Импрессионисты и искусство ко Дню всех влюблённых: шесть самых интересных выставок февраля

«Рамблер» отобрал самые заметные выставочные проекты февраля.

Импрессионисты и искусство ко Дню всех влюблённых: шесть самых интересных выставок февраля
© Пресс-служба Музея русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма свёз в Москву шедевры отечественного искусства со всей страны, в Екатеринбурге стартует новая арт-ярмарка, а в Петербурге рассказывают сказки без слов. Эти и другие выставки «Рамблер» советует посетить до конца февраля.

«Изображая воздух»

Музей русского импрессионизма оправдывает своё название проектом «Изображая воздух». В экспозиции, охватившей три этажа, собрали работы 70 корифеев отечественной живописи от Константина Коровина, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря до Петра Кончаловского и Ильи Машкова. Их воздушные полотна, как яркие пазлы, собираются в единые композиции из разрозненных мазков буквально на глазах у зрителей.

Посетители выставки узнают о том, как русские художники-«впечатленцы» работали со светом и с цветом, экспериментировали с палитрой и пришли к несвойственной для французов тёмной гамме. Особое внимание обещают уделить этюдам Исаака Левитана, Леонида Пастернака и других авторов. Именно благодаря импрессионизму наброски этих и других авторов впервые стали восприниматься как самостоятельные произведения.

На выставке также представят пленэрные штудии (работы, созданные на природе при естественном освещении), тиражную графику (произведения, которые художники создают в нескольких экземплярах с помощью разных техник) и многое другое. В общей сложности в Москве соберут 150 произведений из 75 государственных и частных собраний со всей страны, от Калининграда до Владивостока и Хабаровска.

Где: Москва, Музей русского импрессионизма.

Когда: с 14 февраля по 1 июня.

© Пресс-служба Музея русского импрессионизма

Break-Up Box

Всего три дня в московском пространстве нижегородской галереи FUTURO на «Винзаводе» работает выставка Break-Up Box, приуроченная ко Дню всех влюблённых. Этот передвижной проект про расставания — детище продюсера культурных проектов Анны Меркушиной. По её задумке работы всех участников при желании можно быстро упаковать в одну большую коробку и унести с собой, как при спонтанном разрыве отношений.

Проект изначально создавался и уже показывался в рамках резиденции Меркушиной в нижегородском выставочном центре современного искусства «Терминал А». Московская версия выставки чуть более расширенная, список художников-участников разросся до 19 человек, каждый из которых по-своему осмысляет заявленную тему.

Объект Вацы как будто материализует поговорку «Развод — и тапочки по почте» и родственные ей языковые клише. Работа Юрия Отинова «Горизонт расставаний» вдохновлена цитатой из романа в жанре хоррора «Скелеты» Максима Кабира «Как слепой бродил по комнате с ямой и постоянно проваливался».

Художница Юля Иванова впервые в рамках своей практики создала объект «Вечное возвращение», выполненный в смешанной технике: дерево, бумага, акрил. Никита Пирумов представлен скрином видеозвонка с цифровыми помехами с его девушкой. По его собственным словам, это заявление о том, что «любовь всегда больше любого разбитого сердца, даже когда оно сломано».

Где: Москва, ЦСИ «Винзавод», галерея FUTURO.

Когда: с 14 по 16 февраля.

© Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

Ярмарка современного искусства ATRIUM

У Екатеринбурга появится собственная ярмарка современного искусства. Её организатором выступает арт-галерея Ельцин-центра, в атриуме которого первый выпуск смотра пройдёт уже 15 и 16 февраля. Формат ярмарки традиционно предполагает сжатые сроки проведения. За два дня посетители смогут посмотреть и купить произведения современного искусства, которые на своих стендах представят около 40 художников и с десяток арт-институций — как локальных, так и из других городов, включая Пермь, Нижний Новгород, Тюмень, Уфу и Челябинск.

Название ATRIUM ярмарка получила не только благодаря своей будущей площадке. По словам организаторов, акцент скорее делается на символическом значении слова. «Урал, будучи географическим центром России, выступает в роли атриума, осевого пространства, которое связывает соседние области и регионы», — подчёркивается в пресс-релизе ярмарки.

Где: Екатеринбург, Атриум Ельцин-центра.

Когда: с 15 по 16 февраля.

© Пресс-служба Арт-галереи Ельцин-центра

«Сказка. Сон»

Художники-мистификаторы и искусство в стиле ар-брют — это почти что профиль петербургской институции Limonov Art Foundation. До конца февраля в пространстве LAF можно будет увидеть тотальную инсталляцию анонимного петербургского мультидисциплинарного художника. В экспозицию вошли новые работы, созданные им за последние два года: масштабные холсты и деревянные скульптуры-тотемы.

Грехт называет свою выставку «сказкой без слов». «Долгое время мне снились невозможные сны, о странных городах, которые не смог бы построить ни один каменщик, которые мерцают во тьме, словно лунные отблески» — так художник описывает свой новый проект в сопроводительном тексте к выставке.

Из, казалось бы, разрозненных произведений вырастает целая вселенная, населённая кочующими из одной работы в другую образами. Даже в рамках одного холста они могут постоянно видоизменяться: цветы превращаются в свечи, дождь в тень и так далее. В эти сюрреалистичные образы зритель, как в сон, погружается с головой, проникаясь атмосферой потерянности.

Где: Санкт-Петербург, Limonov Art Foundation.

Когда: с 1 по 28 февраля.

© Пресс-служба Limonov Art Foundation

«Репин, Шишкин, Айвазовский и другие. Шедевры русской живописи»

Почти 70 экспонатов из коллекции Иркутского художественного музея на ближайшие три месяца переезжают в Новосибирск. Слово «шедевры» в названии проекта выглядит вполне оправданно. Авторы привозных работ — имена первого ряда, главные художники, творившие с середины XIX до начала XX века: Иван Айвазовский, Илья Репин, Исаак Левитан, Иван Шишкин, Иван Крамской. И это далеко не полный список. При этом все они представлены важными и уникальными работами.

Например, в Москву едет «Утро в Венеции», поздняя картина Ивана Айвазовского, которую несколько лет назад отреставрировали. На это ушло больше десяти лет, зато теперь она выглядит настолько эффектно, как будто только вчера вышла из мастерской художника, а сама живопись так тонка и воздушна, что сравнима с акварелью.

Нечасто покидает Иркутск и главная жемчужина местного музея, хрестоматийная «Нищая» Ильи Репина. В своё время это произведение безуспешно пыталась заполучить себе Третьяковская галерея. Исторический жанр будет представлен на выставке эпическим полотном «Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного» кисти Константина Маковского. Его же портрет императрицы Марии Фёдоровны в первую очередь обращает на себя внимание в подборке портретов.

Где: Новосибирский государственный художественный музей.

Когда: с 15 февраля до 18 мая.

© Пресс-служба Новосибирского государственного художественного музея

«Сфумато»

В нижегородском выставочном центре «Пакгауз» в конце месяца соберут 40 работ современного классика Юрия Купера. Камерный масштаб экспозиции компенсируется разнообразием представленных произведений: зрители увидят живописные полотна, графику, скульптуры, объекты и коллажи. Большинство из них создавались художником в последние несколько лет.

Вынесенное в название выставки слово «сфумато» относится к характерной художественной технике и переводится с итальянского как «туманный» или «расплывчатый». В творчестве Купера это слово приобретает особое значение. На создаваемые им изображения зритель смотрит как бы сквозь пелену времени, в результате чего даже самые обыденные образы вроде пшеничного поля или предметов мебели приобретают оттенок таинственности и кажутся монументальными памятниками самим себе.

Где: выставочный центр «Пакгауз НГХМ» (Нижний Новгород).

Когда: с 26 февраля по 13 апреля.

© Пресс-служба выставочного центра «Пакгауз НГХМ»

Любимая женщина Пушкина и опера про Снегурочку: три выставки, которые проходят в усадьбах