Работы авангардистов и агитационный текстиль: что посмотреть в Серпухове
В конце декабря в новом пространстве Серпуховского историко-художественного музея — в галерее «Каретный сарай» — открылась большая выставка, которая объединяет произведения русских авангардистов и связанные с ними предметы быта. Автор «Рамблера» осмотрела экспозицию и рассказала, почему стоит её посетить.
«Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» — это масштабный проект, над которым, помимо Серпуховского историко-художественного музея, также работали Екатеринбургский музей изобразительных искусств и Русский музей. В него вошли около 200 экспонатов. Среди них картины, графика, фотография, ткани, фарфор, набойные доски, печные изразцы, деревянная утварь и другие предметы народного искусства начала XX века.
Кураторами выставки стали ученики программы Avant-Garde Lab 6 — совместного проекта Центра авангарда Еврейского музея и Энциклопедии русского авангарда. Под руководством искусствоведа Александра Кремера и научного сотрудника Третьяковской галереи Игоря Смекалова они изучили произведения художников русского авангарда из коллекции Серпуховского музея и создали концепцию, которая позволила связать идеи авангардистов, быт и социальные преобразования в советской России и то, что мы сейчас назвали бы промышленным дизайном. Научным консультантом выступил историк искусства и эксперт по русскому искусству XX века Андрей Сарабьянов.
В здании, где проходит выставка, когда-то располагался каретный сарай местной купчихи и фабрикантши Анны Мараевой. Сам музей находится в её доме, построенном по проекту московского архитектора Романа Клейна (он также проектировал здания Пушкинского музея, ЦУМа и театра «Современник»). Собрания произведений храмового искусства — старообрядческие иконы, книги и рукописи, которые коллекционировала Мараева, вошли в музейную коллекцию. Часть икон сейчас выставлена в Покровской старообрядческой церкви, которую построили на деньги Мараевой.
Поэтому, отправляясь на выставку в Серпухов, лучше подгадать день и время так, чтобы попасть не только в Каретный сарай, но и в главный дом, и в храм, и в расположенный неподалеку Высоцкий монастырь. Хорошо бы ещё и дойти до площади Ленина, где стоит ещё одна серпуховская достопримечательность — конструктивистский Дом с часами. В 1933 году в башенку этого дома был встроен часовой механизм, снятый с колокольни Высоцкого монастыря. Его, кстати, тоже можно увидеть на «Фабрике авангарда. Выкройке нового мира».
Серпуховской музей открыли в 1918 году, сразу после того, как имущество Мараевых было национализировано. Первоначально он назывался музеем истории и старины, но пять лет спустя Музейный отдел при Наркомпросе, занимавшийся пропагандой нового искусства, отправил в Серпухов солидное количество произведений современного искусства — 127 предметов. Основу этой коллекции составляли произведения живописцев Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой из их общей мастерской в Трёхпрудном переулке. В 1915 году вернувшийся с Первой мировой войны после ранения Михаил Ларионов принял приглашение Сергея Дягилева и вместе с Натальей Гончаровой уехал в Париж, чтобы работать над спектаклями «Русских сезонов». Уезжали они ненадолго, но в Россию так и не вернулись.
Гончарова Наталия Сергеевна, «Письмо» («Беспредметная композиция») (1913). Холст, масло
Так Серпуховской музей стал одним из первых обладателей коллекции работ Ларионова и Гончаровой (коллекция Третьяковской галереи сформировалась намного позже). И серпуховчане ещё в середине двадцатых могли видеть произведения художников, чьими декорациями в это время восхищалась парижская публика. Поскольку одна из задач кураторов — показать путь, по которому современное искусство шло в народ, первый зал выставки отведён произведениям знаменитой пары. Рядом с «современными русскими лубками» Гончаровой — листами с житиями святых, выполненными гуашью, — располагаются иконы и декоративные резные предметы.
В следующем зале — работы мастеров советского агитпропа. Среди них Алексей Левин, который работал и дружил с Владимиром Маяковским. А также ученик Казимира Малевича, автор известных фотомонтажных плакатов Сергей Сенькин.
Левин Алексей Сергеевич, «Платок на столе» (1920). Холст, масло
Отсюда один (в буквальном смысле) шаг до эпохи агитационного текстиля, яркой, но короткой (это ткани советского производства с рисунком социально-политической тематики — прим. «Рамблера»). Художники, работавшие на Серпуховском хлопчатобумажном комбинате, были открыты всему новому, переносили на ткань всё то, чем жила молодая страна, поэтому на ситце вместо роз и индийских огурцов появились дирижабли, аэропланы и трактора. В 1933 году этот разгул авангардизма был остановлен специальным правительственным указом. Агиттекстиль был снят с производства, от него остался лишь альбом «сточек» — кусочков ситца, отпечатанных на валах, на которых рисунок был стёрт, сточен. В середине 30-х годов само слово «авангард» стало не то чтобы неприличным, но неуместным.
Через несколько десятилетий началось обратное движение: в СССР пришла оттепель, а вместе с ней и право на художественные эксперименты с формой и цветом. Вторую волну русского авангарда принято отсчитывать от 1957 года, от первых выставок западного абстрактного искусства, прошедших в рамках Международного фестиваля молодежи и студентов, но она не утратила связи с первой. Основатель студии «Новая реальность» — творческого объединения художников-абстракционистов, Элий Белютин, учился у художников Аристарха Лентулова и Павла Кузнецова.
Работы белютинских студийцев предваряют завершающий раздел выставки, в котором собраны произведения авторского дизайна 1950–1970-х годов, например рисунки для текстиля серпуховских художников Тамары Мухатаевой и Евгении Шестеры. В контексте истории русского авангарда очевидно, что цвета и мотивы этих принтов продолжают эксперименты, начатые больше века назад.
Есть у выставки и мультимедийная часть, за подготовку которой отвечали специалисты Русского музея. Это отдельный зал, который предлагает посетителям присесть на мягкие скамейки и помедитировать, глядя на разворачивающиеся цветные панорамы. Здесь же можно послушать мобильный спектакль «Жизнь на двоих» (это приложение для телефона со сборником аудиоспектаклей, каждый из которых — иммерсивный: нужно гулять по определённому маршруту и слушать постановку — прим. «Рамблера»). Купив на него билет, можно узнать историю жизни и любви Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Творческий и семейный союз двух больших художников был прочным, хотя и не вполне традиционным. В соответствии с духом авангарда.
Где: Серпуховский историко-художественного музей
Московская обл., г. Серпухов, ул. Чехова, 87.
Когда: до 25 мая.