Любимая женщина Пушкина и опера про Снегурочку: три выставки, которые проходят в усадьбах

В усадьбе Лопасня-Зачатьевское раскроют секреты дворянского воспитания, в Абрамцеве расскажут историю создания оперы «Снегурочка», а в Остафьеве покажут 120 экслибрисов — книжных знаков, удостоверяющих владельца книги. «Рамблер» отобрал три интересные выставки, которые проходят в Москве и недалеко от столицы.

Любимая женщина Пушкина и опера про Снегурочку: три выставки, которые проходят в усадьбах
© Предоставлено пресс-службой музея «Лопасня-Зачатьевское»

Выставка «Дворянское воспитание. Обычаи и традиции» в музее-усадьбе «Лопасня-Зачатьевское»

Усадьба «Лопасня-Зачатьевское» — одна из прекрасных усадеб в Чехове, знавших лучшие времена, после революции заброшенных на долгие годы и восстановленных уже в наши дни.

В истории усадьбы переплелись родственными узами четыре известные российские дворянские фамилии: Васильчиковы — Ланские — Гончаровы — Пушкины.

Васильчиковы — старейший русский дворянский и княжеский род, известный еще с XIV века (представительница одной из ветвей рода была пятой женой Ивана Грозного). Барочную усадьбу построили в 1770-х годах, её первым владельцем считается Александр Васильчиков, один из фаворитов Екатерины II, последним — Наталья Гончарова, племянница Натальи Николаевны Гончаровой, жены Пушкина.

Переплетение фамилий образовалось благодаря второму браку Натальи Николаевны — после смерти Пушкина она вышла замуж за генерал-майора Петра Петровича Ланского. Его сестра, Мария Петровна, была женой генерал-майора Николая Ивановича Васильчикова, героя войны 1812 года. Дети и внуки Пушкина подолгу гостили в Лопасне, сюда был, видимо, частично перевезён и архив поэта — в 1917 году в имении был найден ящик с его деловыми бумагами и незавершённой «Историей Петра I».

Для современных посетителей Лопасни усадьба интересна именно благодаря своей связи с именем Натальи Николаевны Гончаровой, которая в памяти потомков осталась женой Пушкина. Выставка «Дворянское воспитание. Обычаи и традиции» из собрания Государственного музея-заповедника «Остафьево» — «Русский Парнас» позволяет представить себе, какой могла быть эта загадочная женщина, о роли которой в судьбе поэта исследователи спорят до сих пор.

Выставка рассказывает о том, как воспитывали и чему учили детей в дворянских семьях. В экспозиции можно увидеть изящные рукописные альбомы XIX века с рисунками, засушенными цветами и стихами Лермонтова и Жуковского, тетради по чистописанию и личные вещи представителей известных дворянских семей.

Когда: 7 февраля — 13 апреля 2025 года.

Где: г. Чехов, ул. Пушкина, 10, музей-усадьба «Лопасня-Зачатьевское».

© Предоставлено пресс-службой музея «Лопасня-Зачатьевское»

Выставка «О счастливом царстве» в Музее-заповеднике «Абрамцево»

Выставка приурочена к 140-летию Абрамцевского художественного кружка, который основал предприниматель, меценат и покровитель художников и артистов Савва Мамонтов.

Кружок не являлся официальным обществом или художественной группировкой, но его деятельность во многом определила развитие русского искусства. В Абрамцевском художественном кружке смогли раскрыть себя Валентин Серов, Константин Коровин, Виктор Васнецов и многие другие российские живописцы. Кроме того, в Русской частной опере, основанной Мамонтовым, пел малоизвестный тогда московской публике Шаляпин.

Выставка рассказывает об истории постановки в Мамонтовской частной русской опере спектакля «Снегурочка» Римского-Корсакова. Замысел этой оперы родился в кругу художников Абрамцевского кружка, которые интересовались русским фольклором, изучали его, иллюстрировали сказки и былины. Впервые «Снегурочку» сыграли на Рождество в 1882 году в московском доме Саввы Мамонтова, а в 1885-м она вышла на большую сцену Русской частной оперы. Декорации, созданные Виктором Васнецовым, вызвали восторг не только у «простой» публики, но и у профессионалов: Репин назвал его эскизы шедеврами.

Следуя за ремарками Островского, художник воссоздал царские палаты, окружённые открытыми галереями с видами на церкви и башни крепости. В качестве элементов декора он использовал мифологические образы, украшавшие предметы крестьянского быта, — сирен, львов и фантастических птиц. Эти мотивы используются и в оформлении выставки «О счастливом царстве».

Помимо произведений Виктора Васнецова, куратор проекта Елена Митрофанова включила в экспозицию эскизы Сергея Малютина, исполненные для более поздних постановок «Снегурочки», а также керамическую сюиту Михаила Врубеля, который создал образы основных персонажей оперы. В образе Весны угадываются черты лица жены художника Надежды Забелы-Врубель, лучшей, по мнению композитора, исполнительницы партии Снегурочки.

Живой декорацией васнецовского Берендеева царства может служить сама усадьба Абрамцево, архитектурные образы которой закономерно перекликаются с театральными эскизами Васнецова и общей сценографией пространства выставки.

Когда: 7 февраля — 9 марта 2025 года.

Где: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково, ул. Кооперативная, 23, музей-заповедник «Абрамцево».

© Предоставлено пресс-службой музея «Абрамцево»

Выставка «Пушкин в exlibris’е» в музее-заповеднике «Остафьево»

Ко Дню памяти Александра Пушкина Государственный музей-заповедник «Остафьево» подготовил выставку «Пушкин в exlibris’е» из собрания Музея экслибриса и миниатюрной книги.

Экслибрисом называют книжный знак, который указывает на владельца книги. Выражение ex libris пришло из латинского языка и дословно переводится как «из книг». Первые печатные книги стоили дорого, поэтому владельцы стремились маркировать их. Чаще всего экслибрисы размещали на внутренней стороне обложки, реже — на лицевой стороне или корешке. Со временем экслибрис утратил практический смысл и превратился в самостоятельное произведение искусства и предмет собирательства.

На выставке представлены 120 экслибрисов, авторы которых принимали участие в Международном конкурсе, посвящённом 225-летию со дня рождения Пушкина. На выставке можно увидеть работы художников-графиков из 24 регионов России, а также Аргентины, Венгрии, Италии, Мексики, Турции, Белоруссии, Казахстана и других стран. Для создания работ они использовали разные графические техники печати: гравюру на стали и дереве, карандашную манеру, меццо-тинто и открытое травление.

Образы, взятые за основу рисунка, тоже разные: это и современные портреты поэта, и изображения его сказочных героев, таких как Шамаханская царица и кот, который днём и ночью ходит по золотой цепи в далёком Лукоморье.

Дополняют выставку книги из фондового собрания музея-заповедника «Остафьево».

Когда: 6 февраля — 9 марта 2025 года.

Где: г. Москва, п. Рязановское, с. Остафьево, государственный музей-заповедник «Остафьево» — «Русский Парнас».

© Предоставлено пресс-службой музея «Остафьево»

Русские сказки и детские книжки: какие выставки успеть посмотреть до конца зимы