — отметил Притула. Организатор акции в Санкт-Петербурге рассказал, насколько эксперимент в культурной столице не оправдал ожидания блогеров. «Нам было интересно попробовать, и нужно было людей проверить в Санкт-Петербурге. Если честно, выводы не самые лучшие. Ожидали, что не получится снять, потому что люди не будут брать деньги. Питер — это же вторая столица, [должно быть] меньше нуждающихся людей. У нас разобрали все деньги. Многие люди не вошли в ролик, потому что просто подходили и молча брали. Но у нас искренне говорили «спасибо», — сказал Притула. По его словам, в Петербурге люди боялись брать деньги, они снимали купюры, затем ждали реакцию молодого человека в «денежном костюме». Когда видели, что он стоит смирно, уходили с деньгами. В ролик также не вошел разговор с дворником, которому нужны были две тысячи рублей на дорогу до дома. В итоге мужчина взял 100 рублей на сигареты и ушел.

Сколько тратят на один флешмоб

«Везде по-разному уходит денег, в России 22 500 рублей ушло. Если раздербанят костюм с деньгами, мы повесим еще. С деньгами у нас нет проблем», — сказал Акопян. В Петербурге ребята потратили четыре тысячи рублей. Костюм состоял в основном из купюр по 100 рублей. Ближайшие флешмобы выйдут в Москве и Краснодаре. В столице ролик, возможно, выйдет в течение месяца. Блогеры заранее друг с другом договариваются, кому передавать эстафету. Делает это тот, чей канал последним выпустил ролик с флешмобом.