Из грязи — в стразы: стоит ли смотреть фильм «Огниво»
В российский прокат вышла очередная экранизация сказки. На этот раз кинематографисты переосмыслили «Огниво» Ханса Кристиана Андерсена: они переписали почти весь сюжет и оставили от первоисточника лишь несколько деталей. Это, как ни странно, пошло на пользу. Режиссёром выступил Александр Войтинский, который ранее снял «По щучьему велению». В новом фильме он опять удивляет фантазией: герой здесь седлает механическую лошадь, летает на воздушных шарах и дерётся с гномами. Рассказываем, чем новинка отличается от других сказочных адаптаций и стоит ли идти на «Огниво» в кино.
У «Огнива» неожиданно перегруженный сюжет для сказки. Царь Берендей (Алексей Фаддеев) плывёт из дальних странствий с волшебником, который излечит дочь монарха Дашу (Антонина Бойко) от слепоты. Один из дворцовых прислужников по имени Лиходей (Виталий Хаев) и его друг Балалай (Михаил Трухин) решают разбогатеть за счёт товаров, которые перевозит корабль.
Они разводят ложные сигнальные огни, чтобы судно разбилось, — так всё добро вынесет к берегу прямо в их лапы. Злодеев пытается остановить правая рука царя Фома (Сергей Марин), но Лиходей вовремя находит магическую книгу колдуна и использует заклятие.
Теперь всё королевство решает, что верный слуга правителя — предатель. А с помощью заклинания забвения антагонист влюбляет в себя царицу Настасью (Ирина Старшенбаум), заключает Дашу в огниво и превращает Фому в чёрного ворона.
И это не всё. Главный герой в истории ещё даже не появился. В центре сюжета — непутёвый брат Фомы Ваня (Роман Евдокимов). Он хитрец и балагур, проматывает деньги и во всех ситуациях пытается подзаработать. Парень сбегает из тюрьмы, случайно оказывается на войне, а затем, пытаясь дезертировать, находит огниво. Из него-то и материализуется Даша.
Теперь два героя отправляются в долгое путешествие: королевская дочка — чтобы спасти семью и отнять власть у Лиходея, а Ваня — чтобы выдать себя за отважного воина и наворовать побольше денег.
В руках режиссёра Александра Войтинского и сценариста Александра Архипова минималистичная сказка Ханса Кристиана Андерсена превратилась в размашистый эпос. Между экспозицией и завязкой здесь проходит три года, количество героев переваливает за пару десятков, а декорации дворцов и тюрем стремительно сменяются морями и волшебными хребтами. «Огниво» дает всё, чего в общем-то можно требовать от жанра.
Это заурядное коммерческое кино, но не такое безыдейное, как, например, «Летучий корабль». Здесь есть место и поучительной драме об исправлении эгоиста, и балагурству (герой седлает говорящую механическую лошадь, чей голос очень напоминает «Алису» «Яндекса»). И даже чёрному юмору для взрослых: в какой-то момент Ваня общается с собственным палачом о специфике членовредительского дела.
Сердце и диспетчер фильма — Ваня. Исполнитель роли Роман Евдокимов старательно трикстерит в кадре и копирует манерность капитана Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря». Антигерой теряет последние деньги, которые ему даёт родной дядя, трусливо убегает с поля боя, пытается обмануть слепую девочку и во всём ищет возможность обогатиться. Ваню сложно назвать хорошим человеком, пускай и искренние чувства ему не чужды.
Но именно объёмность делает персонажа более живым: он меняется не по щелчку пальцев и не потому, что так нужно авторам сценария, а потому, что его этому учат окружающие. Это Даша, которая проявляет доброту и делает жизнь других людей лучше. Или француз-идеалист Жан (Ян Цапник), который готов рисковать жизнью ради великой цели. И даже родной дядя, отдающий последние деньги родственникам. Просто потому, что так правильно.
У «Огнива» не самый очевидный лор. Здесь есть, например, магическая книга с заклинаниями: произнесёшь одно — и оно навсегда исчезнет из рукописи. Чтобы обновить магию, нужно отправиться на край света за волшебными чернилами. Есть и, собственно, волшебное огниво — только работает камень очень своеобразно. Он выполняет желания в извращённой форме: если Ваня просит денег, перед ним появляется мужик на повозке, который предлагает порубить дрова за плату. И это не считая королевств гномов, мифических птиц гамаюна и алконоста (обеих играет Ирина Горбачёва) и нескольких других колоритных персонажей. Мир фильма богат на костюмы и характеры — пускай в какой-то момент и чувствуется переутомление от обилия пестроты.
Выйди «Огниво» лет 10 назад, это была бы свежая и остроумная сказка. Но на фоне уже состоявшегося «Последнего богатыря» и других дорогих проектов фильму откровенно не хватает студийного размаха. Хромакей здесь очень выпуклый, эффекты дешёвые, а богатство фантазии авторов нивелируется не самыми грандиозными бюджетами. Это не говоря о том, что в кадре заметно, когда актеров переозвучивали: они просто не попадают в губы.
«Огниво» — неплохое кино для семейного просмотра, но, чтобы стать чем-то большим, ему банально не хватило технической и сценарной реализации.
Историческая драма «Любовь Советского Союза»: при полном параде8 ч назад
Музыкальные релизы недели: Сюзанна, Saluki, Люся Чеботина и другие9 ч назад
Пепперони, ножи для томатов и литры кетчупа: как снимали «Кошмар на улице Вязов»15 ноября
Старт, но не с нуля: стоит ли слушать новый альбом Linkin Park «From Zero»15 ноября
«Отец года» с Майклом Китоном и Милой Кунис: никогда не поздно выбрать семью14 ноября
Путь к свободе: как Деми Мур остается собой и не перестает удивлять13 ноября
Лучшие рок-альбомы октября: The Offspring, The Smile, «7Раса» и другие13 ноября