Джеки Чан: «Играть в картине самого себя — необычный опыт»

Актер — о своем новом фильме «Операция “Панда”»

«Играть самого себя — необычно»: эксклюзивное интервью легенды боевиков Джеки Чана
© Сapella Film, Рамблер

5 декабря в российский прокат выходит фильм «Операция “Панда”» с легендой боевиков Джеки Чаном. В проекте актёр сыграл самого себя. По сюжету Чан берёт под опеку необычного детеныша большой панды по имени Ху Ху, но преступный синдикат собирается украсть редкое животное и назначает награду за его поимку. Столкнувшись с угрозой похищения питомца, Джеки использует все свои боевые и комедийные навыки, чтобы перехитрить злодеев и обеспечить безопасность панды.

В эксклюзивном интервью «Рамблеру» Джеки Чан рассказал о том, как помогает молодым талантам в кино, выбирает роли и относится к своей популярности.

— Вы известный любитель панд — с 2009 года являетесь послом исследовательской базы в Чэнду по изучению и разведению больших панд, а также опекуном двух медвежат. Почему вы решили сняться в «Операции “Панда”»?

© Сapella Film

— Наверное, всё началось в 2008 году, когда я впервые посмотрел мультфильм «Кунг-фу Панда». В нём героев озвучивали актеры Джек Блэк, Дастин Хоффман, Анджелина Джоли, а мне достался персонаж Мастера Обезьяны. Символично, что именно Мастер Обезьяна был первым, кто увидел в протагонисте По потенциал (согласно сюжету ленивой, неуклюжей и вечно голодной панде предстоит спасти мир — прим. ред. «Рамблер»).

Именно тогда я понял, что, хотя панды — наше китайское национальное достояние, именно Голливуд первым «поместил» этих медвежат под софиты и сделал из такой истории столь успешный коммерческий фильм (картина собрала $632 млн при бюджете $130 млн — прим. ред. «Рамблер»). Поэтому я мечтал, что однажды мы тоже сможем снять картину о пандах, больше рассказав о наших китайских культурных особенностях и традициях. Кроме того, играть в картине самого себя, то есть Джеки Чана, — это необычный опыт.

— Когда слышишь о том, что выходит новый фильм с Джеки Чаном, сразу представляешь, что в картине будет много драк и трюков. Расскажите, в чём особенность хореографии боёв в «Операции “Панда”».

© Сapella Film

— Хореографией боевых сцен для этого фильма занималась целая команда каскадёров во главе с Люй Шицзя и помощниками Су Хангом и Ли Леи. У них большой опыт работы в этой сфере — все трое были дублёрами детей-актеров в фильме «Каратэ-пацан» в 2010 году, а также работали над картинами «Меч дракона» (2015 год), «Авангард: Арктические волки» (2020 год). Поэтому мы все были в надёжных руках. Интересно, что у нового поколения каскадёров свой особый подход к съёмкам, постановке трюков — он более мягкий и дружелюбный, если так можно сказать. Поэтому он отлично соответствует стилю нашего фильма, делая акцент на его семейной атмосфере.

— Какие параллели есть между вашим жизненным опытом и историей, рассказанной в «Операции “Панда”»?

— Я уже несколько десятилетий, в меру своих возможностей, занимаюсь продвижением защиты китайских национальных сокровищ. Это могут быть как физические вещи, древние артефакты, так и нематериальное достояние вроде боевых искусств. Это заметно в моих ранних картинах «Лорд дракон» 1981 год (кстати, это мой первый фильм, где в конце вместе с титрами показываются «неудачные кадры»), «Проект А» 1983 года, а также более поздних работах, например в «Мифе» 2005 года, а ещё в фильмах, которые я снял сам, таких как «Доспехи Бога 3: Миссия Зодиак» 2012 года. «Операция “Панда”» поддерживает ту же концепцию, только на этот раз национальным сокровищем становится медвежонок.

— Вы начали свою карьеру ещё в 70-е годы и до сих пор остаётесь востребованным и популярным артистом. Вам нравится ваша популярность?

© Сapella Film

— Мне очень повезло работать в киноиндустрии десятилетиями: с того самого момента, когда я только начинал молодым каскадёром, снимался в эпизодах фильмов и в небольших ролях, и до нынешнего времени, став тем, кем я являюсь сейчас. В то время я, конечно же, понятия не имел, что достигну того, что имею сегодня.

Я просто ставил перед собой чёткие цели, чтобы каждый фильм и буквально каждая сцена, в которых снимался, были сделаны хорошо, качественно, не оставляя места для сожалений и рефлексии о том, что их можно было бы снять лучше. Безусловно, мне помогали многие талантливые режиссёры, актёры боевиков и постановщики трюков. Моё отношение к славе можно описать как глубокую благодарность зрителям за то признание, которое мои фильмы получили от них.

— Следите ли вы за новинками кино? Есть ли актер или актриса, которые удивили вас своим талантом?

— Да, стараюсь отслеживать. Работа, которая сразу приходит мне на ум, — это проект итальянского режиссёра, актрисы и сценаристки Паолы Кортеллези «Всегда есть завтра» 2023 года. Паола известна по роли в фильме «Секс — за деньги, любовь — бесплатно» 2013 года, за которую она получила национальную итальянскую кинопремию «Давид ди Донателло».

В фильме «Всегда есть завтра» Кортеллези выступила в качестве режиссёра, сценариста и сыграла главную героиню. Действие этой чёрно-белой картины происходит в 40-х годах в Риме. Кортеллези рассказывает об эмансипации и делает отсылки к неореализму. Вся эта драматическая история захватывает с первых кадров, а многогранная роль Кортеллези действительно впечатляет и поражает. «Всегда есть завтра» произвёл на меня глубокое впечатление.

— Вы стали одним из первых кинематографистов, представляющих азиатскую культуру, или, если говорить более обобщенно, азиатский мир, в Голливуде. Что вы думаете о современном стремлении студий к разнообразию и инклюзивности? Можно ли говорить о том, что сейчас стало больше проектов с азиатскими актёрами?

© Сapella Film

— Не уверен, можно ли меня считать первопроходцем, потому что до меня довольно многие азиатские кинематографисты, включая режиссёров, актёров, сценаристов, старались активно участвовать в съёмочном процессе голливудских картин, экспериментируя с разными трендами, стилями, техниками.

Путь, лежащий впереди, всегда нам неизвестен, мы не можем быть уверены, что каждый шаг, который делаем сейчас, окажется правильным. Тем не менее растущее в геометрической прогрессии производство контента, трансформация киностилей, приводят к заметному прогрессу в разнообразии и инклюзивности индустрии. Мы видим истории из большого количества стран, регионов, рассказывающие с экранов о разных этнических группах, в том числе из Азии. Если сравнить количество современных фильмов и сериалов, в которых отражаются азиатские ценности, с контентом, который выходил всего лишь десять лет назад, разница бросается в глаза.

Так что по итогу это постепенный процесс, и мы должны смотреть на него с позитивом.

— Как образец для подражания для молодых актеров и режиссёров в чём вы видите свою роль? Помогаете ли вы начинающим кинематографистам в их профессиональной карьере?

— Я всегда старался помогать талантливым и способным людям, чтобы у них появлялось больше возможностей для самопрезентации. Например, я основал собственную команду каскадёров, где коллеги, заинтересованные в этой профессии, могут совершенствовать свои навыки, оттачивать боевые искусства, хореографию трюков и т. д.

В фильмах, в которых я снимаюсь, часто задействованы начинающие актёры, новые режиссёры. Я всегда поощряю молодые таланты постоянно учиться и экспериментировать на площадке. Пока я вижу, что они прилагают реальные усилия и постоянно совершенствуются, я готов им помогать.

— Вы продолжаете сниматься в боевиках, несмотря на солидный возраст, — в этом году вам исполнилось 70 лет. Стремитесь ли вы опровергать стереотипы о возрасте при выборе новых проектов?

© Сapella Film

— Возраст — это объективный факт, поэтому я намеренно не бросаю себе вызов неуместными трюками на площадке, также как не уделяю слишком много внимания обсуждениям моего возраста. Вместо этого для меня важнее найти фильмы, которые подходят моему текущему этапу жизни, и отыгрывать каждую роль наилучшим образом.

Антимилитаризм, экология и призраки: лучшие мультфильмы Хаяо Миядзаки