Выставка из собраний Антона Козлова: что посмотреть в Екатеринбурге
В Екатеринбурге в Ельцин-центре проходит выставка современного искусства «Двадцать один длинный, один короткий», в которую вошли более 70 произведений 28 художников, созданные после 2000 года. Это первая выставка, собранная из коллекции 37-летнего сооснователя фонда «Новые коллекционеры», ведущего YouTube-канала об искусстве «Пока все дома у Антона» Антона Козлова.
Шалость удалось
Название выставки кураторам Светлане Усольцевой и Галине Шубиной подсказала одна из работ, вошедших в экспозицию. Это инсталляции творческого дуэта «МишМаш» — российских художников и супругов Михаила Лейкина и Марии Сумниной — которая посвящена автобиографической повести писателя Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Художники сделали её ещё для выставки «Игра на всю жизнь. Кондуит и Швамбрания Льва Кассиля» прошлой осенью.
В повести писатель вспоминает своё детство, которое проходило в Покровской слободе (ныне город Энгельс в Саратовской области). Несуществующую страну Швамбранию, которую они с братом придумали, чтобы укрываться в ней от несправедливости взрослых. А также события, с которыми повзрослевшие братья встретились в реальной жизни (Первая мировая война, за ней две революции и ещё одна война, Гражданская). Швамбранцы и их друзья-гимназисты были людьми вольнолюбивыми, и когда директор гимназии запретил им гулять в городском саду, в знак протеста срезали все дверные звонки в городе. «МишМаш» превратили этот эпизод в инсталляцию, собрав в одну часть срезанные звонки, в другую — кнопки звонков, сделанные из папье-маше и заключённые в стеклянные банки.
Россия после Ельцина
Для выставки, открывшейся в Ельцин-центре, эта работа — одна из ключевых. Рядом, в соседних залах, развернута постоянная экспозиция Музея Бориса Ельцина, она рассказывает о первом президенте России и его эпохе, закончившейся в 2000 году. Один из залов фиксирует этот момент: в нём воссоздана обстановка кабинета Бориса Ельцина, а с монитора он сам в новогоднем обращении произносит историческое: «Я устал, я ухожу». Президент уходит, но время продолжает идти и отсчитывает день за днём, год за годом от этой точки. Выставка «Двадцать один длинный, один короткий» как раз рассказывает о том, как прошли эти годы, 20 с небольшим лет. Назвать выставку современного искусства документом было бы, наверное, не совсем правильно, но кураторы отобрали вещи из собрания Антона Козлова так, что каждая стала свидетелем своего времени.
Поймать время за хвост
Ирина Корина, которую Антон Козлов представляет как своего любимого художника, в конце ноября на открытии выставки рассказала, как появляются такие работы: «Выбирая пьесу — Аристофана, Чехова, Гоголя, — художник должен посмотреть, что происходило в год её создания, какие носили костюмы, какая была архитектура, и, только изучив все это, приступить к созданию объекта». Сама Корина по образованию театральный художник, окончила ГИТИС в 2000 году. Художница решила перенять этот творческий подход в своих работах: «Я пыталась почувствовать фактуру и вещи, которые помогут поймать время за хвост. Мне в произведениях художников былых времен интересно не вечное, а сиюминутное», — говорит Корина.
Сиюминутное — это инсталляция Кориной «Опять-опять», созданная в 2015 году, — две императорские мантии, побольше и поменьше, маскирующие входную дверь. И ещё одна её работа, «Пятый элемент», созданная в 2014 году. Это был год зимней Олимпиады в Сочи, и об этом напоминают пять ромбовидных элементов инсталляции. Четыре состоят из многоугольников с разными паттернами. Принт русского платка, символа красоты России, соединяется с неоновыми цветами рабочей одежды, которую носят работники городских служб, почти всегда — жители южных республик. Пятый бесцветный — это память о нераскрывшемся на церемонии открытия Олимпиады пятом кольце.
Сиюминутное невидимой нитью связано с прошлым — об этом работа художника Егора Федоричева, который тоже связан с театром (окончил ГИТИС в 2011 году по специальности «актёрское искусство», до 2016 года работал в театре «Мастерская Брусникина»). «Комната Ипатьева» — монументальное полотно, сшитое из нескольких кусков холста и брезента, в котором наслаиваются друг на друга краски, ткани, промышленный мусор. Оно отсылает к событию, случившемуся здесь, в Екатеринбурге, за сто лет до создания работы. В доме инженера-строителя Николая Ипатьева в 1918 году большевики расстреляли царскую семью. На полотне нет каких-то жутких подробностей, но глаз сам высматривает их в этих абстрактных красно-бордовых разводах.
Часть работ связана с прошлым не таким далёким, но, судя по всему, ушедшем навсегда — так сейчас воспринимаются полотна Владимира Дубосарского и Александра Виноградова нулевых годов. Из этого славного времени в экспозицию попала картина «Делай как мы!» 2006 года. На переднем плане — подсвеченный бассейн с красивыми улыбающимися спортсменками, на заднем — ночной пейзаж Женевы. «Последнее время мы делали рай на земле — и рай на земле мы уже освоили, а это подводный мир, как бы утопия», — рассказывают авторы, что символизирует их работа.
Свой взгляд на сегодняшнюю действительность художники передают нам в ощущениях. Вероника Соловьёва в своих видео из цикла «Маленькая смерть» (2022) рисует ситуации, в которых детские игрушки страдают как люди, откровенно вызывая сочувствие. Кто из нас время от времени не чувствует себя в роли пластикового медвежонка, из которого натирают стружку железной тёркой? И кто не чувствовал такой непобедимой скуки при просмотре новостей, как персонажи видео «Зевающие новости» курского художника Романа Сакина. Он напоминает зрителям, что вся наша жизнь и есть сон, или, напротив, хочет сказать, что пора уже выключить телевизор.
Где: Арт-галерея Ельцин-центра, 2-й и 3-й этажи.
Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, 3.
Когда: до 23 февраля.
Опера о почтальоне и сказка о пионере: что послушать на долгих зимних праздниках