Войти в почту

Что такое флешмоб и почему это слово используют неправильно. Простыми словами

Флешмоб – заранее спланированная массовая акция, когда группа людей собирается в общественном месте и выполняет какое-то необычное действие, а затем быстро расходится. Главная цель флешмоба — удивить случайных зрителей. В последние годы флешмобами стали называть различные рекламные и благотворительные акции, митинги, перформансы, шествия и массовые праздники, хотя это неправильно.

Что такое флешмоб и почему это слово используют неправильно. Простыми словами
© Секрет Фирмы

Проще говоря, представьте, что вы идёте по торговому центру, и тут неожиданно большая часть окружающих вас людей замирает и минуту не двигается. А затем разом «оживают» и идут дальше по своим делам. Вы и другие свидетели этого действия не понимаете, что это такое было. Скорее всего, вы стали свидетелем флешмоба.

История появления флешмобов

Развитию флешмобов способствовала книга социолога Говарда Рейнгольда «Умная толпа: следующая социальная революция», которую он написал в 2002 году. Рейнгольд описал потенциал мобильных технологий для самоорганизации людей в группы, которые он назвал «умной толпой» (англ. smart mob, «смартмобы»).

Он предсказал, что благодаря мобильным телефонам и интернету люди смогут быстро собираться в определённом месте для совместных действий.

Ключевая идея заключалась в том, что современные технологии позволяют незнакомым людям эффективно координировать свои действия без централизованного управления.

В 2003 году житель из Сан-Франциско Роб Зазуэт прочитал труды Рейнгольда, вдохновился идеей смартмобов и создал первый сайт flocksmart. com (сейчас он недоступен) для организации быстрых и развлекательных массовых акций. Их он назвал флешмобами (англ. flash mob — внезапная толпа).

Первый флешмоб состоялся 17 июня 2003 года в Нью-Йорке. Приблизительно 150 человек пришли в универмаг Macy’s и встретились в мебельном отделе около ковра за $10 000. Все они стали говорить продавцам, что живут вместе и ищут хороший ковёр для коммуны свободной любви. Постояв над ковром 10 минут, все участники разошлись.

Кто был организатором этого действия, до сих пор доподлинно неизвестно. По легенде, это был некий Билл, житель Нью Йорка. А такую толпу участников он собрал с помощью того самого сайта.

После этого загадочный Билл провёл ещё шесть или семь акций и «вышел из игры», а «вирус» флешмоба проник во все уголки планеты.

Вскоре по всему миру начали появляться сообщества флешмоберов, выносящие свои остроумные сценарии из виртуального мира на улицы Лондона, Амстердама, Дортмунда, Токио.

В 2009 году прошел один из самых массовых флешмобов в мире, который даже попал в «Книгу рекордов Гиннесса».

Тогда больше 20 000 человек на концерте Black Eyed Peas вдруг неожиданно для музыкантов и организаторов начали синхронно танцевать, как будто репетировали это заранее.

Какими бывают флешмобы

Танцевальный флешмоб. Один из самых популярных. Группа людей синхронно и неожиданно для публики исполняет заранее подготовленный танец. Такие мероприятия часто проводятся на площадях, в торговых центрах или других общественных местах. Один из крупных танцевальных флешмобов прошел в Стокгольме. Поклонники Майкла Джексона собрались на площади и синхронно станцевали знаменитый танец. Флешмоб собрал вокруг себя более 100 человек.

Флешмоб-игра. Этот вид предполагает определенное взаимодействие участников между собой или со зрителями. Например, в торговом центре внезапно появляются 30 человек с воображаемыми теннисными ракетками. Они начинают «играть в теннис», перекидываясь невидимым мячом через воображаемую сетку. Постепенно они вовлекают случайных прохожих в игру, предлагая им «поймать мяч» или «подать подачу». Через 5 минут все участники вдруг «ловят мячи», прячут их в карман и расходятся, как ни в чем не бывало, оставляя удивлённых зрителей гадать, что это было. Театрализованный флешмоб. По сути, это своего рода спектакль, в действие которого вовлекаются зрители. Часто театрализованные флешмобы устраивают для детей, ведь малыши намного проще ищут на контакт и с радостью участвуют в активностях.

Допустим, в парке появляется человек в костюме капитана пиратского корабля. Он громко объявляет, что потерял свою команду и ищет новых матросов для поиска сокровищ. Внезапно появляются другие участники флешмоба в пиратских костюмах, они начинают вовлекать детей прохожих в игру: учат их пиратским песням, показывают, как пользоваться воображаемым компасом, вместе ищут «карту сокровищ».

В финале все находят сундук с конфетами, которыми угощают всех участников, после чего «пираты» прощаются и исчезают так же внезапно, как появились.

Экстрим-моб. 18+

Экстрим-моб. Это акция с ярко выраженной экстремальной направленностью. Выполняются действия, которые могут шокировать окружающих. Один такой экстремальный флешмоб проходил в новосибирском метро. Несколько экстремалов повисли внутри вагонов метро на поручнях, вдев крюки из медицинского сплава себе в кожу через предварительно подготовленные отверстия.

© [Тихонова Пелагия/Агентство «Москва»](https://www.mskagency.ru/photobank/786845)
© [Авилов Александр/Агентство «Москва»](https://www.mskagency.ru/photobank/832758)
© [Авилов Александр/Агентство «Москва»](https://www.mskagency.ru/photobank/747371)
© [Зыков Кирилл/Агентство «Москва»](https://www.mskagency.ru/photobank/689614)
© [Зыков Кирилл/Агентство «Москва»](https://www.mskagency.ru/photobank/458549)

Признаки классического флешмоба

Видимая спонтанность. Все действия во время флешмоба происходят неожиданно и выглядят как импровизация. Участники флешмоба, как правило, делают вид, что друг друга не знают, и никак не раскрывают истинный смысл происходящего. Хотя на самом деле сценарий флешмоба тщательно продуман и каждый играет свою роль. Кратковременность. Флешмоб — это яркое и быстрое действие, которое длится всего несколько минут, а потом также резко прекращается, как и началось. Если затянуть флешмоб, то зрители начнут терять интерес и перестанут обращать внимание на участников. Массовость. Чем больше людей соберётся, тем большее впечатление произведет флешмоб. Отсутствие финансовых вложений и рекламы. Как правило, флешмобы организуются на голом энтузиазме единомышленниками — ради развлечения. Необычные действия. Участники могут выполнять странные и даже абсурдные действия. Тогда случайные зрители первое время не смогут понять смысл происходящего.

Как размылось значение термина

Золотая эпоха флешмобов пришлась на нулевые. В десятые термин «флешмоб» стали использовать более широко, и постепенно понятие размылось. Сейчас флешмобом называют уже практически любые массовые акции. Хотя очевидно, что такие мероприятия сильно отличаются от классического флешмоба

Даже социальные кампании в интернете, где люди массово публикуют посты с определенными хэштегами, чтобы привлечь внимание к какой-либо проблеме, стали называть флешмобами.

Скажем, Минспорт России запустил флешмоб на день тренера. Суть в том, чтобы опубликовать свои фото или видео с хэштегом #СпасибоТренер2024 на своей странице во «ВКонтакте».

Или другой пример: жители подмосковного Пушкино организовали флешмоб, чтобы защитить поля от застроек. Участникам флешмоба предлагают делиться снимками полей и выкладывать их под особым хештегом.

Понятно, что в обоих случаях речь совсем не про такое действо, какое придумали Роб Зазуэт или загадочный Билл из Нью-Йорка.

Понимание флешмоба изменилось не только в России.

В 2022 году на премьер-министра Финляндии Санну Марин обрушилась волна критики из-за роликов с вечеринки, которые попали в Сеть. На них Марин выпивала, пела и танцевала с друзьями. Жительницы Финляндии поддержали политика «видео-флешмобом». Девушки начали выкладывать видео с вечеринок, где танцевали и веселились. «Мы на стороне Санны», — подписывали они свои ролики.

И хотя подобные активности могут быть массовыми и популярными, они не соответствуют первоначальному смыслу флешмоба, который подразумевает физическое присутствие участников в одном месте и неожиданность их действий.

Не путать: в чем разница между флешмобом и другими массовыми действами

Большинство акций и мероприятий, которые сейчас называют «флешмобами», корректнее называть челленджами, митингами, рекламными и благотворительными акциями, массовыми праздничными мероприятиями.

Расскажем в чём разница.

Челлендж. Это какое-то задание, действие или испытание, которое человек выполняет на камеру и затем призывает аудиторию последовать его примеру.

Чаще всего челленджи проводят в социальных сетях в фото- и видеоформате. Организатор придумывает идею челленджа и уникальный хештег для него. Потом публикует в соцсетях пост с описанием челленджа, хештегом и своим видео и приглашает всех, кто увидел этот пост, присоединиться к вызову.

Например, раньше в интернете гремел ##IceBucketChallenge — люди обливали себя ледяной водой, чтобы привлечь внимание к болезни двигательных нейронов.

© Sipa USA/East News

Также в 2019 году большой популярностью пользовался ##10YearChallenge — люди публиковали свои фотографии 2009 года рядом с фотографиями 2019 года или #DoveRealBeautySelfie — пользователи делились селфи без макияжа, чтобы показать естественную красоту.

Пранк. Это своеобразный розыгрыш или шутка, которая обычно направлена на то, чтобы поставить человека в неловкое положение или вызвать у него неожиданную реакцию. Пранки могут быть как безобидными и смешными, так и более сложными, иногда даже выходящими за рамки этики.

Митинг. Это массовое собрание людей, организованное для выражения общественного мнения по какому-либо вопросу, чаще всего политическому, социальному или экономическому. В отличие от флешмоба, где главная цель — развлечение, митинги проводят в поддержку каких-либо идей или против них. Обычно митинги планируются заранее и организаторы получают разрешение от властей на проведение мероприятия. Также во время митинга выступают ораторы, которые выражают позицию собравшихся и озвучивают требования или предложения. Во время флешмоба этого не предполагается.

Рекламная акция. Это специально организованная маркетинговая кампания, направленная на продвижение товаров, услуг или бренда среди целевой аудитории. Основная цель рекламной акции — увеличить продажи, повысить узнаваемость продукта или компании, создать позитивное отношение потребителей к бренду.

Перформанс. Это короткое, необычное и часто даже странное представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой. Перформансы называют одной из форм современного искусства.

Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.