В "Сатириконе" поставили спектакль "Ковчег 2" на тему апокалипсиса

Гоша Мнацаканов поставил в "Сатириконе" спектакль "Ковчег 2" - философскую притчу. Это его вторая режиссерская работа в "Сатириконе" после "Елизаветы Бам", посвященной судьбе Хармса. И с одной стороны "Ковчег 2" - это спектакль о последнем человеке, который остается на Земле после апокалипсиса. С другой - о том, что человек всегда ищет любовь, даже когда кажется, что она ему совсем не нужна.

В "Сатириконе" поставили спектакль "Ковчег 2" на тему апокалипсиса
© Российская Газета

О свершившемся апокалипсисе Вася Мухин (Илья Рогов) сообщает буднично - прямо посередине уморительно смешного монолога о людях. Автобусы больше не ходят - и из общественного транспорта на Земле, кажется, осталась только ракета, которая через час должна увезти оставшихся людей на Марс.

Сценографию и костюмы для спектакля создала актриса "Сатирикона" Варвара Маценова - и это ее дебют в качестве художника. Пространство сцены теперь - стена с колючей проволокой, за которой ракета до поры до времени скрыта в тени. На стене - надпись: "Господи, помоги мне выжить". Будущие пассажиры космического корабля собираются вокруг теплой бочки, но на самом деле кучкуются близ друг друга. Первым "на огонек" заглядывает Милиционер (добрый молодец с гагаринской улыбкой Илья Гененфельд), за ним - зэк Серафим Братов (совершенно неузнаваемый Иван Канонеров), армянин-Шашлычник (Арсен Ханджян, который наделяет своего героя фантастической пластикой - настолько необычной, что единожды его героя даже в шутку принимают за марсианина), роковая красотка Светлана (Елена Голякова) и ее супруг незадачливый Игорь, несущий на себе гору чемоданов (Ульяна Лисицина). За ними появляется и самодостаточный Мужчина (Константин Новичков).

Их взаимодействия выстроены в стиле полуфантастического сюра. Актеры "Сатирикона" добавляют этой части немало драйва. В спектакле много шуток, гэгов, воплощенных на сцене стереотипов родом из мелодрам и "бородатых" анекдотов. За всей этой уморительно смешной "показухой" кроется тревога: страшно вот так оставить разрушенную Землю, забыть обо всем, что привязывало к планете, улететь на Марс без обратного билета. Этот страх герои прячут за довольно комичными разговорами. "На посошок" делают шашлык - из чего бы вы думали? - из крыс, потому что, кроме крыс, червяков, насекомых и некоторых людей на Земле, кажется, ничего живого не осталось.

Скромный, уставший от людей Вася ведет себя почти как "зумер" или "миллениал" на семейном празднике - в веселых "конкурсах" не участвует, шашлыком угощаться отказывается, на задушевных посиделках особо не откровенничает, да и вообще жалеет, что сюда пришел. А в момент "кульминации", когда между будущими переселенцами начинается драка, понимает, что ему незачем переезжать на другую планету - гораздо лучше остаться единственным человеком на Земле.

Но в планы Васи вмешивается любовь. Очаровательная, немного несуразная Ева (Софья Щербакова) опаздывает на рейс. Она может болтать без умолку, перечисляя все, ради чего стоит остаться на этой планете: например, чтобы обойти все кухни мира и построить в своей квартире самую лучшую, или чтобы исполнить давнюю мечту и спеть в городе на центральной площади. Влюбленный Вася провожает ее до ракеты и даже дает послушать свою любимую песню. У него замечательный "плейлист", частично составляющий не менее замечательное музыкальное оформление спектакля: от "The End" группы The Doors до "Летнего дождя" Игоря Талькова.

Отметим, что в череде по-настоящему "прощальных" драматических этюдов, снижающих градус фарса, стадию отрицания проходят почти все, ведь для новой жизни на Марсе от всего земного "багажа" - профессии (герой Ильи Гененфельда узнает, что на Марсе не нужны милиционеры, и запускает погоны в небо, от этого становящееся звездным), воспоминаний и любви (сцены с Шашлычником и Серафимом Братовым почти физически мучительны) приходится отказаться. Но и на другой планете проблемы примерно такие же - сердечно-любовные, возникающие только при контакте человека с человеком… или марсианина с марсианкой. Одна из лучших сцен спектакля - "инопланетное" объяснение в любви командира корабля Персея Ивановича (пятидесятисемилетнего миниатюрного капитана играет Алина Доценко, слово "любовь" у ее героя выговорить никак не получается) и бортпроводницы-стюардессы Андромеды (Полина Райкина). Когда в финале первого акта огромная ракета с будущими переселенцами с грохотом поднимается к небу, зрители видят лишь ее роскошный огненный след - и этот "взлет" кажется невероятно зрелищным.

Во втором акте сохраняются все те же шутки, с огромной любовью обыгранные "стереотипы" и архимифы, романтические мечты. Вася уже на фоне своего маленького чудного "однокомнатного" домика пытается справиться с грузом внезапно свалившегося на него одиночества - оказывается, даже без людей на Земле жить совсем непросто. С ним на планете остаются роботы, брошенные марсианами, - они играют в карты и поливают яблоню бензином. Ключевой здесь становится фантазия на тему того, как жилось бы Васе, если бы его Ева внезапно вернулась на Землю. Это каскад разных по настроению, но, безусловно, очень трогательных сцен. Ева в исполнении Софьи Щербаковой кажется одновременно и мечтательной, и по-своему практичной. А Вася (Илья Рогов), сильно влюбленный и в этом чувстве убедительный, здесь обретает совсем новые качества: учится договариваться, спорить, заботиться и ухаживать.

По форме все это напоминает театральный блокбастер, ироничный по отношению и к себе самому, и к герою, и ко всем людям. Выдержанные в спектакле интонации напрочь лишены злого и отчаянного цинизма. Гоша Мнацаканов заигрывает с узнаваемыми образами - от Адама и Евы к мировой литературной классике (в одной из сцен герои разговаривают цитатами из Чехова и Шекспира), к "Терминатору" и "Пятому элементу"... Открытый финал, выбранный режиссером, позволяет сбросить любовную драму до "базовых" настроек - у Васи появляется еще одна возможность задать уже настоящей Еве самый главный вопрос: согласна ли она на самом деле остаться с ним на всю жизнь?

промо изображение