Украшения из чугуна и золота: что посмотреть на выставке «Драгоценности! Блеск русского двора»

В Государственном историческом музее в Москве проходит выставка «Драгоценности! Блеск русского двора». Большинство экспонатов привезли из Особой кладовой Эрмитажа, в которую туристу не попасть, если он не запланирует свой визит заранее. Экскурсии в кладовые проходят в определённое время для групп до пяти человек и требуют предварительного бронирования билетов. Так что экспозицию «Драгоценности! Блеск русского двора» можно считать подарком москвичам в честь 260-летия со дня основания Эрмитажа, которое отмечалось в начале декабря 2024 года.

Украшения из чугуна и золота: что посмотреть на выставке «Драгоценности! Блеск русского двора»
© shm.ru

На выставке представлены более 250 экспонатов XVII — начала XX века. И это далеко не только ювелирные украшения, но и бытовые безделушки, часы, памятные подарки, предметы коллекционирования. Экспозиция разделена на три секции. В «Галерее драгоценностей» можно посмотреть ювелирные изделия, принадлежавшие представителям царской семьи. Эффектные залы раздела «Бал» производят едва ли не большее впечатление — роскошные наряды и аксессуары окружены парадными портретами ослепительных знатных красавиц. В третьей секции сосредоточились артефакты, которые хранят память о событиях государственной важности, а также были связаны с частной жизнью русских монархов и представителей династии Романовых.

© shm.ru

Не только блеск золота и бриллиантов притянет публику, но и высочайшее мастерство исполнителей этих шедевров декоративно-прикладного искусства, а также исторический подтекст каждой представленной вещи.

«Мы делаем не путеводитель для нуворишей, мы рассказываем о том, как мощь страны выражалась в её блеске», — сказал на открытии выставки директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Среди шедевров, которые представлены на экспозиции в Историческом, — драгоценности, привезённые Петром I из заграничных поездок. Считается, что смешные фигурки из золочёного серебра и барочного жемчуга Петр I купил в Саксонии. Мужчины в страсти к изящным вещицам не уступали женщинам. По легенде, последний царь всея Руси сначала поехал в дрезденскую мастерскую, а уже потом приступил к делам государственной важности и нанёс визит курфюрсту. Подвеска «Якорь» из золочёного серебра, украшенная алмазами, вероятно привезённая Петром I из Голландии, не только изящное украшение, но и символическая вещь: видно, что царя не отпускала мысль о создании российского флота.

© shm.ru

А вот драгоценный ларец Александра II c эмалью и дарственной грамотой внутри, поднесённый в память о его визите в Лондон, — свидетель семейной истории. Император приезжал в Англию встретиться с дочерью, великой княгиней Марией Александровной, герцогиней Эдинбургской.

Одна из знаменитейших вещей особой кладовой — туалетный набор императрицы Анны Иоанновны. В набор входит 46 золотых изделий. Кувшин для умывания, косметички, маленькие жаровни, чтобы подогревать щипцы для волос, — всё это выполнено в аугсбургской мастерской Иоганна Людвига Биллера из чистого золота. Общий вес туалетного набора — около 40 килограммов. На выставку привезли не всё, а только шесть предметов. По традиции набор выдавался из императорской коллекции драгоценностей для торжественного одевания к венцу невесты царского дома.

Табакерки и часы — основа всякой европейской ювелирной коллекции. К тому же с лёгкой руки Екатерины II табакерка стала обязательным предметом туалета при дворе. У императрицы было около тысячи драгоценных табакерок. В утончённости и разнообразии своей коллекции она соревновалась только с одним человеком — королём Пруссии Фридрихом Великим.

© shm.ru

Для аристократов русского двора дарственная табакерка императрицы порой значила больше, чем орден. Тем более что большинство из них были сделаны по заказу и отражали важные исторические события. На выставке таким примером могут служить табакерки в честь победы над турецким флотом в Чесменской бухте.

Если увлечение табакерками нам уже не понять, то интерес к часам класса люкс сейчас готовы разделить многие. В XVIII веке часы всё ещё были большой редкостью, поэтому оформлялись дорого и красиво: изумрудами, сапфирами, алмазами, под стать статусу тех, кто мог их себе позволить.

Среди мемориальных вещей невозможно не заметить подвеску в виде клубка из шести змей, три из которых держат во рту жемчужины неправильной формы. Этот шедевр эпохи модерна сделал знаменитый французский мастер Рене Лалика. Подвеска принадлежала императрице Александре Фёдоровне. А вот Екатерина II, следуя моде, носила агаты и халцедоны, которые были дикой редкостью и ценились очень дорого.

На выставке есть украшения из совсем уж невероятного материала — из чугуна. Мода на изделия из чугуна появилась в первой трети XIX века во времена наполеоновских войн. Дворянки, движимые патриотическими чувствами, сдавали свои колье и диадемы в казну для помощи армии. Даже у самых богатых представительниц общества появились чугунные украшения, которые, кстати, выглядят лёгкими и изящными.

Мастера довели технологию до таких высот, что веер из чугуна весил всего 80 граммов.

© shm.ru

Выставка отражает и другие общественные веяния. Например, пополнение императорской коллекции частными собраниями. Обер-камергер императорского двора, член Государственного совета граф Дмитрий Татищев завещал императору Николаю I свою обширную коллекцию гравированных драгоценных и полудрагоценных камней. Называются они геммы, и в тот период их коллекционирование было очень популярно у сильных мира сего. Так что дар был весьма щедрый. Драгоценный ларец и татищевские геммы демонстрируются впервые.

После революции 1917 года эрмитажная галерея драгоценностей пополнилась сокровищами из национализированных собраний и личных художественных коллекций. На выставке можно увидеть предметы из коллекций Долгоруковых, Нарышкиных, Шуваловых, Строгановых, Юсуповых и других именитых российских семей. Многие коллекционеры по праву гордились личными музеями, поскольку охотились за лучшими и редкими произведениями не только в России, но и в ведущих художественных и антикварных салонах Европы.

Центром экспозиции можно по праву назвать раздел «Бал»: здесь встречаются подлинные вещи и парадные портреты их владельцев. На выставку привезли 14 бальных платьев. Шёлк, газ, тюль, атлас, бисер, стеклярус, бусы, блёстки — вот неполный перечень того, из чего портные и модельеры создавали эти неповторимые наряды.

Платье, расшитое шёлковой синелью с желатиновыми блёстками, императрица Александра Фёдоровна надевала для празднования Пасхи во время царского визита в Москву в 1903 году. Сохранились акварель и фотография этого выхода. Портрет княгини Татьяны Юсуповой сопровождает витрина с веером с этой картины. Он был сделан в Париже специально к свадьбе и выглядит очень торжественно: слоновая кость, инкрустация, алансонское кружево с инициалами владелицы.

© shm.ru

На портрете Юлии Теляковской среди множества изящных украшений есть одно весьма необычное — браслет с довольно крупным изображением её мужа. Зинаиду Юсупову украшает фамильная драгоценность, которой могла позавидовать сама императрица. Грушевидная жемчужина «Пелегрина» в 63 карата больше 200 лет передавалась в роду Юсуповых по наследству и была традиционным свадебным подарком. К сожалению, этой драгоценности на выставке не увидеть. В 1953 году сын Зинаиды Николаевны Феликс Юсупов продал в Париже семейную реликвию.

Выставка в Историческом музее показывает не только блистательную жизнь русского императорского двора, но и создаёт образ могущественной империи. К выставке подготовлена интересная программа, в частности несколько лекций, на которых расскажут, как появились маскарады, изготавливали веера, менялся стиль русских императриц и какие тайны хранили статс-дамы и фрейлины русского двора.

Выставка продлится до 12 мая 2025 года.

10 самых красивых усадеб Москвы, которые стоит посетить