Скоро рассвет, выхода нет: 10 триллеров в замкнутом пространстве
Даже люди, не страдающие клаустрофобией, некомфортно ощущают себя в замкнутых пространствах. Будь то застрявший лифт, комната без окон или уединенный особняк в горах, закрытые помещения давят на психику и провоцируют панику. Предлагаем вспомнить 10 триллеров, в которых замкнутое пространство играет не последнюю роль.
Кловерфилд, 10
Поссорившись с парнем, Мишель (Мэри Элизабет Уинстэд) уезжает из города и попадает в автомобильную аварию. Очнувшись, девушка обнаруживает, что прикована к кровати внутри подземного бункера. Хуже уже некуда, но тут хозяин жилища по имени Говард (Джон Гудман) сообщает Мишель, что в результате химической атаки на поверхности Земли не осталось ничего живого. По словам Говарда и еще одного сожителя Эммета (Джон Галлахер — младший), подземный бункер — единственное безопасное место на ближайшие несколько лет. Но что, если это не так?
Второй фильм из франшизы «Кловерфилд», в которую также входят «Монстро» и «Парадокс Кловерфилда», — камерный триллер на троих. Лента, снятая по сценарию Дэмьена Шазелла, режиссера «Одержимости» и «Ла-Ла Ленда», напоминает пьесу: действие почти не выходит за пределы бункера, каждый персонаж блестяще отыгрывает свою партию, а по углам развешаны ружья. В картине есть всё необходимое, чтобы пощекотать аудитории нервы: саспенс, паранойя и зловещий маньяк с добрыми глазами в исполнении Джона Гудмана.
Куб
Шестеро незнакомцев просыпаются в квадратной комнате. Герои не знают, кто их туда поместил и зачем. В каждой стене комнаты есть дверь, а за каждой дверью — такая же комната. Перемещаясь по запутанному лабиринту, пленники гигантского куба пытаются найти выход на свободу и постоянно натыкаются на опасные ловушки. Цель героев — не только выжить и отыскать нужную дверь, но и понять, кто их запер.
На создание герметичного триллера Винченцо Натали понадобилось 20 дней и около 300 тысяч долларов — скромный бюджет даже по меркам конца 1990-х. В целях экономии создатели построили только одну кубическую комнату, которая выглядела по-разному за счет цветного освещения. Так, используя одну декорацию, Натали создал непредсказуемый клаустрофобный триллер, получивший статус культового. Со временем «Куб» не только разросся в трилогию, но и стал предвестником кровавой франшизы «Пила».
Сияние
Переживающий творческий кризис писатель Джек Торренс (Джек Николсон) приезжает с женой и сыном в уединенный и расположенный в горах отель «Оверлук», чтобы присмотреть за территорией до наступления туристического сезона. Джек надеется, что свежий воздух, красивые пейзажи и тишина помогут ему написать новую книгу и перезапустить карьеру, которая пока складывается неудачно. Вскоре выясняется, что длительная изоляция на всех действует по-разному: пока семья Джека привыкает к пустым комнатам и запутанным коридорам, писатель начинает терять связь с реальностью.
Редкая подборка триллеров может обойтись без упоминания Стивена Кинга. Экранизация «Сияния» не понравилась писателю, зато полюбилась зрителям во всем мире. Голубые платья девочек-близнецов стали популярным хэллоуиновским костюмом, а кадр с потоком крови, вытекающим из лифта, — одним из самых узнаваемых в истории кино. Помимо фирменных приемов Кубрика вроде симметричной композиции и плавных наездов камеры, в «Сиянии» режиссер использовал новаторскую для начала 1980-х систему «Стэдикам». Например, со стабилизацией снимали проезд Дэнни по коридорам отеля на велосипеде.
Погребенный заживо
Молодой человек по имени Пол (Райан Рейнольдс) просыпается в деревянном гробу под землей. В наличии у героя есть зажигалка, мобильный телефон и запас кислорода, которого хватит на пару часов. Постепенно из телефонных разговоров Пола с разными инстанциями зритель узнаёт, что главный герой работает водителем по контракту на Ближнем Востоке. Попав в плен к террористам, Пол оказался погребенным заживо посреди пустыни.
Родриго Кортес выводит понятие клаустрофобного триллера на новый уровень: внутрикадровое пространство ограничено настолько, что герой не может даже сесть. Картина стала поворотной в карьере Рейнольдса: до этого канадец в основном исполнял главные роли в комедиях. Актер убедительно передает отчаяние главного героя, оказавшегося в ситуации, которую даже во сне представить страшно. Создателям фильма понадобилось 17 дней, семь гробов и три миллиона долларов, чтобы снять триллер, который держит в напряжении с первой до последней минуты.
Омерзительная восьмерка
Действие триллера разворачивается на Диком Западе вскоре после окончания Гражданской войны. Укрываясь от снежной бури, на постоялом дворе встретилось несколько незнакомцев. Среди них — охотники за головами Джон Рут (Курт Рассел) и майор Уоррен (Сэмюэл Л. Джексон), местный шериф (Уолтон Гоггинс), палач (Тим Рот) и отчаянная бандитка Дейзи (Дженнифер Джейсон Ли) во главе. Погодные условия не позволяют героям покинуть таверну, поэтому направлять друг на друга оружие и выяснять отношения придется на месте. Вскоре появятся и новые персонажи — дружки-преступники, которые хотят освободить Дейзи. Обстановка накаляется, когда герои один за другим начинают падать замертво.
Квентин Тарантино неоднократно признавался в любви к спагетти-вестернам и даже составил собственный список фаворитов жанра. В начале 2010-х режиссер увлекся и снял два вестерна подряд: за кровавым летним «Джанго освобожденным» последовала зимняя «Омерзительная восьмерка». Тарантино вернулся к герметичному криминальному триллеру (вспомним дебютных «Бешеных псов»), а маэстро Эннио Морриконе снова взялся за вестерн — композитор уже 34 года не писал музыку для картин этого жанра.
1408
Писатель Майк Энслин (Джон Кьюсак) — вроде охотника за привидениями, только наоборот. Мужчина ночует в гостиницах с паранормальной репутацией и развенчивает мифы о живущих там призраках. Работа у Майка непыльная: был бы заполнен мини-бар в номере, а уж там крепкий сон до утра обеспечен. Так бы и шло, если бы не загадочная комната 1408 в отеле «Дельфин». Проигнорировав слова администратора Джеральда Олина (Сэмюэл Л. Джексон) о 56 скончавшихся в номере постояльцах, Майк открывает дверь. Вот только одно дело — зайти в комнату, а совсем другое — выйти.
Сценаристом фильма выступил Стивен Кинг, чей одноименный роман лег в основу сюжета. В отличие от большинства книг автора, «1408» — исследование не столько внешних ужасов, сколько внутренних. Страшная комната, из которой невозможно выбраться живым, — это метафора человеческого подсознания. Вопрос в том, как с ним поступить: закопать травматические воспоминания поглубже или попытаться разобраться с прошлым? Майк определится ближе к финалу картины, но в «1408» важна не столько развязка, сколько повествование.
Комната страха
После развода с неверным мужем Мег (Джоди Фостер) переезжает в новым дом с дочерью-подростком Сарой (Кристен Стюарт), страдающей сахарным диабетом. Риелтор показывает Мег тайную комнату — убежище с пуленепробиваемыми стенами, в котором есть всё необходимое для выживания в течение месяца. Помимо теплых вещей, консервов и шампанского, в помещении расположены мониторы, передающие изображение с расставленных по дому камер. В первую ночь после переезда Мег просыпается и обнаруживает незваных гостей: в дом проникли трое грабителей. Схватив Сару, женщина прячется в спасительной комнате, но что делать дальше?
Герметичнее некуда: действие фильма почти полностью происходит по две стороны одной стены. Жертвы сидят внутри, грабители пытаются проникнуть снаружи, а уровень сахара в крови героини Кристен Стюарт неумолимо снижается. Как всегда, Финчер выдерживает напряжение в кадре, не давая передохнуть ни героям, ни зрителю. Визуальных аттракционов в триллере тоже хватает: камера проникает в замочную скважину вслед за ключом, пикирует в трубу вместе с ядовитым газом и показывает, как ток идет по проводам.
Мизери
Люди часто мечтают лично пообщаться с любимым писателем. Медсестре Энни Уилкс (Кэти Бейтс) такая возможность выпадает, когда преданная поклонница спасает из разбитого автомобиля Пола Шелдона (Джеймс Каан), знаменитого автора бестселлеров. Однако вместо разговора по душам Энни привязывает кумира к кровати, дробит ему ноги молотком и требует изменить новый роман, воскресив главную героиню по имени Мизери. Обездвиженный писатель становится пленником в доме Энни, и только работа над книгой способна продлить мужчине жизнь.
Еще один герметичный триллер по роману Стивена Кинга. В отличие от «Сияния», раскритикованного писателем в пух и прах, картину Роба Райнера Кинг назвал одной из лучших экранных адаптаций собственных романов. «Мизери» — фильм о противостоянии двух волевых личностей, и успех картины во многом зависел от химии между актерами. После отказа Джека Николсона (артиста слишком вымотали съемки «Сияния») главная мужская роль перешла Джеймсу Каану. Кэти Бейтс в роли безумной фанатки настолько впечатлила Кинга, что автор списал с актрисы героиню романа «Долорес Клэйборн». Позже Бейтс исполнила главную роль в одноименной экранизации.
Веревка
Двое университетских друзей, вдохновившись ницшеанскими теориями о сверхчеловеке, душат веревкой сокурсника и прячут тело в сундук. Проверяя границы дозволенного, молодые люди накрывают сундук скатертью и расставляют угощение. Затем друзья приглашают на ланч отца и девушку убитого, а также несколько университетских знакомых. За шампанским и разговорами о философии обстановка в квартире начинает накаляться.
В фильмографии Альфреда Хичкока есть и другие картины, действие которых разворачивается в замкнутом пространстве: например, «Спасательная шлюпка» 1944 года или культовый триллер «Окно во двор», вышедший десять лет спустя. Однако именно «Веревка», снятая по пьесе Патрика Хэмилтона и стилизованная под единый кадр длиной в 80 минут, стала образцом герметичного триллера. Время действия в первой цветной работе Хичкока совпадает с хронометражем. За окном меняются картонные декорации заката, с улиц доносится то пение птиц, то клаксоны автомобилей в час пик, а зритель вместе с героями проживает 80 минут напряженного ожидания развязки.
8 женщин
На Рождество в уютном особняке собирается многочисленное семейство: супруги Марсель и Габи, их дочери Катрин и Сюзон, а также бабушка, тетушка и пара служанок. Праздничное утро омрачает трагедия: хозяин дома убит в собственной постели. Сильный снегопад заблокировал подъезд к дому, поэтому становится очевидным, что убийца находится в доме. Героини одна за другой высказывают догадки, пытаясь обнаружить преступницу, не забывая при этом петь и танцевать.
Детективный триллер Франсуа Озона снят по одноименной пьесе Робера Тома. Театральная условность пошла картине на пользу: единство места и времени усиливает саспенс, а восемь музыкальных номеров ближе знакомят зрителя с героинями. Зимняя вьюга, старомодный интерьер особняка и саундтрек, состоящий из французских шлягеров, делают «8 женщин» не только интригующим триллером, но и образцом уютного рождественского кино. Зрители словно бы переносятся в 1950-е, одновременное уютные, но и отчасти опасные.
Пепперони, ножи для томатов и литры кетчупа: как снимали «Кошмар на улице Вязов»