Прямоугольная скрипка: что покажут на выставке «Любовь в авангарде»
В Центре «Зотов» до 25 мая проходит выставка «Любовь в авангарде», посвящённая творчеству художников Михаила Матюшина и Елены Гуро. Проект рассказывает, как в их творчестве живопись сочеталась с музыкой и литературой, прокладывая путь новому искусству.
Матюшин и Гуро — не единственная пара в истории русского авангарда. Можно навскидку вспомнить хотя бы Михаила Ларионова и Наталию Гончарову или Александра Родченко и Варвару Степанову. Но ни в одном другом случае судьбы двух отдельных художников не переплетались так тесно: и в жизни, и в творчестве они шли рука об руку, во всём дополняя друг друга. Кроме того, Матюшин и Гуро, помимо живописи, успели поработать и в других направлениях искусства: он занимался музыкой и наукой, она была поэтом и драматургом.
Их имена сегодня звучат не так громко, как имена других авангардистов, но именно Матюшин и Гуро помогли проложить дорогу от модернизма к новому искусству. В их издательстве «Журавль» Велимир Хлебников и Алексей Кручёных впервые опубликовали свои футуристические стихи. Если бы не Матюшин, совсем иначе могла бы сложиться судьба футуристической оперы «Победа над солнцем», благодаря которой появился знаменитый «Чёрный квадрат» (впервые чёрный квадрат Казимира Малевича появился в опере в качестве декорации — Прим. «Рамблера»).
Михаил Матюшин (автор). Елена Гуро на берегу (1900-е годы)
Михаил Матюшин и Елена Гуро познакомились буквально на рубеже веков, в 1900 году. Ей на тот момент было 23 года, а ему уже 39. Они оба учились живописи в петербургской рисовальной студии. Гуро только начинала свой путь в искусстве, а Матюшин уже был первой скрипкой петербургского Придворного оркестра. «Моё первое движение души в Лене было так чудно. <...> Я увидел такое лицо необыкновенной чистоты и такого воплощения в соединении с творящим — всё лицо без малейшей черты людского „Я“. Это было золото моей жизни, мой сладкий сон, мои единые мечты всей моей жизни, и я этого не знал ещё тогда», — вспоминал впоследствии Матюшин.
Оба художника проявляли себя не только в изобразительном искусстве. Благодаря Гуро Матюшин занялся сочинительством музыки, а впоследствии, уже после её смерти, стал учёным (изучал особенности восприятия цвета). Она писала стихи и пьесы.
На выставке в Центре «Зотов» собрали более 150 экспонатов из 17 музеев. Картины, графические листы и скульптуры пары дополняют исполнения музыкальных произведений Матюшина и стихов Гуро. Круговая экспозиция поделена на пять тематических разделов, в каждом из которых есть отдельная комната для прослушивания музыки. Зрители также увидят автографы рукописей, репродукции фотографий и редкие книжные издания. Многие из экспонатов ранее никогда не выставлялись, некоторые впервые демонстрируются с уточнённым авторством и датировкой.
Михаил Матюшин. Автопортрет. 1900-е
Рисуя друг друга
Один из первых разделов выставки посвящён портретам Матюшина и Гуро, которые они писали друг с друга. «На примере этих работ можно понять, как они друг друга видели, как вместе эволюционировал их стиль: от реализма через своеобразно понятый импрессионизм и почти к кубизму», — рассказывает «Рамблеру» куратор выставки Сергей Уваров. Среди карандашных набросков Гуро встречается и одна почти провидческая работа. На одном из портретов она изображает своего возлюбленного со скрипкой в руках. Причём музыкальный инструмент выглядит почти прямоугольным. Скорее всего, тогда для художницы это был просто кубистический приём, но несколько лет спустя Матюшин действительно придумает новаторскую скрипку.
Ещё один любопытный экспонат — единственная парная работа двух художников, которые использовали один и тот же холст (на выставке он демонстрируется в специальной нише, чтобы работу можно было рассмотреть с двух сторон). Сперва холст попал в руки Елены Гуро, которая написала незаконченный мужской портрет. До недавнего времени считалось, что она изобразила Матюшина, но в процессе подготовки выставки специалисты пришли к выводу, что натурщиком был их общий знакомый — литературовед и философ Александр Закржевский. Шесть лет спустя на обороте этого портрета Матюшин напишет почти абстрактную картину под названием «Вьюга».
Елена Гуро. Пень. 1906
Наедине с природой
Одним из главных источников вдохновения для Матюшина и Гуро была природа. В живописи, стихах и в музыке они старались выразить невыразимое. Гуро в своей поэзии имитировала шум деревьев, на её картинах часто встречаются растения. Матюшин рисовал геометрические кристаллы и пытался перевести на язык музыки птичьи трели. В отдельной витрине на выставке представлены его корневые скульптуры — фрагменты настоящих древесных корней и сучьев, подвергнутые минимальной обработке. Зрители могут увидеть приехавшую из петербургского Русского музея масштабную скульптуру в виде танцовщицы и крошечную змейку, которую куратору выставки Сергею Уварову удалось обнаружить в запасниках дома-музея Матюшина.
В записях Матюшина сохранилось любопытное воспоминание о том, как на его корневые скульптуры реагировали зрители. Воспроизведённый им диалог двух солдат напоминает разговоры, которые и сегодня можно услышать на выставках современного искусства. «Эка штука! Невидаль. Да я таких сколько хошь в лесу наберу», — возмущался, со слов Матюшина, один из солдат.
Увлечение природой было для Матюшина и Гуро частью более глубокой философии, подразумевавший, что всё в этом мире — человек, животные и растения — подчинено одним и тем же законам. Гуро убеждала знакомых ходить в тёплое время года босиком, утверждая, что «с голыми ногами разговаривает земля». А Матюшин после летней прогулки с женой спешил передать на бумаге музыку только что услышанного разговора или шум ветра.
Будетляне
В 1909 году стараниями Матюшина и Гуро был создан «Союз молодёжи» — первое в истории отечественного искусства объединение авангардистов, которые сами себя называли будетлянами. Их петербургская квартира становится эпицентром современного искусства, здесь проводятся читки, дискуссии и музыкальные вечера. На выставках объединения свои работы показывают Казимир Малевич, Павел Филонов, Наталия Гончарова, Кузьма Петров-Водкин и многие другие.
В 1913 году «Союз молодёжи» готовит премьеру футуристической оперы «Победа над Солнцем». Музыку для неё пишет Матюшин, либретто — поэт Алексей Кручёных, а за художественное оформление отвечает Малевич. В декорациях оперы он впервые использует образ чёрного квадрата.
Матюшин Михаил Васильевич (автор). Елена Гуро. г. Санкт-Петербург (1990-е годы)
Наперекор смерти
Елена Гуро умерла от лейкемии в 1913 году, Михаил Матюшин пережил её на 21 год. Всё это время он продолжал развивать их совместные наработки, регулярно устраивал музыкальные вечера в память о своей возлюбленной. В 1921 году на основе её произведений он создал музыкальную постановку «Осенний сон». В преддверии выставки её партитура была восстановлена куратором Сергеем Уваровым, а само произведение можно будет впервые услышать в рамках параллельной программы.
В экспозиции также можно впервые узнать, как звучит сконструированная Матюшиным «прямоугольная» конструктивистская скрипка. После революции он хотел сделать музыку более демократичным искусством. Упростив форму скрипки до предела, он мечтал, чтобы её выпустили в массовое производство и продавали по доступным ценам. К сожалению, эта мечта не воплотилась в реальность.
В последние годы жизни (он умер в 1934 году) Матюшин много экспериментировал с феноменом цвета, работая в ленинградском Институте художественной культуры. В этот период он создаёт цветовые таблицы, в которых наглядно доказывает, что два любых цвета можно «связать» друг с другом через третий. Попробовать повторить эти эксперименты можно в интерактивной зоне на выставке.
Тогда же Матюшин увлекается идеей четвёртого измерения. Его живописные работы становятся как бы объёмными, панорамными. Одновременно с этим он верит в то, что однажды сможет воссоединиться со своей возлюбленной. «Мы не жалеем физического прошлого. Мы не боимся будущего», — пишет он в 1915 году.
Север, дачи и крестьянки: что покажут на выставке «Изображая воздух. Русский импрессионизм»