Интеллигент с чувством юмора: лучшие фильмы с Олегом Меньшиковым
8 ноября день рождения отмечает один из самых известных российских актеров Олег Меньшиков — обладатель обширной и завидной фильмографии, множества премий, госнаград, а также театральный актер и режиссер. Вспоминаем самые популярные картины с заслуженным именинником.
Покровские ворота
1950-е годы. В старом доме у Покровских ворот в коммунальной квартире живут простые советские граждане. Ветреный аспирант из провинции Костик (Олег Меньшиков) обосновался у тетушки Алисы (Софья Пилявская), которая покорно служит при нем секретарем, принимая звонки многочисленных незнакомок. Маргарита Павловна (Инна Ульянова), переводчица по профессии и командирша в душе, делит квартиру с двумя мужьями — бывшим и будущим. Ее отставной муж Хоботов (Анатолий Равикович), умнейший, но рассеяннейший человек в мире, вдруг влюбляется в медсестру Людочку (Елена Коренева). Она не очень умна, но обладает нежным характером и легкой на уколы рукой. Ответственная Маргарита Павловна не может оставить без внимания их развивающиеся отношения.
В двухсерийной комедии Михаила Козакова у Меньшикова не главная, но связующая роль. Его герой — веселый малый, беззаботный студент — одновременно и наблюдатель, и действующее лицо истории о бурной жизни коммунальной квартиры. Именно характером Костика обусловлено ностальгически-юмористическое звучание картины. Режиссер Козаков нашел актера практически случайно: тот был еще студентом Щукинского училища, не успевшим засветиться в значительных фильмах, и роль веселого студента стала его первым серьезным прорывом в кино.
Михайло Ломоносов
Сын крестьянина Михайло Ломоносов (Виктор Степанов) всё детство и юность проводит среди рыбаков, отважно плавающих в северных морях. Пытливому уму молодого человека тесно в крестьянской жизни, он жаждет изучать науки. Уже двадцатилетним парнем он покидает родную деревню и добирается до Москвы, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Он начинает обучение вместе с молодыми людьми помладше, но благодаря трудолюбию и острому уму быстро проходит классы, рассчитанные на несколько лет. Он мечтает развивать российскую науку, и в чисто религиозном заведении ему уже больше делать нечего. Дальше его ждет академия в Петербурге, потом в Германии.
Главную роль в многосерийном фильме Александра Прошкина исполнил Виктор Степанов, а Меньшиков, которому в это время было чуть за 20, сыграл юного Дмитрия Виноградова — сокурсника Ломоносова. Герои проходят бок о бок обучение сначала в Москве, потом в Петербурге и в Германии. Как и большинство персонажей фильма, Виноградов — реальная историческая фигура, и известен он тем, что основал в России производство фарфора. В отличие от центрального персонажа, серьезного и целиком поглощенного своей миссией, герой Меньшикова жизнелюбив и склонен пошалить — классический студент всех времен и народов.
Моонзунд
Осень 1917 года. Идет Первая мировая война, немецкий флот стремится выйти к Петербургу. Молодой офицер Сергей Артеньев (Меньшиков) принимает командование батареей у мыса Церель — важнейшего пункта в защите пролива Моонзунд. Обстановка сложная: батарея плохо оборудована, а матросы совершенно отбились от рук. В армии бродят революционные настроения, так что бунт на флоте готов вспыхнуть в любую секунду. Офицерам нужны стальные нервы, чтобы сдерживать распущенную мужицкую толпу, в которую превращаются матросы. Единственный, кто в состоянии привести их в чувство, — комиссар Семенчук (Владимир Гостюхин), адепт мировой революции.
Меньшиков исполнил главную роль в исторической драме по мотивам одноименного романа Валентина Пикуля. У героя был реальный прототип, чьи мемуары писатель использовал в работе над произведением: русский морской офицер Николай Бартенев командовал батареей № 43 во время операции «Альбион». По складу характера герой Меньшикова предпочел бы заведовать каким-нибудь музеем и иметь дело в основном с книгами, но, поскольку судьба велела быть офицером, он готов выполнять свой долг до конца.
Утомленные солнцем
Лето 1936 года. Прославленный и бескомпромиссно усатый комдив Котов (Никита Михалков) отдыхает с семьей на даче. У него прекрасная молодая жена Маруся (Ингеборга Дапкунайте) и маленькая дочка Надя (Надежда Михалкова). Кругом царит веселая загородная суета, дом всё больше наполняется людьми — соседи, друзья, родители, прислуга. Всё идет безмятежно, пока на пороге артистично не появляется Митя (Меньшиков) — давний друг семьи, музыкант и интеллигент. Утонченная Маруся тут же грустнеет, взор ее туманится, а героический муж настораживается. У него есть все основания для волнения, поскольку гость очень зол на него.
Превращение героя Меньшикова из безобидного великовозрастного шалопая в безжалостного и зловещего сотрудника НКВД совершается под веселую возню ничего не подозревающих дачников. Эту роль Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков писали специально под Меньшикова, который к тому времени был известен в основном как Костик из «Покровских ворот». После премьеры солнечной трагикомедии пришла большая слава. Картину тепло приняли не только в России: в 1994 году «Утомленные солнцем» получили Гран-при жюри Каннского кинофестиваля, а в 1995 году — премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Кавказский пленник
Призывник Иван Жилин (Сергей Бодров — младший), отправленный служить на Кавказ, не успевает даже доехать до места службы, когда на БТР нападают горцы. В живых остаются только он и прапорщик Саша (Меньшиков). Воинственный Абдул-Мурат (Джемал Сихарулидзе) против обыкновения не добивает раненых, а привозит в горный аул: он планирует обменять их на своего сына, который сидит в российском лагере. Раз за разом обмен срывается, а жители аула очень недовольны соседством пленных солдат, считая, что нечистые навлекут на них беду.
Режиссер Сергей Бодров — старший быстро определил, что в роли прапорщика будет снимать Меньшикова. Его герой, скрывающий тоску за удалью и шуточками и живущий войной, потому что больше нечем, идеально подошел актеру, который умеет быть и жестким, и загадочным, и плутоватым. Гораздо сложнее было подобрать актера под образ рядового Жилина, чтобы тот не терялся на фоне Меньшикова. Попробовали Сергея Бодрова — младшего, который работал в съемочной группе на подхвате, и всё сложилось. Для молодого Бодрова Жилин стал первой большой ролью в кино, без которой, возможно, не было бы и культового фильма «Брат».
Сибирский цирюльник
1885 год. Юнкер Толстой (Меньшиков) знакомится в поезде с белокурой американкой Джейн (Джулия Ормонд), приехавшей в Россию по важному делу. Юнкер покоряет молодую вдову оперной арией, она угощает его шампанским. Они очень нравятся друг другу, однако миссия Джейн не позволяет ей безмятежно наслаждаться чувствами. Она должна завести хорошие связи в высших кругах, чтобы выбить финансирование для строительства машины под названием «Сибирский цирюльник». Механического зверя для вырубки леса создает полубезумный изобретатель Дуглас МакКрекен (Ричард Харрис).
В новой драме Никиты Михалкова Меньшиков исполнил сразу две роли: юнкера Толстого и его сына — американского кадета Эндрю МакКрекена. Второй, правда, весь фильм проходит в противогазе, потому что отказывается называть Моцарта невеликим композитором, и его лицо зрители видят только в финале. Картина русско-чешско-итало-французского производства на момент съемок была одной из самых дорогих в истории российского кинематографа. Прием критиков оказался достаточно противоречивым: одни углядели в картине русофобию, другие — русофильскую браваду. Однако как зрительское кино «Сибирский цирюльник» не забыт и продолжает благополучно жить.
Статский советник
Конец XIX века. Из Петербурга в Москву едет важный министр Храпов. На станции Клин в вагон подсаживается человек, назвавшийся статским советником Фандориным (Константин Хабенский). Он приставлен к Храпову для охраны, он же, оставшись наедине со своим подопечным, убивает его ударом кинжала и скрывается в окошко. Расследование инцидента поручено статскому советнику Эрасту Петровичу Фандорину (Меньшиков). Сыщик тут же бросается по следу, потому что во всей Москве всего четыре человека знали о том, кто будет сопровождать Храпова во время визита. Однако в расследование вмешивается спешно прибывший в город князь Пожарский (Никита Михалков).
Каждая экранизация романов о сыщике Фандорине приносила публике нового героя. В фильме «Азазель» (2002) он был румяным сообразительным юношей в исполнении Ильи Носкова. В «Турецком гамбите» (2004) это практически герой истерна, воплощенный Егором Бероевым. А в «Статском советнике» (2005) — загадочный, отстраненный джентльмен с лицом Олега Меньшикова. Его герой служит Отечеству, нимало не заботясь о том, как к его служению относятся окружающие, в том числе прогрессивная интеллигенция. Разумеется, он весь состоит из чести, доблести и ума, и автор одноименного романа Борис Акунин* (*признан Министерством юстиции РФ иностранным агентомå и внесен в реестр террористов Росфинмониторинга) дал разрешение на экранизацию только с условием, что главную роль исполнит Меньшиков.
Доктор Живаго
1905 год. Молодой и талантливый врач Юрий Живаго (Меньшиков) живет в семье доктора Громеко, влюблен в умную девушку Тоню (Варвара Андреева), прилежно работает, а на досуге пишет стихи. В это же время в Москву из провинции переезжает юная Лара Гишар (Чулпан Хаматова) с матерью и братом. Семейство Гишар планирует открыть швейную мастерскую и жить на доходы от нее. Однако деловой хватки и знания столичной жизни ни у кого из них нет, поэтому ловкий адвокат Виктор Комаровский (Олег Янковский) самолично принимает на себя роль попечителя семейства и начинает обхаживать мать Лары. Страна стоит на пороге великих потрясений, и герои пока даже не подозревают, через что им придется пройти.
Сериал Александра Прошкина развивается основательно, скрупулезно выкладывая на экран почти тридцатилетнюю историю, описанную в романе Бориса Пастернака. За 11 эпизодов создателям сериала удалось не только подробно проработать образы главных героев, но и в красках обрисовать исторические обстоятельства, в которых они оказались и с которыми были вынуждены жить. Заглавный герой в исполнении Меньшикова — интеллигент, пытающийся выжить и сохранить человеческое лицо в бурлящем и рождающемся в адских муках новом мире.
Легенда № 17
Начинающий, но очень самоуверенный хоккеист Валера Харламов (Данила Козловский) совершенно не умеет играть в команде. У него очень хорошие данные, поэтому парень уже чувствует себя звездой. Чтобы немного успокоить торопыгу, опытный хоккейный тренер Анатолий Тарасов (Меньшиков) отправляет его обтесаться в город Чебаркуль — в никому не известную команду «Звезда». Обиженный хоккеист быстро доказывает, что достоин большего, и его все-таки забирают в Москву. Однако работа над спортивной сознательностью еще не закончена. Все-таки хоккей — командная игра, и герои-одиночки, пусть и самые талантливые, здесь не нужны.
В спортивной драме Николая Лебедева у Меньшикова роль второго плана, но играет он не менее легендарную личность, чем Харламов. Его «отец русского хоккея» Анатолий Тарасов — человек непростой. Он целиком поглощен своим делом и безжалостно перековывает хоккеистов под командные нужды. Так же непреклонен он и в общении с людьми, поэтому оказывается довольно уязвимым для более изворотливых недоброжелателей. Фильм Лебедева вышел весной 2013 года и быстро стал кассовым хитом, уступив по итогам года лишь картинам «Сталинград» и «Елки 3». И если последние не смогли занять прочное место в зрительских сердцах, то «Легенда № 17» прописалась там основательно и надолго.
Ваша честь
Неподкупный и дотошный судья Михаил Романов (Меньшиков) работает в небольшом приморском городе и славится безупречной репутацией. Он планирует идти на повышение и имеет на это все основания, однако размеренной и спокойной жизни приходит конец. Его сын Антон (Владислав Миллер) на машине сбивает мотоциклиста и в панике скрывается с места происшествия, не вызвав даже скорую помощь. Отец настаивает на том, чтобы подросток пошел в полицию с повинной, однако в отделении вдруг узнает имя пострадавшего. Им оказывается сын очень серьезного бандита Разина (Алексей Серебряков), которого судья недавно посадил за решетку. Понимая, что его ребенок в СИЗО будет обречен на смерть, Романов решает скрыть преступление.
«Ваша честь» — успешный российский ремейк израильского триллера «Судья». Оригинал вышел в 2017 году и вскоре был подхвачен американским телеканалом Showtime, который выпустил свою версию с Брайаном Крэнстоном в главной роли. Для русской адаптации сериала режиссер Константин Статский («Мажор») пригласил на главную роль Меньшикова. Актер охотно согласился, потому что образ принципиального человека, который ступает на путь преступления, был для него в новинку. История психологической трансформации получила высокие оценки зрителей, однако со вторым сезоном пока никто не спешит.