Историческая драма «Любовь Советского Союза»: при полном параде
В отечественный прокат вышла картина Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева «Любовь Советского Союза». В центре внимания пышной высокобюджетной драмы — жизни нескольких москвичей накануне Великой Отечественной войны. Рассказываем, почему стоит посмотреть фильм с тремя главными героями и почти трехчасовым хронометражем.
Москва, конец 1930-х. Молодую актрису Галину (Ангелина Стречина), с детства мечтавшую играть в кино, знают и любят все жители Советского Союза. Звездный статус распахивает перед Галей двери одну за другой — в том числе дверь в квартиру Героя Советского Союза, летчика Анатолия Коврова (Кирилл Кузнецов). Познакомившись во время спонтанной вечеринки, молодые люди влюбляются с первого взгляда: Галина умеет томно вздыхать и покорять взмахом ресниц, Ковров — петь по-испански под гитару и дарить охапки роз.
Дальше будет свадьба, роскошная квартира в стиле ар-деко (личный подарок Сталина) и виртуозные полеты на истребителе вокруг Кремля. Жизнь, о которой мечтала каждая жительница Советского Союза, обрывается в одночасье: Толя погибает в небе, Галя не знает, как пережить утрату, а на страну обрушивается война.
Режиссеры Никита Высоцкий и Илья Лебедев известны широкому зрителю в первую очередь по сериалу «Союз спасения. Время гнева» — масштабному сиквелу военной драмы Андрея Кравчука. Изначально костюмная драма «Любовь Советского Союза» тоже задумывалась как восьмисерийный проект, но в процессе трансформировалась в полнометражную картину. Учитывая солидный бюджет, создателей понять легко, но даже для хронометража в два с половиной часа событий в фильме многовато.
В троице главных героев легко узнаются известные личности сталинской эпохи: актриса театра и кино Валентина Серова, военный летчик Анатолий Серов и поэт Константин Симонов. Для убедительности в одной из самых сентиментальных сцен звучит стихотворение Симонова «Жди меня, и я вернусь…» — поэтический символ Великой Отечественной войны. В картине автором стихотворения становится Кирилл Туманов (Роман Васильев) — начинающий драматург, влюбленный в Галину.
Изменив фамилии предполагаемых прототипов, создатели решили сразу две задачи. Во-первых, сняли с себя ответственность за биографическую достоверность: додумывать подробности личной жизни лауреатки Сталинской премии Валентины Серовой здесь никто не будет. Во-вторых, режиссеры подчеркнули условность происходящего в кадре.
Галина, Анатолий и Кирилл — это собирательные образы героев сталинской эпохи, такие же узнаваемые, как агитационный плакат на стене или первомайская открытка. Превращая персонажей в ожившие архетипы, режиссеры сбивают градус пафоса, который в течение двух с половиной часов так и норовит подняться на одну высоту с самолетом Коврова. Конечно, шаблонность красавицы-артистки и ее лощеных мужей не способствует зрительскому сопереживанию, зато выгодно подсвечивает главную героиню фильма — довоенную Москву.
Создатели картины не пожалели времени и средств на воссоздание облика столицы конца 1930-х годов. В кадре мелькают конструктивистские здания, по улицам ездят ретроавтомобили, а Ковров водит спортивный «мерседес», созданный по чертежам 1935 года. Галина работает в Театре Советской армии — здание в виде пятиконечной звезды стало архитектурным символом сталинского ампира. Ненадолго вошедший в моду стиль ар-деко лучше всего прослеживается в интерьерах квартиры Ковровых — глянцевому паркету и ромбовидным зеркалам позавидовал бы Джей Гэтсби.
Художники по костюмам тоже постарались. Для создания приталенных нарядов повзрослевшей Гали вдохновлялись образом Марлен Дитрих. Военную форму Коврова шили по выкройкам 30-х годов.
«Любовь Советского Союза» понравится зрителям, готовым к определенному уровню художественной условности. Воспринимать фильм лучше всего как калейдоскоп ярких примет времени: парад физкультурников в белых шортах, культ кинозвезд, хлеб с солью, в конце концов.
Страх перед арестами и доносами тоже показан: сцену ночной презентации пьесы смотреть и страшно, и смешно. С уходом Кирилла на фронт в фильме появляются сцены военных действий, но даже они решены условно: необходимый набор из гибели товарища, расстрела дезертиров и взрыва в окопе.
Время передышки между двумя войнами — Гражданской и Великой Отечественной — было противоречивым, и каждый режиссер показывает его по-своему. Вряд ли романтизированный взгляд Высоцкого и Лебедева спровоцирует приступ ностальгии, но прогуляться по московским бульварам и увидеть, как выглядела столица в конце 1930-х, точно получится.