Красный конь, хрупкость и невесомость: какие выставки посмотреть в регионах

Помимо крупнейших музейно-выставочных центров Москвы и Санкт-Петербурга в эти новогодние праздники интересные выставочные проекты можно посмотреть в Серпухове, Нижнем Новгороже, Самаре и в других городах России. «Рамблер» рассказывает, куда поехать за культурными впечатлениями.

Красный конь, хрупкость и невесомость: какие выставки посмотреть в регионах
© Пресс-служба филиала Третьяковской галереи в Самаре

«В круге цвета. Красный»

Концепция новой выставки самарского филиала Третьяковки, открывшегося этим летом, сложилась вокруг шедевра Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». «Думая над проектом, мы поняли, что это был бы его главный хит, — рассказывает «Рамблеру» директор филиала Михаил Савченко. — Когда нам согласились его выдать, экспозиция сформировалась очень быстро».

Достойное «обрамление» для главного экспоната создают иконы, шедевры русского авангарда, произведения шестидесятников и многое другое — всего около 70 произведений. Связующим звеном между работами разных эпох и художественных течений стал красный цвет. Но яркость в этом случае не была самоцелью. «Мы хотели показать, что старое искусство не всегда отрицает новое, подчеркнуть некоторую преемственность», — отмечает Михаил Савченко.

Групповые тематические выставки, объединённые сквозным концептом, — приём, который уже стал «фишкой» самарского филиала. Летом по такому же принципу был собран успешный проект «На вкус и цвет», посвящённый образам еды в русском искусстве. Теперь зрителям показывают знаковые работы Василия Кандинского, Казимира Малевича, Наталии Гончаровой, Эрика Булатова и других авторов, которые каждый по-своему используют красный цвет.

Где: Филиал Третьяковской галереи в Самаре

Когда: до 30 марта 2025 года

«Хрупкость»

© Пресс-служба Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина (Арсенал)

Выставка «Хрупкость» стала продолжением программы ГМИИ им. А.С. Пушкина «Медиаокна». Она подразумевала показ коллекции медиаискусства Пушкинского музея, которая формируется с 2017 года, в других городах. В калининградском и владикавказском филиалах привозные вещи дополняли работами местных художников, а в Нижнем Новгороде проект обрёл дополнительный масштаб. «Музейная площадка Арсенала позволила нам дополнительно расширить экспозицию за счёт предметов из других фондов Пушкинского музея», — говорит сокуратор выставки Алина Стуликова.

Так, в залах нижегородского филиала, помимо медиаискусства и работ локальных авторов, появились древнеегипетское стекло, урартская керамика и другие вещи, дополнительно раскрывающие тему хрупкости. Например, видеоинсталляция Марианны Хеске «Волшебная гора», преобразующая классический пейзаж в неоновую абстракцию, соседствует со стеклянным сосудом V–IV веков, долгое время пролежавшим в земле, из-за чего фактура этого памятника изменилась до неузнаваемости.

По словам Стуликовой, выставка о феномене хрупкости получилась оптимистичной. Проходя по первому залу, зритель видит образы фрагментированной реальности. Ярче всего это выражено в вынесенной на афишу проекта работе Татьяны Ахметгалиевой «День полный надежды». «В этом видео действительность предстаёт очень яркой, но при этом искажённой, — говорит Алина Стуликова. — Сначала мы видим, как реальность распадается на фрагменты, потом наблюдаем за тем, как из них возникает что-то новое. Распад понимается художниками не как финальная точка, а как возможность создания чего-то нового».

В финальном зале, где гравюры Пиранези из коллекции Пушкинского музея соседствуют с полуразрушенными колоннами Дани Пирогова, речь идёт об обманчивости внешней монументальности и прочности того, что мы привыкли считать хрупким. Завершает экспозицию объект нижегородской команды «ТОЙ» — перепридуманный в металле образ детского бумажного кораблика.

Где: Нижний Новгород, Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина (Арсенал)

Когда: до 23 марта 2025 года

«Фабрика авангарда. Выкройка нового мира»

© Пресс-служба Серпуховского историко-художественного музея

В уходящем году российские музеи не раз обращались к теме русского авангарда. Это признаёт и Жанна Алейникова, директор Серпуховского историко-художественного музея. Но свой проект она считает особым.

На выставке «Фабрика авангарда» нет работ корифеев искусства рубежа веков — Малевича и Кандинского (их заменили мультимедийной инсталляцией, подготовленной совместно с Русским музеем). Но недостатка в громких именах среди около 200 экспонатов нет: зритель увидит как хрестоматийные, так и малоизвестные произведения Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Давида Бурлюка и многих других.

«Мы предлагаем зрителю панорамный взгляд на язык русского авангарда, на его истоки и отголоски в искусстве 1960-х годов, — говорит Алейникова. — Кроме того, мы обращаем внимание на быт советского человека первой половины ХХ века с акцентом на историю Серпухова. Когда авангардисты только начинали свои художественные эксперименты, Серпухов был типичным купеческим городом с патриархальным укладом».

Серпуховский музей располагается на территории бывшей фабрики купцов Мараевых, поэтому воссозданная атмосфера фабричных будней служит фоном для выставки. «Русское авангардное искусство вошло в историю как искусство, отрекавшееся от традиций живописи, и этот пафос отказа от старого хорошо сочетался с революцией, — говорит Мария Трошина, заведующая редакционно-издательским отделом музея. — Социальные изменения в послереволюционном обществе, так же как и в авангардном искусстве, были направлены на разрушение устоев, создание новых правил, и это мы показываем через исторический контекст».

На фабриках Серпухова в 1920-е выпускался агиттекстиль, узоры для которого придумывали художницы-авангардистки. Отсюда подзаголовок выставки — «Выкройка нового мира». Помимо эскизов для тканей, образцов русского лубка и икон, экспозицию дополняют предметы быта: набойные доски, донца прялок и другие изделия народных мастеров.

Где: Серпуховский историко-художественный музей

Когда: до 18 мая 2025 года

«Борис Кустодиев. Патриархальная Россия»

© Пресс-служба Крестовой палаты Суздальского кремля

Борис Кустодиев, «Масленица»

Суздаль, отмечавший в этом году своё тысячелетие, решил завершить приуроченную к юбилею культурную программу на предновогодней ноте. Большинство картин Бориса Кустодиева, будь то портреты томных купчих или сцены народных гуляний, наполнены атмосферой искрящегося веселья.

Выставка в Суздальском кремле стала одной из самых масштабных ретроспектив живописи мастера за последнее время. Такое разнообразие позволяет проследить весь творческий путь Кустодиева, художника непростой судьбы. В последние годы жизни он тяжело болел, был прикован к кровати, но забросить кисть наотрез отказывался. Творя наперекор судьбе, он создавал самые яркие и жизнерадостные свои картины.

Подборка произведений на выставке в Суздале — красочный калейдоскоп образов дореволюционной России с ее гуляньями, ярмарками, православными праздниками, поэтическими пейзажами и сказочной архитектурой. Шедеврами Кустодиева из своих запасников согласились поделиться Русский музей, Третьяковская галерея и многие другие институции.

Где: Крестовая палата Суздальского кремля

Когда: до 25 февраля 2025 года

«Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви»

© Пресс-служба музея «Новый Иерусалим»

Для выставки «Невесомость», посвящённой 125-летию со дня рождения художника-авангардиста Александра Лабаса, основные залы музея превратили в тотальную инсталляцию на тему невесомости, хрупкости и сновидений. Занимались этим приглашенные из Санкт-Петербурга театральные художники Эмиль Капелюш, Юрий Сучков и Яна Глушанок.

«Лабас — очень чувственный и тонкий художник, искусство которого должно свободно “выливаться” на зрителя с его полотен, — считает куратор проекта Ксения Новохатько. — Созданное искрящееся монохромное пространство сбивает у зрителя привычное восприятие горизонта, но делает это совершенно незаметно, не мешая, а наоборот, помогая наслаждаться работами Лабаса».

В экспозиции собрали более 150 живописных и графических работ мастера из 18 музейных и 12 частных коллекций со всей страны. Став современником революционных преобразований в России начала ХХ века, Лабас, в отличие от других авангардистов, в своих произведениях воспевает не мощь технического прогресса, а саму жизнь, наполненную ярким предчувствием грядущих изменений.

Название выставки «Невесомость» отражает чувства человека, впервые поднявшегося в небо. Собственные впечатления от первого полёта художник описывал словами «удивительное спокойствие» и «философское равновесие». Именно эти чувства он затем воплощал в своих работах.

Где: Истра, музей «Новый Иерусалим»

Когда: до 25 мая 2025 года

«Наследники» на сцене: каким получился спектакль «Тартюф» в Театре Наций