Полёт за границы: лучшие мультфильмы студии Pixar
Пионер компьютерной анимации и революционер в мире мультипликационных сюжетов, студия Pixar уже 30 лет удивляет своими картинами и детей, и взрослых. Мультфильмы студии кажутся безупречными, и за каждым из них стоят годы работы сплочённой команды энтузиастов.
У разработчиков Pixar есть девиз «Будь неправ как можно быстрее». Это означает, что ошибки — неотъемлемая часть творческого процесса, главное — научиться быстро их исправлять. Предлагаем вспомнить 10 лучших мультфильмов легендарной студии.
«История игрушек»
Помните, в детстве родители говорили, что игрушки по ночам оживают? Так вот, оказывается, это правда. У мальчика Энди игрушек много, а с каждым днём рождения их становится ещё больше — и все они тщательно скрывают свою сущность от людей.
Однажды Энди получает в подарок пластмассового космического рейнджера Базза, который умеет расправлять крылья, разговаривать и даже светить лазером. Предыдущий фаворит мальчика, деревянный ковбой Вуди, резко теряет авторитет как у Энди, так и у всего игрушечного сообщества. Конфликт между хвастливым Баззом и обиженным Энди приводит героев к смертельно опасным приключениям, которые станут началом прекрасной дружбы.
Вышедшая в 1995 году «История игрушек» стала первым полнометражным трёхмерным мультфильмом, задав стандарт компьютерной анимации на годы вперёд. Мультфильм демонстрировал технические возможности Pixar: от операторской работы до анимации мимики. В середине 90-х компьютерные технологии были далеки от совершенства, поэтому выбор игрушек в качестве главных персонажей стал гениальным решением студии. Основатель Pixar и режиссёр «Истории игрушек» Джон Лассетер понимал, что, в отличие от людей и животных, пластмассовые и деревянные игрушки изначально выглядят условно.
Со временем мультфильм обзавелся сиквелом, а потом разросся во франшизу. Общие сборы четырёх частей превышают 3 миллиарда долларов.
«Корпорация монстров»
Каждый, кто был ребёнком, знает, что ночные монстры живут под кроватями и в шкафах. Но как же они туда попадают? Оказывается, существует далекий город Монстрополис, жители которого добывают электроэнергию из детских криков. Чем громче кричит напуганный ребёнок, тем больше энергии и тем почётнее монстр-добытчик. Как и полагается мегаполису, добытчики энергии работают в специальной корпорации. Сотрудники фабрики конкурируют между собой и постоянно жалуются на бесстрашие современных детей — из них даже писк не вытянешь.
Синий лохмач Салли и его верный помощник циклоп Майк — лидеры по запугиванию. Однажды друзья находят прошмыгнувшую на фабрику трёхлетнюю девочку, которая пугает их ещё сильнее, чем они её. Назвав малышку Бу, монстры решают во что бы то ни стало вернуть девочку домой.
В 1994 году, задолго до «Головоломки», Пит Доктер начал искать визуальный образ для передачи эмоции — правда, пока только одной. Чтобы не страшно показать на экране страх, аниматоры придумали милых и неуклюжих монстров, которые сильнее всего пугали самих мультипликаторов. Дело в том, что к концу 90-х процесс моделирования шерсти и меха находился на стадии разработки, а по задумке авторов главный герой Салливан напоминал очаровательного синего йети.
Но Pixar на то и Pixar, чтобы самим себе бросать вызов и отважно его принимать. Для обработки одного кадра с Салли аниматорам приходилось тратить по 12 часов, но результат превзошёл ожидания.
«Корпорация монстров» не только проложила путь «пушистой» компьютерной анимации, но и научила зрителей мудрости, которая актуальна и сегодня. Если кто-то хочет тебя напугать — не бойся, он просто хочет украсть твою энергию.
«В поисках Немо»
Озорная рыбка-клоун Немо потерял маму, будучи ещё икринкой, а теперь страдает от отцовской гиперопеки. Марлин понимает, что сыну нужна свобода, но после трагической гибели жены везде видит угрозу.
В очередной раз ослушавшись папу, Немо попадает в руки дайвера и становится его трофеем. В отчаянии Марлин пытается догнать лодку дайвера и встречает синюю рыбу-хирурга Дори, которая очень хочет помочь, но не может запомнить даже собственное имя. Прихватив маску, случайно упавшую из лодки, Марлин и Дори отправляются на поиски Немо. В пути рыбок ждут приключения: нападение акулы, встреча с удильщиком и путешествие в Сидней.
Как это часто происходит в студии Pixar, источником вдохновения для создания мультфильма послужил личный опыт одного из аниматоров. Режиссёр Эндрю Стэнтон вспомнил, как в детстве наблюдал за аквариумными рыбками в кабинете стоматолога и мечтал вернуть их обратно в море. Аниматору понравилась идея мультфильма о жизни рыб, ведь чешую гораздо проще изобразить на экране, чем мех или шерсть.
После того как Стэнтон прописал главную сюжетную линию (прототипами тревожного Марлина и непослушного Немо стали сам режиссёр и его сын), студия приступила к работе. Аниматоры обучались дайвингу и разглядывали Большой Барьерный риф, посещали лекции ихтиологов и изучали стоматологические термины.
Результат не разочаровал: приключенческое драмеди «В поисках Немо» заняло второе место по сборам в 2003 году, уступив только заключительной части «Властелина колец». Также мультфильм первым в истории Pixar получил «Оскар» за лучший анимационный полнометражный фильм.
«Рататуй»
Все знают, что крысы — грязные вредители, от которых лучше держаться подальше. Но только не Реми! Этот очаровательный крысёныш чистоплотен и разборчив в еде: ворует только свежие продукты. К тому же Реми увлекается кулинарией и готовит блюда мишленовского уровня по рецептам знаменитого французского повара Гюсто.
Однажды мечта Реми сбывается, и он приезжает в ресторан своего кумира, чтобы лично перенять у Гюсто секреты мастерства. Увы, не выдержав разгромного отзыва кулинарного критика, великий шеф скончался, не успев встретиться с Реми. Волей случая судьба ресторана оказывается в руках умелого крысёныша и его нового помощника, непутёвого уборщика Альфредо.
Студия Pixar — любитель совмещать несовместимое: будь то акула-вегетарианец из «В поисках Немо» или чудища, которые боятся детей в «Корпорации монстров». В «Рататуе» сценаристы пошли ещё дальше, сделав крысу кулинарным гением и пустив грызуна на кухню. Пока дети восхищённо следят за тем, как крыса дёргает уборщика-марионетку за волосы, взрослым тоже скучать не придётся.
Помимо очевидных тем вроде ксенофобии и сексизма, в «Рататуе» присутствует аллюзия на роман Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». Подобно тому, как печенье возвращает героя Пруста в детство, приготовленный Реми рататуй уносит злобного критика Эго по волнам воспоминаний.
«ВАЛЛ-И»
На покинутой людьми планете Земля остались только горы мусора и он — шустрый робот-уборщик с щенячьим взглядом по имени ВАЛЛ-И. Человечество засорило родной дом и улетело на поиски нового, прихватив всё самое ценное. Увы, ВАЛЛ-И не только оставили на Земле, но ещё и забыли выключить. Теперь робот ведёт холостяцкую жизнь, сортирует хлам и дружит с тараканом (как известно, это насекомое переживёт всех).
Однажды в жизни ВАЛЛ-И появляется очаровательная зонд-разведчица ЕВА, напоминающая не столько первую женщину мира, сколько белоснежное яйцо. Вместе друзья отправляются на космический ковчег «Аксиома», чтобы рассказать людям, что у Земли ещё есть надежда.
При создании постапокалиптической драмы о дружбе двух роботов встал вопрос о том, как сделать «ВАЛЛ-И» интересным для детской аудитории. Темы переработки мусора, гибели всего живого на Земле и превращения людей в разъевшихся зомби вряд ли могли увлечь малышей. Так как ВАЛЛ-И и ЕВА общаются электронным чириканьем, на смешные голоса и забавные шутки тоже рассчитывать не пришлось.
Создатели решили сделать акцент на движениях ВАЛЛ-И, взяв за основу физическую комедию 1920-х. Гэги из немых фильмов Чарли Чаплина и Гарольда Ллойда нашли отражение во взаимодействии роботов, а на грустные черты «лица» ВАЛЛ-И вдохновил образ Бастера Китона.
«Вверх»
Всё, что осталось в жизни сварливого старика Карла после смерти жены, — это любимый дом и несбывшиеся мечты. Когда на крыльце Карла появляются застройщики, требующие старика освободить здание и переехать в дом престарелых, герой шустро привязывает к дымоходу сотни воздушных шариков и улетает в Южную Америку.
Цель Карла — увидеть водопад, о котором мечтала покойная жена, авантюристка в душе и домохозяйка по факту. Как назло, к дому сентиментального старика прицепился пухлощёкий бойскаут Рассел: мальчику необходимо помочь пенсионеру, чтобы получить заветный значок.
В умении преподносить сложные экзистенциальные темы так, чтобы их поняли люди любого возраста, в студии Pixar Питу Доктеру нет равных. Будь то психологический анализ в «Корпорации монстров» и «Головоломке» или рассуждение на тему загробной жизни в «Душе», баланс между взрослым и детским остаётся неизменным. Изначально главным героем «Вверх!» был только Карл, но ассоциировать себя с седовласым брюзгой малышам было бы сложно. Так в сценарии появился болтун Рассел, который оттеняет сварливый характер Карла и вытаскивает старика из депрессии.
Перечислять достоинства мультфильма можно долго, достаточно сказать, что сцена с перелистыванием фотоальбома в финале — одна из самых трогательных в истории кино.
«Головоломка»
Представьте, что эмоции — это маленькие цветные существа, которые сражаются за пульт управления в вашей голове. У 11-летней школьницы Райли их пять: Радость, Грусть, Гнев, Страх и Брезгливость.
Когда родители увозят девочку из родного уютного городка в шумный Сан-Франциско, каждая из эмоций пытается захватить власть и решить проблему. А проблема в том, что Райли совершенно не хочет переезжать, стесняется заводить друзей и боится навсегда остаться изгоем в новой школе. В голове у девочки начинается эмоциональный переворот, а родители окончательно перестают понимать Райли.
Идея создания мультфильма о детских эмоциях возникла у Пита Доктера ещё в 2009 году. Наблюдая за дочерью, режиссёр обратил внимание на то, как меняется поведение девочки по мере взросления. Проконсультировавшись с психологами, Доктер выделил пять основных эмоций, наделив их подходящими цветами и формами. Неспроста Гнев похож на красный кирпичик, а Грусть — на печальную слезу. Создатели хотели, чтобы визуализация подсознания Райли была понятна как самым маленьким зрителям, так и взрослым. Поэтому пространство, где обитают эмоции девочки, решено в красочных цветах, а контрастирует с ним блеклый Сан-Франциско.
Любопытной визуальной находкой стал аппарат для обработки воспоминаний: источником вдохновения стал фермерский конвейер, сортирующий яйца. Но, как всегда у Pixar, визуальные изыски — не самоцель, а способ рассказать историю. «Головоломка» учит зрителей всех возрастов, что нет плохих эмоций, а грусть иногда помогает там, где радости нет места.
«Тайна Коко»
Больше всего на свете мексиканский мальчик Мигель любит играть на гитаре, но это секрет. Дело в том, что прапрадедушка Мигеля ушёл из семьи, чтобы покорить эстраду, и теперь в доме мальчика музыка под запретом. Случайно Мигель узнает, что предок стал не просто певцом, а величайшим музыкантом Эрнесто де ла Крусом.
Мальчик крадёт гитару прапрадеда из семейного склепа и навлекает на себя проклятие предков, которые уносят его в мир мёртвых. Теперь, чтобы вернуться домой, Мигелю нужно не только отыскать Эрнесто, но и сделать выбор между карьерой и семьей.
Устав от обвинений в отсутствии политкорректности, студия Pixar пустилась во все тяжкие и не просто сняла мультфильм о Мексике, а визуализировала почти все известные символы этой страны. В «Тайне Коко» отмечают День мёртвых, пьют текилу, носят маски и поют народные песни под гитару. Если этого вам мало, получите мультипликационную Фриду Кало.
Картина получилась красочной и атмосферной, причём загробный мир смотрится гораздо уютнее и привлекательнее земного. Мерцающий огоньками город мёртвых неспроста такой живописный: как всегда, Pixar смягчает серьёзную тему для юной аудитории.
«Душа»
Учитель музыки Джо — нереализовавшийся джазмен, который всю жизнь сокрушался о несостоявшейся карьере. Однажды удача улыбнулась герою: Джо прошел кастинг на участие в известной группе. Увы, шанс выпал слишком поздно: по дороге домой Джо падает в открытый люк, а просыпается уже на том свете.
Всеми силами пытаясь вернуться в тело, душа Джо начинает понимать, что жизнь растрачена впустую. Местные медиумы делают Джо наставником депрессивной 22-й души, которая отказывается рождаться на свет и успела надоесть руководству. Новые знакомые придумывают хитрый план: вместо 22-й обманом вернуть в мир живых Джо.
Последняя на сегодня режиссёрская работа Пита Доктера обращается к теме, которую сложно понять не только детям, но и взрослым. Как показать жизнь и смерть главного героя, перенести его в лимб и при этом не вызвать мрачных ассоциаций у аудитории?
Как всегда, помогают рассказать историю визуальные находки аниматоров. Действие «Души» разворачивается в двух мирах, при этом земной напоминает кинофильм (есть даже эффект ручной съёмки), а загробный минималистичен и предельно упрощён. Этот, на первый взгляд, очевидный приём подчеркивает условность происходящего, изображая жизнь после смерти метафорически. Детям тоже страшно не будет: во-первых, медиумы с того света выглядят как забавные кружки и капельки, а во-вторых, сцена с переселением Джо в кота рассмешит даже самых маленьких.
«Я краснею»
Жила-была в Торонто китайская школьница Мейлин «Мей» Ли. Девочка росла перфекционисткой на грани с обсессивно-компульсивным расстройством: отличница в школе, помощница в семейном храме и любимица тревожной матери. «Неправильные» мысли о мальчиках и развлечениях Мей Ли держит взаперти, не позволяя им нарушить её безупречную репутацию.
Естественно, бомба замедленного действия взрывается, и девочка превращается в огромную красную панду — так женщины в роду Мей Ли реагируют на стресс. Потеряв контроль не только над мыслями, но и над телом, девочка ищет поддержки у родных и друзей.
Проблема чрезмерного родительского контроля показана в мультфильме на примере китайской семьи, так как в азиатских странах воспитание неразрывно связано с древними традициями. Однако гиперопека — особенно материнская — встречается в семьях по всему миру. Итак, если вы — чересчур сердобольный родитель, «Я краснею» станет полезной энциклопедией вредных советов.
Поступки матери Мей Ли вгоняют в краску не только девочку, но и зрителя: настолько вопиющее нарушение личных границ подростка не показывал ещё ни один мультфильм. Тем не менее очаровательная красная панда как метафора полового созревания — очередная удачная находка Pixar.