Воронеж посетил кукольный "Ревизор" из Петрозаводска

Спектакль Театра кукол республики Карелия, где гоголевские персонажи предстают в виде "кентавров" с огромными головами из поролона и папье-маше, поразил публику IX фестиваля "Маршак". Форум в Воронеже собрал на школьных каникулах 13 ярких постановок для детей и подростков.

Воронеж посетил кукольный "Ревизор" из Петрозаводска
© Российская Газета

Эта версия "Ревизора" неслучайно получила четыре номинации на "Золотую маску" - 2023. Хрестоматийному сюжету, чья злободневность за двести лет только окрепла, удалось найти оригинальную форму и убедительно показать, что главный персонаж комедии о российской жизни - не походя обманувший всех Хлестаков, а Городничий, который от страха готов поверить в очевидную чушь.

Режиссер Игорь Казаков и художник Татьяна Нерсисян представили карикатурных гоголевских чиновников в виде фантасмагоричных великанов. Под их ногами извивается безликий народец, всплескивая в мольбе руками. Туловища у "отцов города" обычные, человеческие, а венчают их непомерно большие головы со сложным креплением (в некоторые вмонтированы микрофоны и вентиляторы). На каждом лице застыло свое типически-глупое выражение. По стилистике этот мир странных уродов похож одновременно на картины Васи Ложкина, мультфильмы Тима Бертона и передачу "Куклы".

На сцене построен портал, в котором герои расхаживают по наклонной, не замечая ненормальности ситуации. Временами конструкцию потряхивает от их внутренней дрожи, но в целом - ничего, привычно, все так живем. В этом портале-рамке, как на семейном портрете, красуются лекарь Гибнер с улыбкой олигофрена, судья Ляпкин-Тяпкин с презрительным оскалом, подобострастный Земляника, суетливые сиамские близнецы Бобчинский и Добчинский, вечно норовящий удрать от испуга смотритель училищ Хлопов (ему маска вообще насажена задом наперед, так что исполнительница роли - Ирина Будникова - ходит спиной к публике)…

Куклы в "Ревизоре" из Петрозаводска отчасти напоминают героев Салтыкова-Щедрина, в мозгах которых было что угодно кроме серого вещества. Так, Городничий и Ляпкин-Тяпкин буквально потрошат головы друг друга, фаршированные борзыми щенками и шалями для супруги. Временами от персонажей остаются только гигантские маски. Судья, как паук, подбирает конечности, забиваясь в щель от ужаса перед встречей с "ревизором". Попечитель богоугодных заведений, слыша от Хлестакова "Как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом…" - не просто сутулится или подгибает колени, но съеживается и ложится так, чтобы видна была одна голова.

Хлестаков - вытянутый и гибкий, как хлыст, - носит на длинной шее маленький череп с бессмысленной улыбкой и детским хохолком на макушке.

- У Гоголя описано, что это тщедушный человечек. В нашем спектакле художник задумывала что-то вроде червяка, который ничего собой не представляет. Мне кажется, в итоге мой герой похож на насекомое, - пояснил актер Родион Михно.

Его "ревизор" перебирает лапками и перебегает с места на место, как клопы на обоях, бросающиеся врассыпную сначала в каморке, снятой героем на свои деньги, а затем и в доме Городничего. Хлестаков извивается ужом и ухлестывает за дамами почем зря - эту сюжетную линию режиссер продлевает до скабрезности, пользуясь тем, что за кукол зритель точно не покраснеет. Такой поворот, возможно, и необязателен, но Казаков решил идти до конца и предоставил персонажам делать то, о чем они у Гоголя только подумывают. Возрастное ограничение спектакля - "16+". Поскольку на "Ревизора" норовят водить школьников помладше, карельский театр предусмотрел лайт-версию для дневных показов.

Замечательные актеры из Петрозаводска, закованные в увесистые маски с маленьким углом обзора, работая подчас вслепую, по памяти, сделали персонажей живыми настолько, что через считаные минуты после начала спектакля зритель уже видит в уродах людей. Они гомерически смешны. Очковтирательство, ставшее духовной скрепой, веселит публику ровно до того момента, когда настает время ответить на сакраментальный вопрос "Над кем смеетесь?.."

- Визуально куклы не самые симпатичные. Но и "Ревизор" про не самых симпатичных людей! Герои воплощают пороки и страхи, но эти же пороки и страхи есть во всех нас. Они такие же, как и мы. Я про своего Городничего ничего плохого не скажу - он человек, который не сумел преодолеть искушение деньгами. Ему дали взятку - он не смог отказаться. Потом попытался выкрутиться в сложных обстоятельствах… А потом наступила расплата. По-моему, он в финале получил сполна, - отметил заслуженный артист Карелии Олег Романов.

Его Городничий, постепенно сходящий с ума от ужаса, - смысловой центр спектакля. По сути, вся эта курьезная история - один сплошной кошмар Сквозник-Дмухановского, которому сон разума подбрасывает чудовищ. В финале герой совершенно безумен, раздавлен, как клоп на обоях, и загнан в угол необычайно мохнатыми крысами. Его белая рубашка в зловещем свете кажется смирительной, так что объявлять о приезде настоящего ревизора уже излишне.