Шадаев: Цифровой суверенитет - защита пользователей и интересов государства
Цифровой суверенитет - это прежде всего способность государства обеспечить защиту интересов своих граждан и собственной информационной инфраструктуры независимо от внешнеполитических обстоятельств и санкционного давления. Такое мнение высказал глава Минцифры РФ Максут Шадаев в ходе международного форума по практической кибербезопасности Positive Hack Days 2025.
"Интересы наших пользователей - это возможность потреблять те сервисы, к которым они привыкли. Интересы нашего государства - это защита вопроса национальной безопасности и широкого понятия суверенитета", - подчеркнул министр.
По его словам, в последние годы Россия оказалась в новой технологической реальности: к примеру, уже всерьез рассматривался риск отключения от международных точек обмена трафиком и отзыва SSL-сертификатов, выданных зарубежными организациями и обеспечивающих возможность работы с большинством сайтов.
В таких условиях задача специалистов в сфере информационных технологий, сказал Шадаев, заключается не только в поддержании бесперебойной работы цифровой среды, но и в развитии отечественных решений, которые позволят стране сохранить конкурентоспособность и технологическую независимость.
"Все должно работать. Мы должны развиваться и не отставать и должны иметь возможность это делать, несмотря на все санкции", - отметил глава министерства.
Он подчеркнул, что цифровой суверенитет - это не путь изоляции, а курс на кооперацию с дружественными странами, обмен опытом и совместную разработку технологических решений. "Россия, наверное, первая страна, которая вступила в попытку защиты своих интересов перед большими, глобальными бигтехами. Мы пытались как-то заставить учитывать наши национальные интересы: первые начали принимать законы о приземлении, о том, что должны открываться офисы в наших странах. И по этому пути пошел весь мир. Изначально нас все ругали, а сейчас стали понимать, что мы просто были первыми в этой истории", - пояснил министр.
По словам Шадаева, глобальные IT-компании - это уже не просто бизнес, а часть инфраструктуры влияния.
"Бигтехи спокойно проникли в нашу повседневную жизнь, они имеют гигантскую власть просто отключить наших пользователей от каких-то сервисов. Мы же знаем все эти истории блокировки на YouTube наших артистов. Причем это не вопрос политики - поп-звезд блокируют", - добавил он.
Шадаев также подчеркнул, что Россия остается одним из самых активных потребителей технологических новинок. По его мнению, страна, может, не самый большой в мире рынок, но "достаточно приличный". И с точки зрения темпов внедрения новых технологий и сервисов это уникальная страна, что признают и те самые бигтехи, так как все вводимые ими новации Россия потребляет первой в самых больших масштабах.
"Apple много раз рассказывала, что бесконтактная оплата России была по темпам проникновения номер один в мире. Когда у нас уже большая часть населения платила телефонами, все развитые страны только вступали в эту эпоху", - привел пример министр.
Он подчеркнул, что высокие темпы цифрового потребления в России делают страну важным маркером: глобальные компании внимательно следят за реакцией российской аудитории на инновации.
"Конечно, надо понимать, что все равно бигтехи, несмотря на то, что они себя позиционируют как коммерческие компании, они все равно стали частью инфраструктуры влияния. В основном это большие американские компании, которые подвержены общему политическому настроению и являются проводниками определенных интересов. Здесь вопрос, например, отключения нас, он для них такой же болезненный, потому что они также хотят иметь возможность влиять на нашу аудиторию", - заключил Шадаев.
В рамках форума также выступил глава Минэнерго РФ Сергей Цивилев, который подчеркнул, что сейчас мы живем в непростое, но удивительное время, когда формируется новый миропорядок. И в части энергетики, по его словам, без цифровизации не обойтись.
"Цифровизация глубоко вошла в область энергетики: без искусственного интеллекта, без цифровых двойников мы уже не видим своего существования", сказал он.
В первую очередь речь идет о производстве, накоплении и транспортировке электрической энергии. В этом направлении, добавил Цивилев, сегодня формируется две задачи: создание технологического суверенитета и технологического лидерства.
При этом стоит разделять технологический суверенитет и технологическое лидерство, сказал министр. Технологический суверенитет - это те технологии, которые есть сегодня в мире. И главная задача в рамках технологического суверенитета заключается в том, чтобы иметь в собственном управлении все критические технологии.
Однако построить технологический суверенитет в отдельной стране невозможно, отметил Цивилев.
"Мир настолько быстро изменяющийся, что если ты замыкаешься в рамках одной страны, ты проигрываешь. И наш Президент ставит такую задачу: технологический суверенитет надо строить вместе с дружественными странами. Вместе создавать весь набор существующих технологий, вместе с ними обмениваться, вместе развиваться", - уточнил глава Минэнерго.
Также в ходе форума сооснователь "Сайберус" Юрий Максимов заявил, что один из актуальных вопросов сегодня - это построение кооперации разных стран, которые бы работали над технологиями, но не зависели друг от друга в такой мере, чтобы это не стало проблемой. По его словам, мир развивается по достаточно жестоким законам, когда слабым приходится приходить к сильнейшим, "подстраиваться" под них. Однако российский бизнес с самого начала думает о том, как помочь небольшим странам выстроить технологическую безопасность, но не сделать их зависимыми.
При этом и внутри страны компании проявляют сплоченность, считает гендиректор Positive Technologies Денис Баранов. А, например, международные игроки "расселись по разным коммерческим лавочкам" и свысока "смотрят" на продукты друг друга. Такую тенденцию в России эксперт объяснил тем, что ниша кибербезопасности изначально была романтизирована - сюда пришли люди, искренне любящие эту тему и желающие попробовать получить контроль, который им никто никогда не предлагал.
"По большому счету, все наши отрасли - это кружок по интересам, который развился до десятков и сотен тысяч человек, - заключил Баранов. - В последние годы все компании, которые работают в нашей индустрии, они все равно работают над одной и той же общей целью".