5 самых мистических картин Новосибирского художественного музея
«Натюрморт с самоваром» (Илья Машков, 1920-21)
![](/upload/medialibrary/cfb/arnecgjjruu9hjhfoly26vabb4z9kul6.jpg)
Одно из самых известных и ценных музейных полотен. Авангардисты, к числу которых принадлежал Машков, вернули натюрморту статус «высокого искусства», но взглянули на этот жанр по-новому. На первый взгляд, наполнение натюрморта традиционно: самовар, фрукты, маслёнка… Но становится не по себе, едва взгляд падает на череп в правой части картины. Черное полотно под ним выступает метафоричной границей между мертвым и живым, а тарелка окружает мертвую голову, будто нимб.
«Солнечная корона» (Аполлинарий Васнецов, 1914)
![](/upload/medialibrary/186/v5brtj91exp1o9iq0bc13dwiee5aii6g.jpg)
«Постепенно смеркалось. За темной тенью скрывался диск солнца. Освещение окружающего ландшафта быстро приобретало какой-то странный, неземной оттенок, вселяя чувство тревоги… А отец смотрел, зарисовывал, запоминал, быстро наносил краски на полотно», – так описывал свои впечатления от солнечного затмения, увиденного в 1914 году под Феодосией, сын Аполлинария Васнецова. Испытать подобное жители Новосибирска могли летом 2008 года. Картина «Солнечная корона» поможет вновь ощутить тот первобытный трепет.
«Симфония действия» (Константин Юон, 1922)
![](/upload/medialibrary/18a/i9nscm2bmbyljzklrdf15zd4bf25sy6a.jpg)
Апокалипсис, изображенный на картине, стал реакцией художника на недавние революционные события. Старый мир, изображенный в теплых тонах, рушится в страшном водовороте, а люди в ожидании неминуемой гибели, кажется, потеряли всякую надежду. Впереди проступают очертания мира нового, который Юон показывает размытым, холодным и мрачным…
«В раздумье» (Виктор Васнецов, около 1880)
![](/upload/medialibrary/dff/j66ejvqi130ltxbirklsjqo6kyygnuli.jpg)
Эта картина получилась у Васнецова еще более мрачной, чем другое его творение с похожим сюжетом – знаменитый «Витязь на распутье», выставленный в Русском музее. От полотна веет ужасом и безысходностью. Дремучий, почти черный лес обступает богатыря со всех сторон, деревья, будто нечисть, угрожающе нависают над ним. А если обратить внимание, что витязь безоружен – у него нет ни копья, ни меча, ни стрел в колчане – за судьбу героя становится совсем тревожно.
«Часовня» (Николай Рерих, год создания неизвестен)
![](/upload/medialibrary/64f/mfpj4i3m9gcs2n1hrw05cnf3adem7te4.jpg)
Эту картину великого Рериха посетители НГХМ признали самой мистической по итогам соответствующего голосования в официальной группе. И это неудивительно – на картине будто кадр из фильма ужасов. Ночь, своды древнего храма, свет луны, пробивающийся сбоку… По поводу фигуры на первом плане можно спорить. Кто это: мародер, пришедший разграбить часовню, или стражник, ревностно ее охраняющий? Но еще больше вопросов вызывает вторая фигура, точнее, ее очертания: в белую мантию облачен невидимый силуэт, видение, призрак… Мы будто кожей ощущаем приближение этого бесплотного призрака и оцепенение воина, оружие которого бессильно перед потусторонними силами.