Маньяки, монстры и призраки: 10 новых фильмов ужасов
Хоррор уже давно перестал быть табуированным жанром. Фильмы ужасов показывают на престижных фестивалях, обсуждают в кинокритических изданиях и даже номинируют на «Оскар». Вспоминаем 10 хорроров последних пяти лет, которые доказывают: режиссёрам есть чем пугать, помимо чудищ, выскакивающих из шкафов.
1. «Собиратель душ»
1990-е. В штате Орегон происходит серия таинственных происшествий: в обычных американских семьях отцы без причины убивают своих родственников. События связывают с таинственным маньяком по прозвищу Собиратель Душ. Вот только непонятно, как он заставляет других совершать преступления. За расследование берётся молодой агент ФБР Ли Харкер (Майка Монро) с невероятно высокой интуицией. Героиня быстро распутывает шифры злодея и вычисляет его следующие шаги. Постепенно она понимает, что встречала Собирателя в детстве.
Режиссёр Осгуд Перкинс — один из самых необычных хоррормейкеров современности. Его отец, легендарный актёр Энтони Перкинс, блеснувший в хичкоковском «Психо», скончался от осложнений на фоне СПИДа, а мать находилась в одном из самолётов, который врезался в башни-близнецы в 2001 году. Именно эти переживания и легли в основу авторского стиля: все фильмы Перкинса — размышления об утрате, одиночестве и тайнах, которые родители скрывают от детей. «Собиратель душ» — не исключение. Это скорее не страшное, а жутко тревожное кино, где детектив, триллер и ужасы плавно перетекают в паранормальную семейную драму. А Николас Кейдж в жутком гриме становится не очередным монстром из хорроров, а воплощением безумия и ментальных проблем.
2. «Субстанция»
Голливудская звезда Элизабет Спаркл (Деми Мур) стареет и из-за этого теряет работу ведущей фитнес-шоу. Неожиданно в её руки попадает странный препарат под названием «Субстанция». Благодаря нему можно создать свою молодую копию. Проблема в том, что оригинал и реплика должны меняться местами каждые семь дней, иначе начнутся необратимые и чудовищные процессы. Первое время Элизабет удаётся балансировать: с помощью своей омоложенной версии она снова забирается на пьедестал и проводит время в окружении молодых поклонников. Но постепенно старая и новая Спаркл начинают бороться друг с другом за место под солнцем.
«Субстанция» — представитель жанра боди-хоррора, а значит, в фильме полно неприглядных кадров с жуткими телесными трансформациями. Начинается всё со сцены рождения новой Элизабет: она буквально вылезает из спины своей хозяйки. Постепенно авторы повышают градус безумия, и кадр буквально заполоняют кровь, гной и деформированные конечности. Вся эта ярмарка отвратительного и ужасного здесь не смеха ради. Режиссёр Корали Фаржа едко иронизирует над современной индустрией развлечений и критикует стандарты женской красоты — по её мнению, нужно принимать себя, а не гнаться за эфемерными трендами и требованиями.
3. «Восстание зловещих мертвецов»
Мать-одиночка Элли (Алисса Сазерленд) и её дети Бриджет (Габриэль Экхолс), Дэнни (Морган Дэвис) и Кэсси (Нелл Фишер) живут в аварийном здании в Лос-Анджелесе. К женщине приезжает сестра Бет (Лили Салливан). В этот момент начинается землетрясение, в результате которого часть дома рушится, и подростки находят под землёй три грампластинки и жуткую книгу «Некрономикон». Не осознавая, что попало к ним в руки, дети Элли вызывают древнее зло. Теперь мать одержима и пытается убить всех, кто встаёт на её пути.
Новые «Зловещие мертвецы» почти никак не связаны с классической трилогией Сэма Рэйми и ребутом Феде Альвареса — и это главное их достоинство. Авторы переносят действие из знакомой лесной хижины в ветхий жилой комплекс, из которого никак не выбраться, а драму уводят в другое русло. Теперь это история о сложностях материнства. При этом режиссёр и сценарист Ли Кронин не забывает об узнаваемых атрибутах франшизы вроде ультранасилия и чёрного юмора: членовредительствуют здесь с помощью ножниц, кухонной тёрки и измельчителя древесины.
4. «Два, три, демон, приди!»
Подросток по имени Миа (Софи Уайлд) борется с депрессией после смерти матери. Однажды девушка попадает на вечеринку и становится участницей спиритического сеанса. Правила просты: надо схватить забальзамированную руку, сказать: «Поговори со мной» — и тогда дух овладеет твоим телом и разумом. На всю процедуру есть лишь 90 секунд, если не остановиться, риски увеличиваются. Миа так нравится возможность общаться с умершими, что постепенно она начинает злоупотреблять и всё чаще выходит на контакт.
У авторов фильма очень необычная история успеха. Дэнни и Майкл Филиппу вели канал на YouTube под названием RackaRacka, где записывали абсурдные короткие скетчи, но вскоре доросли до большого кино. Их дебют «Два, три, демон, приди!» переосмысляет историю про контакт с призраками. Ужасы про паранормальные явления они скрещивают с подростковой драмой о травме и наркотической зависимости. Причём размышляют об этом на языке целевой аудитории: подростки здесь — не загримированные взрослые, а проблемы тинейджеров показаны очень приземленно и достоверно, от непонимания окружающих до одиночества.
5. «Нет»
После смерти папы брат О Джей (Дэниел Калуя) и сестра Эмеральд (Кеке Палмер) берут в свои руки управление компанией Haywood Hollywood Horses, которая поставляет лошадей для съёмок. Неожиданно животные пропадают с ранчо, а в округе творятся очень странные дела. Родственники понимают, что в пропажах замешаны пришельцы. И теперь они хотят отстоять своё хозяйство.
Комик Джордан Пил снял один из главных хорроров 2010-х — «Прочь». «Нет» такой любви критиков и зрителей не снискал, но на самом деле фильм ни в чём не уступает оскароносному дебюту. Картина начинается как причудливый сай-фай с тонной вопросов. Кто крадёт лошадей? Почему над ранчо висит облако, которое никогда не двигается? Наконец, зачем пришельцы вообще прилетели на Землю? Постепенно раскрывая все карты, Пил делает историю всё мрачнее и страшнее. А в классический сюжет про инопланетян вшивает размышления о природе кино: его невозможно обуздать, а каждый, кто подумает, что способен контролировать эту безудержную силу, будет сурово наказан.
6. «Род мужской»
После самоубийства мужа молодая вдова Харпер (Джесси Бакли) решает провести отпуск в маленькой английской деревне. Загородные виды и природа помогают девушке пережить травму, но вскоре героиня начинает замечать таинственных мужчин, которые бродят вокруг особняка. У них у всех одно лицо.
Писатель и сценарист Алекс Гарленд всю свою карьеру придумывал хитрые научно-фантастические истории и только в «Роде мужском» отошёл от излюбленного канона. В смелом фильме автор играется с жанрами: от боди-хоррора с жуткими деформациями человеческого тела до философского триллера и драмы о травме. В сюжете мало что понятно, а вопросов больше, чем ответов. С помощью гнетущей вязкой атмосферы и завывающего саундтрека Гарленду удаётся приковывать к экрану — чтобы в финале ошарашить публику одной из самых диких сцен в истории современных ужасов.
7. «Х»
1979 год. Съёмочная группа порнофильмов приезжает на отдалённую ферму, чтобы снять свой новый проект. Среди них — молодая актриса Максин (Миа Гот), её напарники Бобби-Линн (Бриттани Сноу) и Джексон (Кид Кади), продюсер Уэйн (Мартин Хендерсон), режиссёр Ар Джей (Оуэн Кэмпбелл) и звукооператор Лоррейн (Дженна Ортега). Но старушка Перл, которая владеет землёй, не рада такому соседству и решает проблему радикально — открывает охоту на разгорячённых фильммейкеров.
Режиссер Тай Уэст стилизует фильм под слэшеры 1970-х годов. Причём речь не только о жанровой эстетике вроде обилия эротики в кадре, жестоких сцен убийств и абсурдного сюжета, но и о технической составляющей: визуально «X» напоминает старое кино, залежавшееся где-то в чулане. Здесь и причудливые приёмы вроде рыбьего глаза, и зернистость изображения, и практические эффекты. Это идеальная машина по выработке ностальгии для тех, кто всю жизнь смотрит только хорроры.
8. «Паранормальные явления. Дом призраков»
Экстравагантный блогер (Джозеф Винтер) решает провести ночь в доме с дурной славой. Чтобы эфир был чуть веселее, мужчина придумывает челленджи и конкурсы. Но чем больше он проводит времени в здании, тем больше понимает, что духи открыли охоту за его головой.
Фильм режиссёров-супругов Ванессы и Джозефа Винтер не может похвастаться студийными бюджетами и дорогими спецэффектами, но у него есть кое-что важнее — богатая фантазия двух авторов, которые обожают хорроры. Удивительным образом постановщикам удаётся скрестить смешное со страшным. В одну минуту вы будете хохотать над откровенно глупым блогером и кринжевать с его наивных конкурсов, в другую — вжиматься в кресло от испытаний, которые духи приготовили инфлюенсеру. Ближе к финалу если из вас и вырвется смех, то только нервный.
9. «Реликвия»
Кей (Эмили Мортимер) и её дочка Сэм (Белла Хиткот) решают навестить бабушку Эдну (Робин Невин), которая страдает деменцией и живёт в загородном домике. Старушку не находят на месте, но вскоре она возвращается и ведёт себя крайне странно. Родственникам кажется, что женщина что-то скрывает. И это может поставить под угрозу их собственную безопасность.
Поначалу «Реликвия» убаюкивает печальным и меланхоличным сюжетом о потере близкого. С каждым кадром Эдна выглядит всё хуже и ведет себя всё растеряннее, а семье остается лишь наблюдать за медленным угасанием любимого человека. Но постепенно история разгоняется и становится всё инфернальнее: фильм напоминает японские хорроры, пестрит причудливыми визуальными метафорами, а в конце отправляет героев в страшнейший кошмар их жизней. Мораль по-прежнему одна: когда близкие умирают, нам всегда нужно быть рядом.
10. «Не говори никому»
Во время отпуска молодая семья из Дании знакомится с парочкой из Нидерландов. Вскоре они получают приглашение от новых знакомых приехать к ним в гости.
Слишком поздно супруги понимают, что здесь что-то не так.
«Не говори никому» не похож на классические хорроры. Здесь нет ни кровавой резни, ни скримеров, ни монстров, выпрыгивающих из шкафа. Фильм держит в напряжении за счёт постоянного дискомфорта: нидерландская семья нарушает одно табу за другим и как будто бы ждёт, когда у датчан закончится терпение. Поток полуторачасового психического насилия заканчивается чуть ли не библейской историей — сюжетом о том, что если подставить вторую щёку, то тебе прилетит ещё десять ударов.
Скоро рассвет, выхода нет: 10 триллеров в замкнутом пространстве7 ч назад
Невозможно повернуть назад: 10 сериалов, отмененных слишком рано18 ноября
Главное в музыке за неделю: дебютная песня карликового бегемота, Леди Гага в сериале «Уэнсдей» и шестичасовой трек от Ноэла Галлахера18 ноября
Историческая драма «Любовь Советского Союза»: при полном параде16 ноября
Музыкальные релизы недели: Сюзанна, Saluki, Люся Чеботина и другие16 ноября
Пепперони, ножи для томатов и литры кетчупа: как снимали «Кошмар на улице Вязов»15 ноября
Старт, но не с нуля: стоит ли слушать новый альбом Linkin Park «From Zero»15 ноября