ИТ-эксперт о розыгрышах на YouTube: «Страшно не смешно»

«Уже больше десяти лет, как жестокие розыгрыши на YouTube стали не только известным интернет-феноменом, но и предметом общественной рефлексии. Люди задаются вопросом: насколько допустимы подобные «шутки», если смешно от них только тем, кто наблюдает за происходящим со стороны? Не зря существует выражение «пранк, вышедший из-под контроля». Эта фраза описывает целый пласт YouTube-культуры, в котором собрались опасные и жестокие розыгрыши, стоившие участникам жизни, здоровья или свободы. Пранков с катастрофическими последствиями огромное количество, и многие из них успели набрать миллионы просмотров на видеохостинге. Так случилось, например, с шуткой над юной Рейчел. Друг девушки решил изобразить бандита и, натянув на лицо платок, выскочил из-за угла, пока Рейчел разговаривала по телефону. Девушка так испугалась, что выбежала на дорогу, где ее насмерть сбил автомобиль. Неудачные розыгрыши заканчивались очень плохо не только для жертв шутников, но и для самих блогеров. Пример тому – история пакистанского YouTube-блогера Рана Зухайра, который был убит во время съемки видео. Он решил изобразить призрака и отправился в общественный парк, чтобы пугать посетителей. Но все пошло не по плану: один из испуганных мужчин оказался вооружен. Он выстрелил в Зухайра, и блогер скончался на месте от полученного ранения. Ради популярности блогеры измывались над детьми, как скандально известный семьянин Майкл Мартин, создавший канал Daddyofive, имитировали самоубийства и нападения преступников, включая террористов, как Jalal Brothers, наносили физические и психологические травмы. Один из типичных механизмов создания пранков – использование актуальной повестки в целях устрашения людей. Стало известно о банде грабителей, орудующих в городе? Шутники имитируют ограбление. На территории участились случаи укусов ядовитых змей или пауков? Появляется контент на эту тему. Подобная своевременность способна превратить даже относительно невинные розыгрыши в жестокое психологическое насилие. Так, общественность была глубоко возмущена действиями YouTube-блогера, обливавшего прохожих водой в 2018 году в Великобритании. Казалось бы, ничего такого. Только вот Великобритания накануне попала в топ стран по числу нападений с использованием кислоты, и об этом говорили все СМИ. Можно представить ужас человека, решившего, что его собираются облить кислотой. Особенным вдохновением для пранкеров стала эпидемия коронавируса. Сейчас, когда COVID-19 мутировал и перешел в разряд сезонного ОРВИ, инфекция больше не вызывает большого страха и паники. Однако разгар популярности коронавирусных пранков пришелся на ранний период пандемии. Тогда человечество только начало осознавать, с чем столкнулось и как этому противостоять. Тысячи людей умирали ежедневно, больницы были заполнены под завязку, медики работали без отдыха, падая от усталости. И в этот тяжелейший период YouTube-блогеры веселились, пугая ничего не подозревающих людей в общественных местах. Блогеры душераздирающе кашляли, имитировали потерю сознания и даже отыгрывали трупы, которых укрывали целлофаном и уносили соучастники розыгрыша в костюмах химзащиты. Однако подобные пранки не оставались безнаказанными. Например, в 2021 году один блогер получил 2 года и 4 месяца лишения свободы в колонии за розыгрыш в московском метро. Подобная эпидемия злого юмора охватила не только нашу страну, и не только у нас заигравшиеся блогеры оказывались в тюрьме. Но, несмотря на абсолютную неэтичность подобных розыгрышей и негативный резонанс, который они вызвали, пранки про COVID-19 все еще легко можно найти на YouTube. И это при том, что в 2019 году YouTube запретил размещать видео с опасными для жизни челленджами и пранками. Получается, что площадка нарушает собственные же правила. В то же время популярность пранков на платформе стимулирует блогеров делать больше опасных розыгрышей. Особенно это тревожно с учетом того, что подобные ролики смотрят и берут на вооружение несовершеннолетние. В целом к модерации YouTube много вопросов. Видеохостинг продолжает распространять контент, в котором содержится пропаганда наркотиков, оружия, экстремизма, нетрадиционных ценностей. Также не стоит забывать, что YouTube – это рассадник лжи. И все это тоже негативно влияет на людей, в том числе на детскую психику. Но, видимо, для Google (владелец YouTube) это не имеет значения. Корпорации важнее зарабатывать деньги на лживом и деструктивном контенте, попутно блокируя все пророссийское и безобидное на YouTube. Ведь западная пропаганда не дремлет. Ей важно навязать человеку однобокую картину мира, сподвигнуть его на противозаконные действия. А что с ним будет дальше – западной пропаганде на это наплевать. Чтобы обезопасить россиян от подобных опасностей и манипуляций, необходимо продолжать стимулировать переход на отечественные аналоги YouTube, которые намного серьезнее подходят к модерации контента. Важно, что наши площадки нацелены продвигать именно безопасные и просветительские видеоролики. Также отечественные платформы строго исполняют требования российского законодательства, тем самым защищая права людей в интернете и создавая для них безопасную онлайн-среду». Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова

ИТ-эксперт о розыгрышах на YouTube: «Страшно не смешно»
© РИА "ФедералПресс"