Обуздавший хаос: 10 отличных фильмов Фрэнсиса Форда Копполы

Во время съемок «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсис Форд Коппола сказал: «Всё, что ты создаешь страстно и с большим размахом, впускает в себя хаос». Режиссер часто шел ва-банк, вкладывая собственные средства в масштабные проекты. Награда за храбрость — звание одного из величайших режиссеров в истории и фильмы, ставшие классикой. В этом году в Каннах прошла премьера «Мегалополиса» — футуристического пеплума с элементами стимпанка, который 85-летний Коппола назвал своим magnum opus. В российский прокат амбициозное кино выйдет 9 января. Самое время вспомнить другие значимые картины голливудского мэтра.

Обуздавший хаос: 10 отличных фильмов Фрэнсиса Форда Копполы
© Armando Gallo/globallookpress.com, Рамблер

Люди дождя

© Warner Bros.

Кадр из фильма «Люди дождя» (1969)

Домохозяйка Натали (Ширли Найт), узнав о беременности, садится за руль и отправляется колесить по Америке. Позади остаются опостылевший Нью-Йорк и любимый муж, впереди — бескрайнее шоссе. В пути женщина знакомится с бывшим футболистом Джимми (Джеймс Каан), который после травмы головы стал слабоумным. Юноша сообщает Натали, что ему дали прозвище Киллер, однако героиню это не смущает: Джимми кажется женщине наивным и беззащитным, как ребенок. Пытаясь разобраться в себе, беременная Натали начинает заботиться о новом знакомом.

Трогательная драма стоит особняком в творчестве Фрэнсиса Форда Копполы. Предыдущая работа режиссера, мюзикл «Радуга Финиана», имела успех в прокате, поэтому независимый проект постановщика без труда получил финансирование. В течение четырех месяцев съемочная группа разъезжала по 18 штатам, что стало непростым испытанием для исполнительницы главной роли Ширли Найт. Актриса часто конфликтовала с Копполой из-за того, что режиссер дописывал сценарий по ходу съемок и вносил изменения в сюжет. Впрочем, остальных работа в полевых условиях не смущала: съемочная группа практически полностью состояла из друзей и знакомых молодого автора.

Крестный отец

© IMAGO/CAP/TFS/globallookpress.com

Марлон Брандо и Фрэнсис Форд Коппола во время съемок фильма «Крестный отец» (1972)

Нью-Йорк, 1945 год. В роскошном особняке дона Вито Корлеоне (Марлон Брандо) большой праздник: дочь Конни (Талия Шайр) выходит замуж. Среди многочисленных гостей — младший сын дона Корлеоне, морской пехотинец Майкл (Аль Пачино), с почестями вернувшийся с войны. Парень скептически относится к криминальной деятельности отца и не планирует участвовать в семейном бизнесе. Однако вскоре на Вито совершается покушение, и Майкл вынужден вмешаться в мафиозные разборки.

Гангстерский эпос Копполы основан на одноименном бестселлере Марио Пьюзо, который продал права на экранизацию еще до завершения романа. Писатель отчаянно нуждался в деньгах для погашения долгов по азартным играм, поэтому студия Paramount Pictures заключила с Пьюзо сделку и пригласила его стать соавтором сценария. Забавно, что изначально Коппола принял приглашение Paramount тоже из финансовых соображений: режиссера на это вынудили плохие сборы «Людей дождя» и долги за перерасход бюджета с антиутопией «Галактика THX 1138». Результат превзошел ожидания: «Крестный отец» стал самым кассовым фильмом 1972 года и завоевал три «Оскара»: за лучший фильм, лучшую мужскую роль (Брандо) и лучший адаптированный сценарий (Пьюзо и Коппола).

Разговор

© The Coppola Company

Кадр из фильма «Разговор» (1974)

Джин Хэкмен играет Гарри Коула — профессионального мастера по прослушиванию разговоров. Однажды результаты слежки привели к убийству трех человек, поэтому теперь Гарри регулярно исповедуется в церкви и предупреждает клиентов, что ответственности за последствия не несет. Во время очередного рутинного задания — прослушки влюбленной парочки в парке — Коул слышит неразборчивую фразу, которую мужчина воспринимает как потенциальную угрозу. Из-за одержимости пленкой у частного детектива развивается паранойя.

Психологический триллер Копполы вышел за несколько месяцев до Уотергейтского скандала и передает тревожную атмосферу, царившую в США в середине 1970-х. Картина завоевала «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и заработала три номинации на «Оскар» (в категории «Лучший фильм» Коппола проиграл самому себе, взяв приз за сиквел «Крестного отца»).

В одной из сцен героиня Синди Уильямс сидит в синем «мерседесе» — этот автомобиль Коппола получил от студии Paramount. Режиссер поспорил с продюсерами, что «Крестный отец» достигнет определенной отметки в кассовых сборах. Когда гангстерская драма стала рекордсменом проката, Коппола и Джордж Лукас выбрали «мерседес» и попросили продавца прислать счет студии.

Крестный отец 2

© Paramount Pictures

Кадр из фильма «Крестный отец» (1974)

Трехчасовая криминальная драма является одновременно и приквелом, и сиквелом «Крестного отца». Сюжетная линия дона Корлеоне развивается в Нью-Йорке начала XX века. Роберт Де Ниро играет молодого сицилийца Вито, выросшего в итальянских кварталах города. Парень рано потерял отца и теперь прокладывает себе путь в криминальном мире, формируя мафиозную «семью». Параллельно разворачиваются события в 1950-х: босс мафии Майкл Корлеоне (Аль Пачино) пытается отыскать предателя, совершившего на него покушение.

Картина Копполы стала первым сиквелом, получившим «Оскар» в категории «Лучший фильм» (всего у драмы 11 номинаций и 6 побед). Наравне с первой частью «Крестный отец 2» считается одной из величайших картин всех времен и эталоном гангстерского кино. Успех оригинала обеспечил Копполе полную творческую свободу и контроль над производством фильма. Идея режиссера заключалась в том, чтобы сопоставить восхождение Вито Корлеоне с падением Майкла. Драматизм усиливает тот факт, что отец и сын находятся примерно в одном возрасте.

Апокалипсис сегодня

© Zoetrope Studios

Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня» (1979)

События драмы «Апокалипсис сегодня» разворачиваются в разгар Вьетнамской войны. Капитан спецназа Бенджамин Уиллард (Мартин Шин) получает необычное задание: отправиться в джунгли Камбоджи и отыскать бывшего полковника американской армии Уолтера Курца (Марлон Брандо). По словам руководства, полковник дезертировал, лишился рассудка и поселился в джунглях, провозгласив себя командиром аборигенского отряда. Уилларду приказано устранить безумца, но чем дальше капитан продвигается по реке Меконг, тем лучше начинает понимать Курца.

Историю создания эпического полотна обсуждают так же часто, как сам фильм. С самого начала Копполу преследовали многочисленные трудности: коммунистические восстания на Филиппинах, где проходили съемки, уничтоживший декорации шторм и капризы Брандо. Актер требовал изменить фамилию и внешность Курца, а также проигнорировал просьбу Копполы и не прочитал «Сердце тьмы» — повесть Джозефа Конрада, ставшую отправной точкой для написания сценария. Более того, сам сценарий Брандо тоже решил не читать, поэтому большая часть фраз, которые произносит Курц, — это импровизация актера. Позже Коппола скажет о съемках «Апокалипсиса»: «Мы делали этот фильм примерно так же, как американцы вели войну. Мы были в джунглях. Нас было слишком много. Мы использовали слишком много техники, тратили слишком много денег и понемногу сходили с ума». Тем не менее картина победила в Каннах и сегодня по праву считается классикой.

Изгои

© Warner Bros.

Кадр из фильма «Изгои» (1983)

Действие молодежной драмы разворачивается в небольшом городе Талса в северо-восточной части Оклахомы. На дворе 1960-е годы, в центре сюжета — противостояние двух подростковых банд. «Бриолинщики» носят прически в стиле Джеймса Дина, читают «Унесенных ветром» и презирают богатеньких «Тузов» на дорогих автомобилях. Те, в свою очередь, считают выходцев из рабочего класса «белым отребьем». Однажды 14-летний «бриолинщик» Понибой (Си Томас Хауэлл) с другом Джонни (Ральф Маччио) знакомятся с двумя девушками из вражеского лагеря. Парни из «Тузов» не могут закрыть на это глаза: старый конфликт разгорается с новой силой и приводит к трагическим последствиям.

В марте 1980 года Коппола получил письмо от библиотекаря одной из калифорнийских школ. Женщина выступала от лица учеников: детей так сильно впечатлил роман Сьюзен Элоиз Хинтон «Изгои», что они попросили Копполу взяться за экранизацию. Хинтон начала создавать роман взросления в 15-летнем возрасте, описывая то, что видела в школе. Для воплощения истории на экране Коппола привлек молодых актеров, тем самым значительно сэкономив на гонорарах. Любопытно, что многие начинающие артисты вскоре стали голливудскими звездами: на экране появляются Том Круз, Патрик Суэйзи и Мэтт Диллон.

Бойцовая рыбка

© Universal

Кадр из фильма «Бойцовая рыбка» (1983)

В небольшом промышленном городке жили два брата. Младшего звали Расти (Мэтт Диллон), а к старшему (Микки Рурк) все обращались по прозвищу Мотоциклист и уважали как местного авторитета. С тех пор как бывший король улиц умчал на своем байке в закат, Расти изо всех сил пытается продолжить дело брата — стать лидером молодежной банды. Однажды Мотоциклист возвращается в родной город, и Расти не узнает брата: тот стал дальтоником, лишился слуха и разочаровался в жизни. Отчаянный боец, которым в детстве так восхищался Расти, теперь пытается вытащить младшего брата из криминального мира.

Меланхоличную черно-белую драму о взрослении публика встретила прохладно. Сомнамбулическая атмосфера, отсылки к французской «новой волне» и эксперименты с вкраплением цвета делают «Бойцовую рыбку» одним из самых смелых фильмов Копполы. Со временем ностальгическая картина обретет культовый статус, а роль Мотоциклиста запустит карьеру Микки Рурка.

Пегги Сью вышла замуж

© Sony/Columbia

Кадр из фильма «Пегги Сью вышла замуж» (1986)

Пегги Сью (Кэтлин Тёрнер) — 43-летняя американка, которая тяжело переживает развод с мужем. Пегги и Чарли (Николас Кейдж) познакомились еще в школе, а первенца зачали в ночь после выпускного. Отправляясь на 25-летний юбилей окончания школы, Пегги мечтает отмотать время назад и познакомиться с Чарли юной, но обладающей нынешним жизненным опытом девушкой. Когда на празднике Пегги провозглашают королевой бала, женщина от волнения теряет сознание и приходит в себя 18-летней школьницей.

Редкая в фильмографии Копполы комедия остается одной из самых недооцененных картин режиссера. Само собой напрашивается сравнение «Пегги Сью» с фантастическим «Назад в будущее», выпущенным Робертом Земекисом годом ранее. В обоих фильмах есть путешествия во времени, ностальгия по 60-м и музыкальные номера (в «Пегги Сью» Николас Кейдж поет дуэтом с юным Джимом Керри), но тональность у картин разная. Уютный и очень ностальгический фильм Копполы учит ценить моменты, проведенные с близкими: разговор с давно умершей бабушкой взволновал Пегги Сью куда сильнее помолодевшего отражения в зеркале. Кстати, в фильме можно увидеть дочь режиссера Софию Копполу: автор «Трудностей перевода» и «Марии-Антуанетты» сыграла 14-летнюю сестру Пегги Сью.

Дракула

© Sony/Columbia

Кадр из фильма «Дракула» (1992)

Трансильвания, конец XIX века. Эксцентричный граф Дракула (Гари Олдман) планирует купить недвижимость в Лондоне, поэтому приглашает в помощники риелтора Джонатана Харкера (Киану Ривз). Среди документов Дракула видит фотографию Мины (Вайнона Райдер) — очаровательной невесты Харкера, в которой граф узнает реинкарнацию погибшей жены. Дракула отправляется в Лондон, чтобы познакомиться с Миной и обратить девушку в вампира.

Очередная (и наиболее точная) экранизация готического романа Брэма Стокера собрала в прокате свыше 200 миллионов долларов, что в пять раз превысило бюджет картины. Коппола подошел к экранной адаптации со всей присущей ему ответственностью: сюжет фильма практически не отступает от первоисточника. На роль кровожадного романтика претендовали Антонио Бандерас, Стинг и Николас Кейдж. Однако сегодня трудно представить на месте стильного графа кого-то, кроме Олдмана.

Мегалополис

© Caesar Film

Кадр из фильма «Мегалополис» (2024)

События фильма разворачиваются в воображаемом городе будущего под названием Новый Рим — по сути, тот же Нью-Йорк, только с античными развалинами и постапокалиптической закатной подсветкой. Гениальный архитектор Цезарь Катилина (Адам Драйвер) мечтает превратить увядающий Новый Рим в утопический город будущего. Добиться этого Цезарь планирует при помощи волшебного мегалона — совершенного стройматериала, за изобретение которого Катилина получил Нобелевскую премию. Пока воодушевленный архитектор рисует эскизы садов и фонтанов, против него разворачивает кампанию мэр города Фрэнклин Цицерон (Джанкарло Эспозито), который считает Катилину безрассудным мечтателем. Конфликт усугубляется, когда в Цезаря влюбляется Джулия (Натали Эммануэль) — ослепительная красавица и родная дочь Цицерона.

На создание «Мегалополиса» у Копполы ушло более 40 лет: сценарий к эпической драме режиссер написал в начале 1980-х. В неудержимом пассионарии Цезаре виден намек на автопортрет: как и герою Драйвера, режиссеру для осуществления мечты постоянно не хватало то времени, то сил, то финансирования. Впрочем, истории о том, как Коппола продал виноградники, чтобы снять мегаломанский шедевр, уже стали частью американского фольклора. Смотреть «Мегалополис» с серьезным настроем не стоит, да и вряд ли получится. Но открытый к условности зритель получит от фильма, где Шайа ЛаБаф носит платья, а Адам Драйвер разговаривает с экраном, большое удовольствие.

Скоро рассвет, выхода нет: 10 триллеров в замкнутом пространстве