Театральная мистика: проклятые спектакли и призраки
Театр и мистика неразрывно связаны. В Древней Греции проходили театрализованные шествия и мистерии, во время которых в форме театральных постановок исполнялись магические ритуалы, призванные принести счастье и благоденствие роду. И до сегодняшнего дня сама сущность театра является мистическим действием. Актер на сцене очерчивает круг вымышленной, магической реальности, передающейся зрителям.
Актеры очень суеверные люди, и даже те, кто не верит в чертовщину, стараются соблюдать неписанные ритуалы. Загляните за кулисы любого балетного спектакля. Вы увидите, как танцовщицы, прежде чем надеть балетную туфельку, несколько раз дышат в нее. Считается, что только так туфелька прочно сядет на ногу и балерина не упадет на сцене.
Существует целый ритуал завязки атласных лент на пуантах. В балете также есть роли, которые считаются несчастливыми. Например, долгое время такой ролью считалась Жизель. Обычно это связывают с трагической истории Ольги Спесивцевой.
Гениальная русская балерина исполнила эту партию в 1919 году на сцене Мариинского театра. Те, кто был на спектакле, говорят, что ничего подобного никогда не видели. После сцены сумасшествия зал рыдал…
«Когда Ольга Спесивцева, человек очень тонкой душевного состояния, в результате исполнения этой партии, артистического вживления в эту роль сошла с ума, то на некоторое время в балете стали считать, что Жизель – это очень плохая роль, которая губит танцовщиков»,
– объясняет историк балета Янина Гурова.
Трагическая история страстной любви и ревности «Отелло» у Шекспира завязывается на магическом ритуале, связанном с колдовским платком. Дездемона гибнет, потеряв его.
«В советском реалистическом театре такого говорить было нельзя и никогда бы на это не обратили внимания. Но все пьесы Шекспира построены на магии, – говорит профессор РГИСИ Николай Песочинский. – В «Отелло» Дездемона теряет не какой-то платок, а магический платок, который подарила ему цыганка. Все, что происходит дальше, было предсказано, закодировано в этом магическом платке. Поэтому его потеря становится катастрофой и трагедией».
Трагедия Шекспира «Макбет» – одна из самых мистических пьес великого драматурга. С момента первой постановки театром «Глобус» за пьесой укрепилась дурная слава. На самом первом представлении актер, который должен был сыграть леди Макбет, неожиданно умер. Затем актер, исполнявший роль короля Дункана, был убит прямо на сцене: почему-то вместо бутафорского оказался настоящий кинжал. Затем еще один актер, играя Макбета, был ранен мечом и умер. Но самое знаменательное событие произошло в нью-йоркском театре «Астор-Плейс» в 1849 году. Тогда на показе «Макбета» среди зрителей вдруг разгорелась драка, 22 человека были убиты, более 100 ранены. Не удивительно, что в России до 1860 года спектакль был официально запрещен к постановке.
«Англичане никогда не называют «Макбета» «Макбетом». Они называют пьесу «Шотландская трагедия», – отмечает главный редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитриевская. – Считается, что если театр ставит «Макбета», то может произойти что-то трагическое. И такие случаи есть. Например, в Петербурге, когда Темур Нодарович Чхеидзе репетировал «Макбета», стало плохо Владиславу Стржельчику, и больше он на сцену не вышел. Но, я думаю, во время других спектаклей тоже случаются смерти и все прочее».
Трагедии, постоянно случавшиеся с работниками театров, в которых ставили «Макбет», а также ужас зрителей, воспринимающих магические ритуалы на сцене, как реальное колдовство, привели к тому, что пьеса сошла со сцены и была забыта практически на сто лет. Есть мнение, что Шекспир включил в пьесу настоящие заклинания английских ведьм, которые, в свою очередь, усмотрели в спектакле глумление над их сакральным ремеслом и прокляли всех, кто будет так или иначе причастен к «Макбету». Сегодня театры тоже неохотно берутся за этот спектакль. По сравнению с «Гамлетом», «Макбет» ставят в 20 раз реже.
Театральная площадь Санкт-Петербурга – место, где царствует музыка. На одной стороне площади расположен знаменитый Мариинский театр, на другой – здание консерватории, построенное на месте старейшего в России Большого каменного театра, о котором сохранилось много легенд.
«Говорят, что в Большом каменном театре очень часто видели призраков танцовщиц, которые сгорали на сцене, – рассказывает Янина Гурова. – Старый театр был оснащен по рампе сцены газовыми рожками, там было открытое пламя. И очень часто танцовщицы, приближаясь, краем платья задевали это пламя, возгорание происходило мгновенно, и танцовщица сгорала, как свечка. Каждая погибшая танцовщица потом являлась призраком где-то на территории театра: она могла гулять по фойе, она могла появиться вдруг за кулисами, вырасти миражом на сцене. Было ли это правдой – сказать трудно».
Трагические гибели балерин Большого каменного театра во многом объяснялись отнюдь не мистикой, а банальной жадностью директора театра. Дело в том, что в целях экономии он заказывал балеринам платья из простого холста, раскрашенного масляными красками. Такой наряд очень плохо пропускал кислород, что нередко оборачивалось обмороками артистов. «Что такое кислородное голодание для танцовщицы, которая вдет активную сценическую жизнь? Это обморочные состояния, галлюцинации, поэтому я не очень верю в театральную мистику, хотя она имеет место быть», – считает историк театра.
Москва тоже может похвастаться призраками, населяющими театры. Так, Московский драматический театр имени Пушкина (бывший Камерный) по легенде был проклят знаменитой актрисой Алисой Коонен, которая была женой основателя театра Александра Таирова. Алиса Коонен блистала во всех постановках театра, на сцене она могла все. Но в 1949 году театр закрыли за эстетство и формализм. Таиров не выдержал удара и вскоре умер, а звезда театра Алиса Коонен больше не появлялась в нем и прокляла это место. После ее смерти в театре началась чертовщина: сами собой бились зеркала, гасли люстры, переворачивались декорации, в коридорах встречали тень женщины, в которой узнавалась красавица актриса.
Государственный Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» довольно молод, но расположен в месте, полном легенд. Во времена императрицы Анны Иоанновны это был особняк знатного вельможи Артемия Волынского, казненного за участие в заговоре. В XIX веке особняк перестроили для молодого барона фон Дервиза. Архитектор создал,что-то необыкновенное. Мавританскую гостиную с восточными интерьерами сменяет Кленовая гостиная в духе Людовика XVI, затем вы попадаете в настоящий грот: стены зала имитируют поверхность пещеры с висящими сталактитами. И наконец – белый театральный зал, где в окружении зеркал и прекрасных статуй проходят спектакли. В этом удивительном антураже нередко видят призрак фон Дервиза, одиноко сидящего в зале, а иногда силуэт доктора Дапертутто (Мейерхольда), который основал здесь Дом интермедий.
«Я думаю, что это не призрак оперы, а ангел хранитель. Может быть, витает призрак Мейерхольда, который здесь творил, занимался серьезными вещами, ломал стереотипы. Поскольку он в это время служил в Александринском театре, здесь он работал под псевдонимом доктор Дапертутто»,
– говорит художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров.
Однако самым известным театральным фантомом считается «призрак оперы», обитающий в парижской Гранд-опера. Здание поражает своей красотой и роскошью внутреннего убранства. Строение огромно, но посетителей не пускают в его подземную часть. Именно там был обнаружен мужской скелет с кольцом на пальце, который дал толчок для написания Гастоном Леру знаменитого романа «Призрак Оперы». Позднее по его мотивам были поставлены кинофильмы и мюзикл. По преданию скелет принадлежал уродливому поклоннику одной из хористок, который из-за несчастной любви покончил жизнь самоубийством, замуровав себя в стене подвала. Призраку приписывают многочисленные происшествия, в частности, падение огромной люстры, в результате которого погибла женщина. Так это или нет, но на ложе №5 в Гранд-опера висит табличка, что это место забронировано за «призраком оперы».
В начале ХХ века английский физик сэр Оливер Лодж выдвинул гипотезу, согласно которой привидения представляют собой призрачное отображение какой-то длительной трагедии. Он предположил, что мощные эмоции могут запечатлеться в окружающей обстановке и восприниматься людьми. Поэтому призраки появляются именно в театрах, переполненных эмоциями актеров и зрителей.