«Это наш генетический код»: о чем говорят движения в казахском танце?
Казахский национальный танец всегда отличался своей экспрессией, грацией, пластичностью и харизмой. А еще многие хореографы часто выделают его богатый язык. В танце движениями можно показать быт, традиции, обычаи и даже передать настроение народа.
Известно, что в основе казахского танца лежали подражательные движения, напрямую связанные с окружающей природой и жизнью кочевого народа. Раньше танец, как и любое творчество, передавался из поколения в поколение.
«Движения танца формировались из бытовой жизни, поэтому в элементах заложена мудрость народа – генетический код. Когда человек танцует, он может ощущать это нутром. Для меня, как для казашки, казахский танец – это самовыражение. Всегда было ощущение, что есть в нем некая мудрость, которая доносилась без слов. От мамы я часто слышала выражение: «ымды білмеген – дымды білмейді (Кто не понимает жестов, тот ничего не понимает)». Она рассказывала о мудрости казахских степей, где люди понимали друг друга без слов. Это чувство впервые я осознала в стенах хореографического училища. К примеру, на уроках классики упражнения сравнивала с образом жизни, где каждое движение идет на сопротивление, благодаря которому появляется в теле глубина и сила в исполнении. Так же как и в жизни, когда преодолеваешь препятствия, ты после осознаешь силу своего характера. А в казахском танце это было больше про любовь, про любовь к миру, к своему народу. В движениях ты ощущаешь некую скромность, свойственную девушке-казашке, мягкость характера. И это состояние идет изнутри. Танец подсказывает, как относиться к жизни: с любовью, бережно, с уважением ко всему живому», – рассказала хореограф Жанель Уланова.
Каждый танец имеет свой смысл и настроение, у каждого его движения есть значение. В целом, этот вид искусства характеризуется значительным количеством подражательных элементов. К примеру, бывают трудовые танцы. Они очень динамичные, быстрые или же наоборот спокойные и сосредоточенные. К жанру трудовых относят «өрмек би» – танец ткачей, или «шалқыма» – танец девушки, разносящей кумыс. Также бывают шуточные танцы, известные как «насыбайши», охотничьи танцы – «қоян би» (в танце демонстрируют подражание охоте беркута на зайца), или «қүсбегы-дауылпаз» – имитация обучения сокола охоте, «өр теке» – подражание прыжкам архара или горного козла, «қара жорға» – подражание бегу лошади, «аю би» – «медвежья пляска», «бұра би» – «танец верблюжонка», «қаз қатар» – подражание полёту стаи гусей и т. д.). Подражательные движения «құс-қанаты» (крылья птиц) и «қос-мұйіз» (рога) стали стандартными позициями казахского народного танца. Помимо тематического толкования танца движения могут говорить о нравственных качествах народа.
«В движениях рук «айналма» заключено понятие бесконечности, открытости души казахского народна. А в элементе «толқыма-шалқыма» есть значение защиты, оберега и благословения», – добавила учитель по танцам.
Есть казахские танцы, которые исполняются в сопровождении только одного музыкального произведения. Например, «балбырауың» – это сценический танец под кюй известного казахского композитора Курмангазы. На сегодня «балбырауың» входит в репертуар многих танцевальных коллективов.
А одним из наиболее популярных и массовых казахских танцев считается «қара жорға». Название танца переводится как «вороной иноходец». В танце демонстрируется ловкость, сноровистость и задиристость наездника-джигита. Аккомпанировали для танца чаще на домбре и исполняли народные мелодии «Қара жорға», «Бозайғыр» и другие. На сегодня «қара жорға» пользуется популярностью также у казахов Китая и в Кыргызстане.
Основоположницей сценического казахского танца считается Шара Жиенкулова. Профессионально казахский танец стали осваивать во второй половине 1930-х годов. Спектакли с казахскими народными танцами неоднократно ставили на сцене ГАТОБ имени Абая. Первым балетным номером, основанным на приемах казахского народного танца, стал «Келіншек» – танец в составе спектакля Мухтара Ауэзова «Айман – Шолпан». Кроме того, балетные номера, основанные на казахском народном танце, входили и в состав оперы Евгения Брусиловского «Қыз-Жібек». Далее национальный танец стал все более осваиваться и по республике начали формироваться новые танцевальные коллективы. Несмотря на все разнообразие в танцевальном мире, народный танец казахов не теряет позиций по популярности в стране. Казахстанские танцоры продолжают демонстрировать искусство на мировой арене и часто становятся победителями на различных конкурсах.
Сегодня ни одно торжественное мероприятие не обходится без выступления с исполнением казахского национального танца. Несмотря на огромный период существования этого вида искусства, девушки и парни в ярких национальных костюмах продолжают притягивать внимание окружающих своим выступлениями.
Автор текста: Майра Кенжебайкызы