Всю творческую жизнь художника Ильи Машкова показали в Третьяковской галерее
На Кадашевской набережной открылась не просто выставка, а парад живописи Ильи Машкова. Огромная ретроспективная выставка соткана из более чем 200 работ. Спектр кураторских идей, палитра сюжетов и противоречия уже в названии экспозиции: «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика». «МК» разбирается, что к чему.

Архитектура выставки задумана таким образом, чтобы посетитель, глядя на одну картину, видел сразу и другие, потому что глаза разбегаются и поначалу трудно зацепиться за что-то одно, внимательно рассмотреть полотно. Но в этом и состоит одна из кураторских задумок — мы сразу видим, от чего идет и к чему приходит художник. Полотна расположены рядом друг с другом по принципу сюжетов, мотивов и эволюции образов. И хронология, как говорил Винни Пух, здесь очень странный предмет, она как бы есть, но ее как бы нет.
Уже в самом начале мы видим четырех натурщиц — пример эволюции образа. Есть образец, приближенный к классическому, но стоит чуть повернуть голову, как вдруг видим странную композицию: героиня изображена на фоне своеобразной архаичной скульптуры. Фон в его работах — вот на что стоит обратить внимание. Как и на цвет, с помощью которого ученик Коровина и Серова выстраивает объем, распределяя теплые и холодные краски. Если оглянуться на дальнейшую экспозицию, то в разделе графики увидим, что начинал Машков как классик, и его ранние работы — академичнее некуда, понятно, «откуда ноги растут».

Яркими красками манит «Дама с китаянкой. Портрет Е.И.Киркальди» (Киркальди — ученица Машкова) — одна из самых знаменитых его работ. Сколько здесь персонажей? Кажется, что героиня действительно находится в комнате с азиатской красавицей, но на самом деле перед нами картина-обманка — модель позирует на фоне ширмы, но художник пишет так, что мы фоновость не замечаем. Рядом еще один портрет с ярким фоном. Кажется, что это Маяковский, но это Ефрем Курлянд, коллекционер. Здесь снова стоит обратить внимание на колорит, но не только фона, а еще и кожи: художник оставляет странные цветовые пятна в изображении рук своего героя — зеленый, синий, розовый… Но если смешать эти краски, то получится как раз цвет кожи. Художник этого не делает, от этого приема позднее откажется.
Машков ко всему прочему занимался еще и преподаванием, и вот что интересно: он учил своих студентов чувствовать и слышать форму изображаемого материала — слышать звук и в соответствии с ним искать подходящий колорит. Еще раз: отображать с помощью красок звучание предмета! И сам мастер делал так же — на «Натюрморте с самоваром» заглавный герой картины словно звенит…

По случаю столь масштабной ретроспективы художника Третьяковская галерея расчехлила свои запасники и показала «Натурщиц», которые прежде никогда не выходили в свет. Выставка — их дебют. И красуются милые дамы возле аналогичных, но все же совсем других «Натурщиц» из Русского музея. Никогда не экспонировались и многие работы из графического раздела.
Обманку «Дамы с китаянкой» мы уже разгадали, но есть еще пара любопытных «квестов», которые можно здесь пройти. Например, найти на натюрморте автопортрет художника. И такой правда обнаруживается — «Натюрморт с грибами». Один из предметов на изображаемом столе — зеркальный шар, в отражении которого мы видим самого художника, сидящего у окна за мольбертом, с кистью в руках.
Любопытно прогуляться по подборке работ, сделанных в его мастерской, — их легко узнать по дублям на натюрмортах, например, кочующий из работы в работу лакированный стол или фламандские фигурки. Но любопытно, что узнаешь предметы не сразу — они изображены в разных масштабах, где-то фрагментарно, а где-то с другого ракурса. Так что и эти «загадки» любопытно поразгадывать. Кстати, здесь же на одном из натюрмортов есть хороший и понятный пример, почему в названии выставки фигурирует слово «китч» (безвкусица) — среди фарфоровых фигурок, фруктов вдруг… огурец! Современному зрителю, который на своем веку повидал всякое, может, пупырчатый овощ и не бросится в глаза. Но для зрителя столетней давности это был как тычок в глаз! А художнику «стыдно не было», пояснила гид.

Те, кто с творчеством Машкова знаком плохо, будут все время задавать вопрос: «И это тоже он? И вот это создано одним и тем же художником?» — сюрпризом станет разнообразие сюжетов и стилей, которые охватывает мастер. А для тех, кто уже не впервые сталкивается с работами Машкова, это возможность проследить, как он с годами в чем-то менялся, а в чем-то оставался прежним. Кстати, это одна из кураторских идей — на картинах разных лет показать, к каким приемам художник возвращался даже спустя десятилетия. Эти работы расположены парно (и вот почему стоит обращать внимание на год создания работы).
В 1930-е перед нами другой Машков. Особняком расположились советские красавицы-трудяжки в изображении художника. Особенно выделяют здесь «Девушку с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой» как хрестоматийный образ трудящейся советской молодой женщины, и «Пионервожатую». С этой картиной вообще связана полудетективная история о том, как в годы Великой Отечественной войны ее украли немцы, но позднее Красной Армии удалось вернуть работу на родину.
К чему же в итоге приходит художник? В конце своего творческого пути он снова обращается к натюрморту, переходит к мелкому мазку, что усложняет работу, к странным формам — лишь взглянуть на причудливую клубнику… Каждому предмету мастер уделяет много времени. И все это тяготеет к классике.