Ученые обнаружили перемещения на поверхности Венеры
Короткие перебежки совершает кто-то загадочный прямо по поверхности Венеры. С таким заявлением выступила группа ученых Российской академии наук.
Группа ученых, сделавших громкое заявление, выглядит убедительно: директор института и член президиума РАН, председатель сибирского отделения академии, член ее же научного совета, плюс старший научный сотрудник рановского же института. В апрельском номере «Успехов физических наук» (издании тоже далеко не желтом) они разместили статью под осторожным, но все же довольно броским заголовком «Гипотетические признаки жизни на Венере: ревизия результатов телевизионных экспериментов 1975–1982 годов».
Речь — о шести мягких посадках, совершенных на «утреннюю звезду» советскими зондами (миссии аппаратов «Венера-9», «Венера-10» и далее, вплоть до «Венеры-14»). Именно с их помощью удалось сделать первые (и пока единственные) снимки с поверхности планеты — сначала черно-белые, а потом и цветные.
Качество их вполне соответствовало тогдашней технике. Однако спустя сорок с лишним лет над ними решили поколдовать с помощью новейших технологий обработки изображения, чтобы улучшить детализацию. Эта-то обработка и заставила ученых вовсю чесать затылки.
— Мы работали с 41 снимком — улучшали контрастность, яркость, резкость, другие характеристики. При этом ретушь, дорисовка, дополнение и корректировка полностью исключались, — рассказывает один из авторов исследования, главный научный сотрудник отдела физики планет и малых тел Солнечной системы Института космических исследований РАН Леонид Ксанфомалити. — В итоге мы обнаружили почти 20 объектов, которые предположительно можно отождествить с некими формами жизни. Дело в том, что живые организмы, как правило, обладают естественной симметрией, а вот у горных пород, то есть у неорганики, ее довольно трудно отыскать. Всем обнаруженным объектам такая симметрия свойственна.
Например, один из снимков запечатлел поверхность, состоящую из как бы слежавшихся плит, но в одном месте плиты расступаются, и там видно… Как написали геологи, к которым мы обращались за консультацией, «странное образование симметричной формы, покрытое организованно расположенными пятнами». Это 40-сантиметровое нечто мы назвали змейкой — уж больно похожа. Причем если из последовательных кадров составить анимацию, окажется, что «голова» и «гребешок» сместились за полчаса на 3–4 см, а хвост — не менее чем на 10. Примерно так же неспешно (максимум — 1 мм в секунду) двигались и некоторые другие объекты.
Причем кое-кому эта черепашья скорость даже позволяла скрыться из поля зрения камер. Например, на панораме, сделанной «Венерой-13», астрофизики обнаружили 15-сантиметрового «скорпиона», который появился перед объективом в ин тервале с 87-й по 100-ю минуту, а вот до и после сниматься наотрез отказался. Разглядели ученые на Венере и несколько объектов, чем-то напоминающих нашу флору. Например, «стебель» — вертикально расположенный тонкий стволик (толщиной 0,3–0,5 см) с четырехлистником, расположенным у его основания и напоминающим земные крестоцветные, правда только с одним ярусом «листьев». Еще один «цветок» порадовал исследователей уже шестью «лепестками» и даже одним «пестиком».
— В общей сложности мы зафиксировали как минимум три «растения», причем в разных частях планеты, — рассказывает Леонид Васильевич. — И поскольку таких «портретов» было сделано много, мы сложили их в анимацию и даже увидели, как они «покачиваются» на ветру. Кстати, о ветре. Первое, что приходит в голову, — это перемещение неживой природы под его воздействием.
Ветер на Венере аппараты тоже измеряли, причем разными способами, в том числе и с помощью микрофонов — по шуму: — Поставили микрофон втайне от начальства — уж больно было интересно, какие там звуки. Скорость ветра была небольшой — где-то 40 см в секунду. Но тут надо учесть, что на Земле кубометр воздуха, которым мы дышим, весит килограмм, а на Венере его плотность в 65 раз больше, поэтому даже такой ветерок эквивалентен нашему ветру в несколько метров в секунду.
Для колыхания «растений» подходит, а вот для перемещения всех остальных объектов явно не хватает. Что же может представлять собой эта гипотетическая жизнь? Ведь погоды на Венере стоят — очень сильно на любителя: температура круглый год под 500 градусов, давление — как в нашем океане на километровой глубине, атмосфера — сплошной CO2 и серная кислота, воды (а вернее, водяного пара) — кот наплакал (0,003%). Как в таком существовать?
Исключительно на других, отличных от земных, физико-химических принципах, уверены ученые. Венерианская жизнь может быть, например, азотной (в отличие от нашей углеродной), тем более что современной химии известна уже масса азотных полимеров, обожающих высокое давление и температуры в 500 градусов, а роль основного растворителя и реагента (то, чем у нас является вода) вполне может взять на себя CO2.
Те, кому нужны подробности, заковыристые формулы и сложные графики, могут почитать «Успехи физнаук», остальным же скажем просто: все возможно, включая еще один полет на Венеру. Ведь последняя посадка на нее была лишь в начале 80-х, а запланированная на 2016-й миссия нашей «Венеры-Д» постоянно откладывается (сейчас он уже превратился в 2030-й). Жалко, конечно. Техника-то шагнула куда надо, а значит, у нас есть все шансы понять, кто там бегает.