10 осенних фильмов, с которыми не страшны снег и слякоть
Осень близится к завершению. Уже выпал первый снег, а на прилавках продуктовых постепенно появляются шоколадные зайцы, бережно укутанные в мишуру, — первый звоночек наступающего декабря. На улицах можно заметить украшенные новогодними игрушками елки. Для тех, кто не успел насладиться усыпанными жёлтыми листьями днями и не готов прощаться с ноябрем, составили список 10 осенних фильмов.
Бесподобный мистер Фокс
Декоративный визуальный стиль Уэса Андерсона был словно предназначен для работы в представляющей бескрайнюю свободу анимации. В 2009 году сомнений в этом не осталось даже у самых ярых скептиков. На больших экранах состоялась премьера «Бесподобного мистера Фокса» — экранизации рассказа Роальда Даля.
«Потрясающий мистер Фокс», выполненной в технике стоп-моушен-анимации. Более подходящего режиссера для экранизаций Даля, чем Андерсон, просто не найти. С писателем постановщика роднит меланхоличный юмор, а также светлые и жизнеутверждающие истории с обилием серьезных философских рассуждений. Так, мультфильм про семейство лис становится экзистенциальной драмой о кризисе среднего возраста и ошибках прошлого.
Говорящий голосом Джорджа Клуни Фокси Фокс — бывший воришка, который оставил промысел 12 лет назад после новости о беременности жены. Теперь он автор скучной колонки в скучной газете и ведет скучную жизнь в доме под деревом в усыпанном золотыми листьями лесу. Однажды лис решает тряхнуть стариной и совершает набег на соседние фермы. На хвостатое семейство объявлена охота.
«Бесподобный мистер Фокс» стал одним из важнейших фильмов в карьере Уэса Андерсона. Сказка Роальда Даля была первой самостоятельно прочитанной режиссером книгой, поэтому кропотливая работа над адаптацией — для мультфильма было сделано 535 кукол — стала еще и попыткой Андерсона на мгновенье вернуться в детство.
Позднее постановщик вновь обратился к кукольной анимации в фильме «Остров собак», а свой первый «Оскар» получил за короткометражный фильм «Чудесная история Генри Шугара» — еще одну экранизацию Даля.
Осенний марафон
Фильм Георгия Данелии встречает своего зрителя титром «Печальная комедия», сразу настраивая на нужный меланхолический лад. В картине и впрямь будет много забавных сцен — за большинство из них отвечает великий Евгений Леонов — однако печали и безысходности в ней не меньше. Талантливый преподаватель и переводчик Бузыкин (Олег Басилашвили) не успел и глазом моргнуть, как его настиг кризис среднего возраста.
Дома — нелюбимая жена. На другом конце города верно ждет молодая любовница. Любовный треугольник становится для мужчины цикличным кругом лжи и обмана. Он врет супруге, врет молодой пассии, врет самому себе. Никак не может сделать правильный выбор — слишком мягкотелый. Еще и старая знакомая вечно просит ей помочь с очередным переводом, а с самого утра уже раздражает надоедливый сосед с бутылкой наперевес. И всем же нужно помочь, как иначе?
Все, что остается Бузыкину, — вечно бегать кругами под моросящим осенним дождем. От жены к любовнице, от нее к старой знакомой, оттуда на работу и так до бесконечности.
Общество мертвых поэтов
Середина XX века. В консервативной частной школе для мальчиков появляется новый учитель английской литературы. Джо Китинг (Робин Уильямс) — педагог-нонконформист, который отказывается следовать скучной школьной программе. Вместо этого, забравшись на парту и цитируя стихотворения Уолта Уитмена «О капитан! Мой капитан!», он учит детей из обеспеченных семей любить поэзию и искать собственный голос среди оглушающей какофонии повседневности.
Лента Питера Уира стала одной из лучших историй взросления, а образ Джо Китинга — лучшей ролью в карьере великого Робина Уильямса.
На протяжении двух часов хронометража юноши в твидовых пиджаках будут учиться жить полной жизнью и ловить момент, а не следовать правилам, которые для них выдумали консервативные родители. Несмотря на то что финал картины непременно разобьет сердце, после просмотра захочется взять в руки томик Уитмена, надеть старый пиджак и отправиться в осенний парк. Carpe diem. Всё как учил Джо Китинг.
Опавшие листья
Осень — привычное время года для картин режиссера-меланхолика Аки Каурисмяки. Пасмурная погода, равно как и вселенская несправедливость, постоянно сопровождает главных героев фильмов гордого финна. Картина с осенним названием «Опавшие листья» исключением не стала.
Кассирша супермаркета Анса (Альма Пёвсти) ежедневно выбрасывает килограммы просроченной продукции. Однако стоит ей взять для себя бургер с истекшим сроком годности, как сразу же следует неминуемое увольнение. В это время пристрастившийся к бутылке сварщик Холаппа (Юсси Ватанен) получает производственную травму. Следует моментальное увольнение и обвинение в алкоголизме со стороны начальника.
В перерыве между постоянными собеседованиями два одиночества встречаются и проникаются симпатией друг к другу.
Первое свидание безработной пары проходит в небольшом кинотеатре, где показывают «Мертвые не умирают» Джима Джармуша — близкого друга Каурисмяки. Финский постановщик, равно как и 40 лет назад, продолжает критиковать капитализм и истеблишмент.
Влюбленная пара с псом Чаплином под боком, словно в «Новых временах», вместе уходит в осенний закат, продолжая стоически противостоять неприветливой хельсинкской действительности. Спасение от осточертевшей реальности можно найти не только в объятиях друг друга, но еще и в кино.
Сумерки
Стоит первому листочку упасть с дерева, как интернет сразу заполняют мемы по «Сумеркам». Очередной просмотр фильма Кэтрин Хардвик в пасмурную погоду стал уже традицией, а композиция Eyes on Fire датской рок-группы Blue Foundation — широко известная как «хао хао хао ха» — стала негласным гимном осени.
Подростковая мелодрама о любви 117-летнего вампира Эдварда и 17-летней девушки Беллы со временем обрела культовый статус, а также послужила началом успешной карьеры для Роберта Паттинсона и Кристен Стюарт. «Сумерки» стали не только романтической историей взросления и подросткового страха перед первым сексуальным опытом, но еще и кладезем интернет-мемов.
Разве можно забыть фразы о влюбленном льве и коже убийцы? Однако если вдруг запамятовали, то всегда можно вернуться в туманный и пасмурный Форкс.
Бэтмен
Еще один фильм нашей подборки, главную роль в котором исполнил Роберт Паттинсон. Трехчасовой детективный нуар Мэтта Ривза больше походит на триллеры Дэвида Финчера, а не на супергеройский блокбастер.
Грязный, утонувший в октябрьском ливне и коррупции Готэм потрясен страшной новостью: во время Хэллоуина мэр города был убит человеком, скрывающимся за прозвищем Загадочник. Полиция в ходе расследования демонстрирует не только беспомощность, но и коррумпированность: многие из офицерского состава работают на мафию. Детектив Джим Гордон не в силах противостоять злодею в одиночку и потому обращается за помощью к Темному рыцарю.
Мэтт Ривз намеренно отказался от типичных атрибутов кинокомикса, сделав ставку на приземленность и реализм. Поэтому «Бэтмен» оказался не типичным супергеройским блокбастером, а детективным триллером, в котором сумеречный герой предстал израненным молодым человеком со сломанной психикой.
Запомнился новый «Бэтмен» еще и за счет фактурных злодеев. Загадочник в исполнении Пола Дано оказался гениальным манипулятором, а Колин Фаррелл в роли гангстера Пингвина и вовсе дослужился до собственного сериала. По слухам, подобная судьба уготована и Джокеру Барри Кеогана.
Бедный пацан с Ист-Сайда: кто такой Пингвин и каким он получился в сериале с Колином Фарреллом
Хэллоуин
Классический хоррор Джона Карпентера о безмолвном маньяке в маске наряду с «Техасской резней бензопилой» Тоуба Хупера принято считать одним из пионеров слэшера. В любви к «Хэллоуину» неоднократно признавался Дэвид Финчер, а сама история Майка Майерса растянулась практически на полвека и насчитывает 13 полнометражных фильмов. Неплохой результат для картины, бюджет которой едва дотягивал до 300 тысяч долларов.
В совсем детском возрасте Майк убил на Хэллоуин собственную сестру. Спустя 15 лет он сбегает из психиатрической лечебницы, чтобы вновь терроризировать родной город.
Из-за ограниченного бюджета картины съемки заняли всего четыре недели, а весь хэллоуинский антураж с тыквами и яркими костюмами съемочная группа создала вручную. По итогу фильм Карпентера ознаменовал золотой век слэшеров, а сам Майк Майерс, по версии сайта IGN, занял первое место в списке лучших злодеев в ужастиках. Столь продуктивно, как Майерс, канун Дня Всех Святых не отмечал никто.
Достать ножи
После семейного праздника пожилого автора популярных детективных романов (Кристофер Пламмер) находят мертвым в собственной спальне. На первый взгляд — самоубийство. Однако, как это часто бывает в детективах, всё не то, чем кажется. За расследование берется Бенуа Бланк (Дэниэл Крэйг) — немного нелепый сыщик со смешным акцентом. Частный детектив даже не знает, кто его нанял, но ему прислали солидную сумму. Поэтому Бланк моментально взялся за работу.
Метамодернистский комедийный детектив Райана Джонсона стал одним из главных фильмов 2019 года и удостоился номинации на «Оскар».
Ранее режиссер уже брался за деконструкцию жанра. Дебютная картина «Кирпич» рассказывала о школьнике, который возомнил себя одним из персонажей Хамфри Богарта и взялся за расследование жестокого убийства. Постановщику было не впервой оживлять жанр, а после неудачи с восьмым эпизодом «Звездных войн» он нуждался в реабилитации в глазах зрителей.
Главным украшением фильма стал яркий актерский ансамбль. Включая отыгрывающего пародию на всех культовых детективов от Пуаро до Холмса Крэйга, физически не переносящую ложь медсестру в исполнении Аны де Армас, а также властную наследницу империи автора, роль которой исполнила Джейми Ли Кёртис.
Картина точно запомнилась благодаря не только комедийным интонациям, но и свитеру персонажа Криса Эванса, который спасал его в прохладные осенние деньки, но не спас от правосудия.
Фестиваль Рифкина
В 2020 году на фестивале в Сан-Себастьяне состоялась премьера фильма «Фестиваль Рифкина», режиссером которого выступил Вуди Аллен. Сюжет строится вокруг фигуры Морта Рифкина (Уоллес Шоун) — писателя-неудачника, который уже много лет пытается написать великий роман. В мечтах — произведение, не уступающее Прусту, в реальности — разорванные черновики и подступающая депрессия.
Чтобы отвлечься от работы и провести время вместе с супругой (Джина Гершон), Морт отправляется на кинофестиваль в Сан-Себастьян. Пока немолодой невротик недовольно ворчит на всех вокруг, его супруга, кажется, крутит роман с молодым режиссером Филиппом (Луи Гаррель).
«Фестиваль Рифкина» можно назвать побратимом «Полночи в Париже». Схожи истории, герои, ситуации. Меняются лишь город и время года. Летний Париж сменился осенним Сан-Себастьяном.
В остальном это типичный фильм Вуди Аллена про маленьких интеллигентных невротиков, которые переживают большие эмоциональные потрясения. Если вам по вкусу остальные полсотни фильмов режиссера, то и «Фестиваль Рифкина» понравится тоже.
Полеты во сне и наяву
Как и в случае с «Осенним марафоном», «Полеты во сне и наяву» стали картиной о кризисе среднего возраста, за ширмой которого пряталась критика социалистического строя.
На пороге 40-летия архитектор Сергей (Олег Янковский) пытается подвести итоги прожитого времени. Итоги довольно печальные: есть жена (Людмила Зорина) и дочка, есть молодая любовница (Елена Костина), обе женщины ему дороги, но кого выбрать, он не знает. Не знает Сергей, и как ему жить дальше. Что делать? Его инфантильные выходки уже успели всем надоесть.
Где это видано, чтобы 40-летний мужик без устали врал и гонял мяч по улице со школьниками?
Как признавался режиссер фильма Роман Балаян в интервью Виктору Матизену для книги «Кино и жизнь. 12 дюжин интервью самого скептического кинокритика»: «„Полеты во сне и наяву“ — плод воображения интеллигенции, которая жила при советской власти как будто с петлей на шее». В начале 80-х петля ослабла, а как жить — понятнее не стало.
Главный герой не находит места в мире: брак трещит по швам, жена, кажется, его никогда и не любила, да и работа уже набила оскомину. Хочется вырваться и умчаться куда подальше. .о от себя и советской реальности не убежать. Поэтому в финале, заливаясь слезами, приходится прятаться в стоге сена. А как иначе скрыться от окружающей действительности?
Однако после премьеры фильма не все разглядели в персонаже Янковского драматическую фигуру. В том же интервью Балаян вспоминал случай, когда на обсуждении картины в одном московском кинотеатре на сцену выскочила женщина и возмущенно заявила: «Вы кого защищаете?! Этого негодяя? Я его знаю, это мой зять, который ушел от моей дочери, скотина!»
Случай лишь еще раз доказывает, что персонаж Янковского стал олицетворением эпохи, а сам фильм — одной из важнейших советских картин своего времени.
История позднесоветского и российского общества в культовых песнях того времени