Работа с «натуралкой»: как полицейские собаки ищут наркотики в Калининграде (фото, видео)
Собаки-ищейки помогают полицейским искать преступников, наркотики, оружие. Корреспондент «Клопс» выехал с кинологами в профилактический рейд и узнал, какую службу несут спаниели и что такое «натуралка» на профессиональном сленге.
Служат не только великаны
В 9 утра меня ждали у стадиона на Острове. Высокие полицейские сурово оглядели с ног до головы. Им было явно некогда: все распределялись, кто куда едет — рейд по магазинам, ловля нелегальных торговцев на улице, поиск закладок. Мне досталось последнее. Запрыгнув в уазик, мы с кинологами поехали к школе на Космодемьянской.
В машине поместилось пять человек, но собак, на удивление, не было. На вопрос, будут ли с нами ищейки, мне ответили, что, конечно же, будут — четвероногие расположились в грузовом отсеке позади. Как пояснил замначальника Центра кинологической службы Денис Райский, каждый пёс проходит курсы, дрессировать можно начинать через 45 дней после рождения. Собаку закрепляют за сотрудником, с которым она уже не расстаётся.
«Основные породы, которые используются в кинологической службе, — рассказывает Денис, — немецкие и бельгийские овчарки. Также у нас есть лабрадоры, доберманы, вельштерьеры, ризеншнауцеры, русские спаниели».
Маленькие спаниели «удобны для поиска в автотранспорте»: собачку запускают в автобус или троллейбус, она может залезть под сиденье или в другие уголки. Денис Райский, улыбаясь, похвастался, что он «счастливый обладатель» немецкой овчарки, которая прослужила 9 лет. Сейчас она «на пенсии» и живёт у полицейского дома.
«Приказ предусматривает, что в восемь лет собака отправляется на заслуженный отдых. В большинстве случаев кинолог, который с ней работал, забирает её к себе домой. Она доживает остаток жизни в хороших условиях — диван, телевизор, мультики», — шутит Райский.
Срок профпригодности пса можно и продлить, как было с овчаркой Дениса. Для этого нужно сдать специальные собачьи зачёты.
Работают на «натуралку»
Мы вышли из уазика, и сотрудники, погладив спаниелей, надели на них поводки. Это две собаки-сестрички, как рассказали полицейские. Мы двинулись во двор школы, небольшие чёрно-белые хвостики побежали выполнять важную миссию: искать «закладки». Они обнюхивали кусты, деревья, искали что-то в траве: к счастью, ничего не нашли.
Собак тренируют каждый день, не менее четырёх часов в неделю. Для наработки навыков используют настоящую взрывчатку — «натуралку», рассказывает Райский, шагая вдоль школьного забора. Используют и имитаторы. Если пёс обнаружит реальную опасность, он просто садится рядом: откапывать находку запрещено.
Пока я фотографирую спаниеля на руках кинолога, Денис вспоминает недавнее убийство на Артиллерийской. Немецкая овчарка нашла предполагаемого преступника по запаху. На месте взяла след и нашла, где скрывается человек: «Она довела до подъезда, а мы вытащили его оттуда».
По словам Райского, работа у служебных собак непростая, поэтому и живут они меньше — в среднем 12-13 лет. Этим маленьким тихим спаниелям в следующем году исполнится восемь, и они «идут на списание».
В УМВД рассказали, что служебные собаки выходят на пенсию либо по здоровью, либо по возрасту. В Росгвардии овчарку Базуку под аплодисменты проводили на пенсию после пяти лет службы.