Работы авангардистов и агитационный текстиль: что посмотреть в Серпухове

В конце декабря в новом пространстве Серпуховского историко-художественного музея — в галерее «Каретный сарай» — открылась большая выставка, которая объединяет произведения русских авангардистов и связанные с ними предметы быта. Автор «Рамблера» осмотрела экспозицию и рассказала, почему стоит её посетить.

Работы авангардистов и агитационный текстиль: что посмотреть в Серпухове
© Алиса Попова

«Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» — это масштабный проект, над которым, помимо Серпуховского историко-художественного музея, также работали Екатеринбургский музей изобразительных искусств и Русский музей. В него вошли около 200 экспонатов. Среди них картины, графика, фотография, ткани, фарфор, набойные доски, печные изразцы, деревянная утварь и другие предметы народного искусства начала XX века.

Кураторами выставки стали ученики программы Avant-Garde Lab 6 — совместного проекта Центра авангарда Еврейского музея и Энциклопедии русского авангарда. Под руководством искусствоведа Александра Кремера и научного сотрудника Третьяковской галереи Игоря Смекалова они изучили произведения художников русского авангарда из коллекции Серпуховского музея и создали концепцию, которая позволила связать идеи авангардистов, быт и социальные преобразования в советской России и то, что мы сейчас назвали бы промышленным дизайном. Научным консультантом выступил историк искусства и эксперт по русскому искусству XX века Андрей Сарабьянов.

В здании, где проходит выставка, когда-то располагался каретный сарай местной купчихи и фабрикантши Анны Мараевой. Сам музей находится в её доме, построенном по проекту московского архитектора Романа Клейна (он также проектировал здания Пушкинского музея, ЦУМа и театра «Современник»). Собрания произведений храмового искусства — старообрядческие иконы, книги и рукописи, которые коллекционировала Мараева, вошли в музейную коллекцию. Часть икон сейчас выставлена в Покровской старообрядческой церкви, которую построили на деньги Мараевой.

© Алиса Попова

Поэтому, отправляясь на выставку в Серпухов, лучше подгадать день и время так, чтобы попасть не только в Каретный сарай, но и в главный дом, и в храм, и в расположенный неподалеку Высоцкий монастырь. Хорошо бы ещё и дойти до площади Ленина, где стоит ещё одна серпуховская достопримечательность — конструктивистский Дом с часами. В 1933 году в башенку этого дома был встроен часовой механизм, снятый с колокольни Высоцкого монастыря. Его, кстати, тоже можно увидеть на «Фабрике авангарда. Выкройке нового мира».

Серпуховской музей открыли в 1918 году, сразу после того, как имущество Мараевых было национализировано. Первоначально он назывался музеем истории и старины, но пять лет спустя Музейный отдел при Наркомпросе, занимавшийся пропагандой нового искусства, отправил в Серпухов солидное количество произведений современного искусства — 127 предметов. Основу этой коллекции составляли произведения живописцев Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой из их общей мастерской в Трёхпрудном переулке. В 1915 году вернувшийся с Первой мировой войны после ранения Михаил Ларионов принял приглашение Сергея Дягилева и вместе с Натальей Гончаровой уехал в Париж, чтобы работать над спектаклями «Русских сезонов». Уезжали они ненадолго, но в Россию так и не вернулись.

© Предоставлено Серпуховским историко-художественным музеем

Гончарова Наталия Сергеевна, «Письмо» («Беспредметная композиция») (1913). Холст, масло

Так Серпуховской музей стал одним из первых обладателей коллекции работ Ларионова и Гончаровой (коллекция Третьяковской галереи сформировалась намного позже). И серпуховчане ещё в середине двадцатых могли видеть произведения художников, чьими декорациями в это время восхищалась парижская публика. Поскольку одна из задач кураторов — показать путь, по которому современное искусство шло в народ, первый зал выставки отведён произведениям знаменитой пары. Рядом с «современными русскими лубками» Гончаровой — листами с житиями святых, выполненными гуашью, — располагаются иконы и декоративные резные предметы.

В следующем зале — работы мастеров советского агитпропа. Среди них Алексей Левин, который работал и дружил с Владимиром Маяковским. А также ученик Казимира Малевича, автор известных фотомонтажных плакатов Сергей Сенькин.

© Предоставлено Серпуховским историко-художественным музеем

Левин Алексей Сергеевич, «Платок на столе» (1920). Холст, масло

Отсюда один (в буквальном смысле) шаг до эпохи агитационного текстиля, яркой, но короткой (это ткани советского производства с рисунком социально-политической тематики — прим. «Рамблера»). Художники, работавшие на Серпуховском хлопчатобумажном комбинате, были открыты всему новому, переносили на ткань всё то, чем жила молодая страна, поэтому на ситце вместо роз и индийских огурцов появились дирижабли, аэропланы и трактора. В 1933 году этот разгул авангардизма был остановлен специальным правительственным указом. Агиттекстиль был снят с производства, от него остался лишь альбом «сточек» — кусочков ситца, отпечатанных на валах, на которых рисунок был стёрт, сточен. В середине 30-х годов само слово «авангард» стало не то чтобы неприличным, но неуместным.

Через несколько десятилетий началось обратное движение: в СССР пришла оттепель, а вместе с ней и право на художественные эксперименты с формой и цветом. Вторую волну русского авангарда принято отсчитывать от 1957 года, от первых выставок западного абстрактного искусства, прошедших в рамках Международного фестиваля молодежи и студентов, но она не утратила связи с первой. Основатель студии «Новая реальность» — творческого объединения художников-абстракционистов, Элий Белютин, учился у художников Аристарха Лентулова и Павла Кузнецова.

© Алиса Попова

Работы белютинских студийцев предваряют завершающий раздел выставки, в котором собраны произведения авторского дизайна 1950–1970-х годов, например рисунки для текстиля серпуховских художников Тамары Мухатаевой и Евгении Шестеры. В контексте истории русского авангарда очевидно, что цвета и мотивы этих принтов продолжают эксперименты, начатые больше века назад.

Есть у выставки и мультимедийная часть, за подготовку которой отвечали специалисты Русского музея. Это отдельный зал, который предлагает посетителям присесть на мягкие скамейки и помедитировать, глядя на разворачивающиеся цветные панорамы. Здесь же можно послушать мобильный спектакль «Жизнь на двоих» (это приложение для телефона со сборником аудиоспектаклей, каждый из которых — иммерсивный: нужно гулять по определённому маршруту и слушать постановку — прим. «Рамблера»). Купив на него билет, можно узнать историю жизни и любви Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Творческий и семейный союз двух больших художников был прочным, хотя и не вполне традиционным. В соответствии с духом авангарда.

Где: Серпуховский историко-художественного музей

Московская обл., г. Серпухов, ул. Чехова, 87.

Когда: до 25 мая.

Куда пойти в выходные 18–19 января в Москве