Сосиски из мрамора и акварель: какие выставки посмотреть в Москве

«Рамблер» собрал интересные выставки столицы, которые стоит посетить на новогодних праздниках.

Сосиски из мрамора и акварель: какие выставки посмотреть в Москве
© Пресс служба центра «Зотов»

Художник Иван Горшков воплотил свою давнюю мечту в реальность: в Доме культуры «ГЭС-2» он выставил свои работы из антимузейных материалов. В Третьяковской галерее показывают акварельные работы великих русских художников, среди которых Иван Крамской, Валентин Серов и Василий Суриков. В ГМИИ им. А.С. Пушкина собрали когда-то расформированную по разным музеям коллекцию российского купца, коллекционера и мецената Сергея Ивановича Щукина.

«Русское невероятное»

Этой зимой Центр «Зотов» отмечает двухлетие. Всё это время его программа была связана с исследованием конструктивизма, что логично: расположен «Зотов» в памятнике конструктивистской архитектуры, историческом Хлебозаводе № 5. Этой же теме посвящён и юбилейный проект «Русское невероятное». В экспозиции объединены 150 работ: картин, скульптур, графики, декоративно-прикладного искусства и многого другого.

Эпиграфом к выставке кураторы выбрали слова Владимира Маяковского: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм».

Рассказ о самобытности конструктивизма ведётся необычно. Он рассматривается как феномен, неотделимый от русского культурного ландшафта. Открывает экспозицию подборка безграничных пустынных пейзажей. Они как будто ожидают прихода художника, способного их преобразить. Фрагменты из фильма Тарковского «Зеркало» соседствуют с деревянной скульптурой начала ХХ века. Одна из главных особенностей выставки — неожиданные сопоставления произведений отечественного искусства от Средних веков до наших дней.

Древнерусская живопись рифмуется с искусством «уличной волны», а инсталляции современных авторов — с шедеврами нонконформистов и видеоартом. На стыке столь разных работ зрителю предлагается разглядеть общие черты, присущие не только конструктивизму, но и всему русскому искусству в целом.

Ещё одна любопытная черта проекта «Русское невероятное» — поэтичные названия разделов. Самый ироничный из них озаглавлен словом «Лихо» и посвящён исследованию абсурда и провокаций в искусстве. Тема раскрывается на примере собранного из чёрных костяшек домино макета мавзолея Ленина (Юрий Аввакумов) или фасада избушки Бабы-яги, совмещённого с копией «Чёрного квадрата» Малевича (Игорь Макаревич). Остальные названия залов — «Безмерно», «Вот-вот», «Ввысь», «Запредельно» и другие — настраивают зрителя на максимально игривый лад, приглашая самостоятельно находить визуальные рифмы между работами Кандинского, Булатова, Петрова-Водкина и других художников.

Где: Центр «Зотов»

Когда: до 23 марта 2025 года

«Неизвестный Щукин. Не только новое искусство»

© Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

На открытии выставки «Неизвестный Щукин» куратор проекта Алексей Петухов сравнил коллекцию знаменитого мецената с айсбергом. Его надводная часть — это известные всем шедевры Пикассо, Матисса, Гогена и других художников-новаторов рубежа XIX и XX веков. Подводная — это памятники Древнего Египта, цивилизаций Востока, предметы из фарфора и древнерусские иконы.

Все они органично сосуществовали друг с другом в старинном особняке в Большом Знаменском переулке, который семья Щукиных занимала до 1918 года. Потом коллекция была национализирована, а работы разлетелись по музеям союзных республик.

Проект «Неизвестный Щукин» не только знакомит зрителя с малоизвестной частью коллекции, но и дотошно восстанавливает оригинальные сочетания, в которых работы существовали в щукинском особняке. На выставке в зале, посвящённом древнеегипетскому искусству, к примеру, можно увидеть акварель Пабло Пикассо «Дружба II». Современники говорили, что кубистские эксперименты молодого художника выполнены в «египетском стиле».

Финальный зал выставки посвящён самому известному пространству щукинского особняка — Розовой гостиной, в оформлении которой Щукину помогал Анри Матисс. По приглашению русского коллекционера в 1911 году художник провёл в России три недели. Его яркие полотна в тщательно продуманном интерьере дополняли росписи потолка и стен, фиолетовый ковёр, мраморный камин и произведения декоративно-прикладного искусства.

Над сохранением уникального ансамбля Розовой гостиной искусствоведы боролись до конца 1920-х годов, но в итоге он всё равно распался. На выставке он воссоздан с привлечением всех известных на сегодняшний день оригинальных предметов.

Где: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Когда: до 16 марта 2025 года

«Генератор счастливых случайностей»

© Пресс-служба Дома культуры «ГЭС-2»

По словам художника Ивана Горшкова, выставка его работ в одном из залов Дома культуры «ГЭС-2» позволит зрителю и посмеяться, и задуматься, и даже посмотреть кино. Проект «Генератор счастливых случайностей» — это подборка самых разных произведений от деревянных рельефов до серии шелкографий, которые создавались в Центре художественного производства «Своды».

«Как художник-комбинатор, я постоянно ищу новые технические возможности, позволяющие работать с необычными материалами и смыслами», — признается «Рамблеру» Горшков. В «Сводах» в его распоряжении оказался широкий арсенал современных средств — от роборуки KUKA до фрезеровального станка с числовым программным управлением.

Как говорит Горшков, он всегда хотел создавать работы из антимузейных материалов. Резиденция в «Сводах» позволила ему реализовать эту мечту. Свои причудливые работы он сначала собирал из тортов, сосисок, клочков бумаги и других вещей, не предназначенных для серьёзного искусства. Затем готовые композиции сканировались и уже после воплощались в гораздо более благородных материалах вроде мрамора или дуба.

«Такой метод подразумевает контраст формы и содержания», — объясняет Горшков. Экспозицию дополняет напоминающая периодическую таблицу Менделеева серия шелкографий и мокьюментари-фильм. В этом видео автор в игривой и несколько абсурдистской манере рассказывает о своей художественной практике, позволяя зрителю очутиться в «закулисье» современного искусства.

Где: Дом культуры «ГЭС-2»

Когда: до 30 марта 2025 года

«НИИ Архив. Ремонтаж»

© Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

Короткое, казалось бы, название «НИИ Архив. Ремонтаж» вобрало в себя целую вереницу смыслов. Этим проектом центр «Винзавод» открыл новое для себя направление по созданию архива современного искусства. За обманчивой аббревиатурой НИИ скрывается не привычный «научно-исследовательский институт», а три отдельных слова: «наука», «исследование» и «искусство».

Слову «монтаж», которым называют финальную сборку выставки, созвучен винодельческий термин «ремонтаж». Он обыгрывает историю центра, возникшего в 2007 году на месте бывшего винного комбината.

Сама выставка (куратор — Ирина Горлова) переосмысляет главные вехи «Винзавода», как бы проговаривая их вслух для себя, одновременно подсвечивая для зрителей. Вспомнить действительно есть что. Целую стену Цеха Красного отдали под роспись художника «уличной волны» Кирилла Лебедева (Кто). В далёком 2006 году он принимал участие в первом фестивале «Винзавод. Граффити», давшем неофициальный старт появлению центра.

Центральные разделы выставки знакомят с творчеством художников разных поколений, чья судьба так или иначе была связана с «Винзаводом». Список большой — от недавних выпускников Открытых студий Дани Пирогова и Vivato Eka до живого классика и популяризатора современного искусства Дмитрия Гутова.

Отдельный мини-павильон посвящён воспоминаниям посетителей эпохальной «Московской ретроспективы» Ильи и Эмилии Кабаковых. Рядом стоят витрины с каталогами фестиваля комиксов «КомМиссия», на экранах транслируют воспоминания о самых ярких паблик-арт-проектах, под небольшую библиотеку в центре зала выстроили специальную ротонду. Все эти решения помогают лучше понять, каким современное искусство было более 15 лет назад и какие трансформации произошли с ним с тех пор.

Где: ЦСИ «Винзавод»

Когда: до 19 января 2025 года

«Магия акварели»

© Пресс-служба Третьяковской галереи

Александр Иванов, «Жених, выбирающий серьги для своей невесты»

До следующей весны Третьяковка выделила несколько залов своего исторического здания в Лаврушинском переулке под проект о самой нежной графической технике — акварели. Экспозицию составили из трёх сотен работ, отобранных из собственных фондов галереи. Все вместе они позволяют проследить историю освоения акварели русскими мастерами, а по отдельности — раскрывают неожиданные грани творчества, казалось бы, прекрасно знакомых авторов.

Члены объединения «Мир искусства», живопись которых была образцом декадентской вычурности, в акварели демонстрируют тончайшие пейзажные зарисовки. Обычно сдержанная палитра Крамского наполняется яркими красками. Портреты Серова и Сурикова по своей живости напоминают моментальные фотографии. Глядя на листы Левитана и Серова, можно увидеть, как зарождался «психологический пейзаж». Особняком стоит вынесенная на афишу выставки «Роза» Врубеля — поздняя акварель, по уровню мастерства заслуженно стоящая вровень с главными живописными шедеврами художника.

Где: Третьяковская галерея

Когда: до 18 мая 2025 года

На языке любви: в Театре Наций сыграли спектакль по мотивам фильма Вонга Карвая