Русские сказки и детские книжки: какие выставки успеть посмотреть до конца зимы
«Рамблер» отобрал самые яркие зимние выставки, которые проходят в Москве.
В Центре современного искусства «Винзавод» проходит выставка про русские сказки, которые проиллюстрировали произведениями современного искусства. В галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» можно посмотреть работы сразу трёх современных художников. А в Новой Третьяковке чествуют российского художника, фотографа и теоретика Франциско Инфанте. Какие выставки стоит посетить зимой — читайте в подборке «Рамблера».
«Жили-были: школа русской сказки»
Выставка проходит в большом винохранилище на территории Центра современного искусства «Винзавод». Старинные экспонаты, которые требуют особого температурно-влажного режима, показывать здесь нельзя. Поэтому свой рассказ о классических русских сказках искусствовед и сокуратор проекта Софья Багдасарова решила проиллюстрировать произведениями современного искусства. На выставке «Жили-были» они соседствуют с иллюстрациями художника Ивана Билибина, образцами средневековых нарядов, реквизитом со съёмок советских и современных киносказок и другими экспонатами.
«Мы решили показать искусство XX и XXI века, совместив его с огромной долей современной массовой культуры, которая окружает нас повсеместно, — рассказывает Багдасарова. — Так и ребёнок, и взрослый видят что-то знакомое, но в новом контексте».
Такой подход позволяет выстраивать неожиданные сочетания. В одном пространстве на экране демонстрируется запись стрима компьютерной игры «Русы против ящеров», рядом лежат комиксы «Сказки Гамаюн» и костюм из сериала «Последний богатырь. Наследие». В этом же зале находятся инсталляция художников Дианы Мачулиной и объекты Вадима Михайлова.
По замыслу организаторов пространство винохранилища превратилось в русский аналог Хогвартса, на что намекает и подзаголовок проекта: «Школа русской сказки». Кураторы почти буквально следуют известной присказке «Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок».
«Из тёмного леса зритель попадает в школьный коридор, по одну руку которого волшебные учебные классы химии, физики и так далее, а по другую — порталы в другие сказочные природные пространства (болото или морское царство), — объясняет Багдасарова. — В природных пространствах много бутафории, по сути, это огромные фотозоны, но внимательный зритель оценит, как умело интегрированы в них произведения известных современных художников».
Где: ЦCИ «Винзавод».
Когда: с 20 декабря 2024 года по 31 марта 2025 года.
Персональные выставки Алисы Гореловой, Андрея Сяйлева и Анны Казьминой
Сразу три персональные выставки современных художников показывают в галерее-мастерской современного искусства «ГРАУНД Солянка» при поддержке PA Gallery. По словам организаторов, каждая из них по-своему отвечает на вопрос о том, что наделяет искусство художественной ценностью и какую роль в этом играет музей.
Алиса Горелова представила новый проект «Здесь обитают драконы». Он состоит из масштабных работ, в которых яркие силуэты людей как бы перетекают из одного в другой, перемежаясь с когтями, щупальцами и рогами вымышленных существ. Соосновательница галереи современного искусства PA Gallery Елена Паршина сравнивает пространство этой выставки с итальянской виллой Боргезе. Одна из работ Гореловой, напоминающая барочную фреску, расположена под потолком, а рассматривать её предлагается, лёжа на просторном пуфике.
Художник Андрей Сяйлев создал в «ГРАУНД Солянке» настоящий музей альтернативной истории. Его проект «Насекомые против феодалов» состоит из нескольких серий. Головы-скульптуры и застывшие маски расположились на начищенных до блеска полках и столах, напоминающих обстановку хирургического отделения.
«Так художник буквально препарирует наш взгляд из настоящего в далёкое будущее», — рассказывает Елена Паршина «Рамблеру». Частью инсталляции «Застолье пчёл» стала видеоработа, которую показывают впервые. Её проецирует на стену фигура шарманщика, который одновременно держит на весу стол с хрустальной посудой.
Художница Анна Казьмина работает с керамикой, деформируя её и составляя из разрозненных фрагментов неожиданные композиции. В своём проекте «Искусство абиогенеза» она исследует отношения между мёртвой и живой природой. Хрупкие предметы повседневного человеческого быта — чайники, кружки, тарелки — художница преображает в произведения высокого искусства.
Где: «ГРАУНД Солянка».
Когда: с 20 декабря 2024 года до 16 февраля 2025 года.
«Чудесное путешествие»
Для советских художников работа по оформлению книг для детей была не только источником заработка, но порой и полем для художественных экспериментов. Впоследствии многие из занимавшихся детской иллюстрацией авторов вспоминали о ней снисходительно, как о «халтуре». При этом отдельные издания сегодня составляют золотой фонд детской литературы, в котором можно найти оригинальные и яркие художественные решения.
Художники Эрик Булатов и Олег Васильев проработали в легендарном издательстве «Малыш» 30 лет, проиллюстрировав за это время около 100 книг. На выставке в Мультимедиа Арт Музее, Москва представлены более 180 созданных ими оригинальных рисунков к самым разным изданиям — от сказок Шарля Перро и Сельмы Лагерлёф до произведений Агнии Барто, Генриха Сапгира, Игоря Холина и других авторов. Экспозицию дополняют выполненные на стенах выставочного пространства росписи современных художников Ивана Разумова и Александра Ширнина.
При желании в иллюстрациях Булатова и Васильева можно найти и отзвуки их магистрального творчества: оба художника уделяли первостепенное значение пространственному решению своих работ и взаимодействию образа и текста. К художественной целостности книжного макета стремились они и в своих детских рисунках. По словам самого Булатова, они всегда старались «увидеть, организовать и построить всю книгу от начала до конца». Поэтому выставка в МАММ предполагает внимательное сопоставление листов каждого отдельного цикла. Любопытнее всего следить за тем, как динамику повествования подчёркивают не центральные образы, а миниатюрные изображения, обрамляющие текст.
Где: Мультимедиа Арт Музей, Москва.
Когда: с 26 декабря 2024 года до 16 февраля 2025 года.
«Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности»
Сегодня работы художника и фотографа Франциско Инфанте, который уже полвека экспериментирует с подвижными геометрическими формами, востребованы как никогда. В последние годы его произведения неизменно включают в групповые выставки, посвящённые русскому авангарду. Секрет такой популярности прост: с самого начала своей художественной карьеры Инфанте переосмыслял наследие Казимира Малевича и других супрематистов, встраивая его в контекст эры космических открытий. Сейчас творчество самого Инфанте служит мостом между авангардной традицией начала ХХ века и современностью.
Новая Третьяковка собрала в своих залах на Крымском Валу около 400 работ художника, созданных с начала 1960-х годов по настоящее время (многие из них — совместно с женой Инфанте, Нонной Горюновой). Центральное место среди них занимает подборка «артефактов» — объектов, изначально помещённых в природную среду и задокументированных с помощью фотографии. Экспозицию дополнили рисунками, картинами, фотографиями и архивными материалами.
Где: Новая Третьяковка.
Когда: с 21 января до 13 апреля 2025 года.
Работы авангардистов и агитационный текстиль: что посмотреть в Серпухове