Невезучие грабители и ревнивые супруги: 10 классических французских комедий
Французские комедии полны смешных нелепостей, абсурда и доброго юмора, но при этом не лишены серьезности и актуальной проблематики. Прошедшие проверку временем картины остаются смешными и небанальными и через несколько десятков лет после создания, их смотрят и пересматривают зрители разных возрастов и поколений. «Рамблер» вспоминает 10 представителей жанра, которые точно поднимут настроение даже в холодный зимний вечер.
Игрушка
Журналист Франсуа Перрен уже много месяцев не может найти работу — и вот наконец его берут в газету France Hebdo, которая принадлежит миллионеру Пьеру Рамбалю-Коше. На новом месте Франсуа получает задание — написать о магазине игрушек, который тоже принадлежит этому магнату. Рамбаль-Коше относится к своим подчиненным как к людям второго сорта, но лицемерно называет сотрудников «семьей». Придя в магазин, Франсуа сталкивается с Эриком, маленьким сыном миллионера, которого привели покупать игрушки. И тот вдруг заявляет, что хочет, чтобы ему купили Перрена. Журналист возмущается, но его всё же уговаривают за большое вознаграждение стать игрушкой для маленького богача. Так он отправляется в дом миллионера, в золотую клетку.
«Игрушка» — дебютная режиссерская работа Франсиса Вебера. История картины началась еще в 60-х годах, когда автор написал рассказ по реальной истории. Однажды в магазине игрушек Вебер увидел мальчика, окруженного бесчисленными няньками, которые держали сумки, заполненные игрушками. Но ребенок всё равно был недоволен, постоянно что-то требовал и угрожал, что его отец всех уволит. Рассказ Вебера очень понравился актеру и режиссеру Пьеру Ришару, и тот стал упрашивать его написать по нему сценарий. Приступив к работе, Вебер дал главному герою имя Франсуа Перрен — так зовут персонажа Пьера Ришара в фильме «Высокий блондин в черном ботинке», сценарий к которому тоже написал Вебер. Но это совершенно разные персонажи. У Вебера получилась каноническая комедия с Ришаром на пике карьеры.
Укол зонтиком
Пьер Ришар в фильме «Укол зонтиком» (1980)
Грегуар Леконт — актер-неудачник. Надеясь получить большой гонорар и рассчитаться с долгами, он идет на кастинг, чтобы получить роль наемного убийцы в комедии. Но по ошибке Леконт оказывается на встрече с мафиози и, разговаривая с их главарем, принимает его за продюсера. Бандиты считают Леконта не актером, а киллером, ему выдают 50 тысяч франков аванса и отправляют на задание — убить торговца оружием Отто Крампе. Боццони, один из мафиози, дает новоявленному киллеру орудие убийства — зонт с отравленным наконечником. Но сам Боццони — двойной агент: он предупреждает Крампе о том, что к нему едет Леконт. Последний же думает, что отправляется на съемки фильма.
Сценарий к «Уколу зонтиком» написал француз Жерар Ури совместно со своей дочерью Даниель Томпсон. Он же стал и постановщиком картины. Название фильма отсылает к мрачным событиям 1978 года. Тогда болгарский писатель-диссидент Георгий Марков, идя по мосту в Лондоне, почувствовал легкий укол в ногу. На следующий день он скончался в больнице от отравления рицином, капсулу которого судмедэксперты нашли у него в икроножной мышце. Кроме того, выяснилось, что это уже не первый подобный случай. Хотя дело не было до конца раскрыто, оно получило широкое освещение в прессе и вдохновило Жерара Ури на создание комедии, в которой все друг другу врут и не каждый понимает, что вообще происходит вокруг.
Черный тюльпан
Ален Делон в фильме «Черный тюльпан» (1963)
В конце XVIII века, накануне Французской революции, в одном небольшом городке местный повеса граф Гийом де Сен-Прэ, надев маску, борется с властью во имя народа. Перед тем как напасть на очередного аристократа, он посылает будущей жертве черный тюльпан. Среди местных жителей граф становится героем, но он лишь прикрывается благими намерениями, на самом деле просто присваивая награбленное. Но однажды префект полиции барон Ля Муш находит способ разоблачить грабителя: он устраивает ему засаду и при помощи шпаги оставляет на лице Гийома шрам. Теперь граф не может появиться на людях — вся полиция города разыскивает человека со шрамом на лице. Тогда он решает попросить помощи у своего брата-близнеца Жюльена.
Несмотря на название, фильм режиссера Кристиан-Жака мало общего имеет с одноименным романом Александра Дюма — отца, из которого были взяты только несколько имен, некоторые подробности сюжета и дух приключений. Смелость, честь, самоотверженность, присущие героям романов Дюма, нашли отражение в фильме. Это красивая, захватывающая историческая комедия с великолепными актерами, продуманными костюмами и красивыми декорациями. Хотя события в «Черном тюльпане» происходят во Франции, снимали ее в основном в Испании (кроме интерьерных сцен) — именно здесь режиссер нашел то, что нужно: уютные деревушки, величественные замки, живописные равнины и холмы.
Каникулы господина Юло
Жак Тати и Натали Паско в фильме «Каникулы господина Юло» (1953)
Наступает лето, и тысячи парижан отправляются отдыхать к морю. Среди них и господин Юло. Пока горожане суетливо бегают по перрону, пытаются втиснуться в автобусы и несутся на огромных скоростях по шоссе, господин Юло неторопливо едет на своей видавшей виды машине, которая при всем желании не разовьет большую скорость, да Юло это и не нужно. Он подставляет лицо солнечным лучам и гладит пса, вставшего на его пути. Приехав в пансионат, Юло продолжает выделяться из толпы. Здесь одни постоянно решают деловые вопросы, другие скучают, вышагивая по пляжу вслед за своими супругами, а третьи без конца читают или слушают новости. А Юло просто живет, общается с постояльцами, играет в теннис, серьезным разговорам предпочитает музыку, а из только что купленной газеты делает панаму. Непосредственный и чудаковатый Юло одних раздражает, а других, наоборот, притягивает и при этом совершенно не переживает, что на фоне остальных выглядит забавно и даже нелепо.
Несмотря на огромное количество гэгов, комедию режиссера Жака Тати назвать эксцентрической нельзя. Да, господин Юло каждый день попадает в смешные ситуации, но в них мог бы оказаться любой. Юло не шутит, никого не разыгрывает, он просто живет свою жизнь, и в ней происходит много комического. Например, он случайно заезжает на кладбище во время похоронной процессии. Запасное колесо его машины отваливается и падает на влажную землю. Листья, прилипшие к колесу, превращают его в похоронный венок, который из рук господина Юло принимает служитель кладбища. Так герой, совершенно того не желая, оказывается участником похорон.
Большая прогулка
Луи де Фюнес и Бурвиль в фильме «Большая прогулка» (1966)
Летом 1942 года британский бомбардировщик после выполнения задания по ошибке оказывается прямо над Парижем, где его сбивают немецкие зенитки. Трое британских летчиков прыгают с парашютами, и им чудом удается не попасться немецким патрульным. Командира эскадрильи сэра Реджинальда Брука спасает служитель зоопарка, штурману Питеру Каннингему, который приземлился во дворе гестапо, помогают сбежать маляр Огюстен Буве и девушка по имени Жюльетта. А стрелок-радист Алан Макинтош оказывается на крыше Парижской оперы — там его находит дирижер Станислас Лёфор и прячет у себя от майора парижской комендатуры. Теперь летчикам нужно встретиться, но как, если кругом немцы, а французский язык знает только командир?
«Большая прогулка» — второй после «Разини» фильм Жерара Ури, в котором он свел и противопоставил в комическом дуэте персонажей с разными темпераментами, холерика и флегматика, да еще и из разных социальных слоев. Взяв за основу сценарий про секс-работницу и монашку, которые прятали в оккупированной Франции британского летчика, Ури переписал историю под актеров-мужчин и сделал акцент на бесконечных ссорах и спорах двух героев, пытающихся спасти товарищей и при этом совершенно не способных договориться между собой. Получилась уморительная комедия положений, которая считалась самым успешным во Франции фильмом с момента премьеры и до 1997 года, когда на экраны вышел «Титаник».
Невезучие
Жерар Депардье и Жан Рено в фильме «Невезучие» (2003)
Квентин, простодушный здоровяк, часто ведет себя как ребенок. Он не раз сидел в тюрьме за угоны машин и ограбления, а сейчас снова оказался за решеткой после неудачной попытки ограбить банк. Убегая от полиции, Квентин спрятался в кинотеатре, но так увлекся мультфильмом, что совершенно забыл о погоне и был пойман. В тюрьме он доводит сокамерников бесконечными разговорами, а потом избивает их до полусмерти, когда они набрасываются на него с кулаками. А вот Руби — профессиональный киллер, который, оказавшись за решеткой, молчит как рыба, не реагируя ни на какие вопросы. Чтобы его разговорить, Руби подселяют в камеру к Квентину. Но всё идет не по плану. Начать хотя бы с того, что Руби вскрывает себе вены, лишь бы больше не находиться в одном пространстве с Квентином.
У режиссера Франсиса Вебера есть еще одна комедия с таким же названием, снятая в 1981 году. В ней тоже снялся Жерар Депардье, только тогда он был в роли лидера в паре, а здесь же, наоборот, в роли ведомого, обделенного умом Квентина. Роль его товарища Руби исполнил Жан Рено, тем самым как бы спародировав себя самого: можно представить, что Руби — это Леон в другой реальности, где ему приходится опекать не ребенка, а взрослого. «Невезучие» получилась остроумной и действительно смешной. Она начинается как триллер, а затем превосходно соединяет в себе комедию и приключения.
Большие каникулы
Луи де Фюнес в фильме «Большие каникулы» (1967)
Школьник Филипп провалил экзамен по английском языку. Его отец мсье Боскье, служащий директором престижной школы, отправляет сына в шотландскую семью в Великобританию, чтобы он там в течение лета совершенствовал язык. А пока в семье Боскье поживет шотландская девочка Ширли МакФаррелл, которая, соответственно, будет улучшать свой французский. Но у Филиппа другие планы — он собрался в путешествие на яхте с друзьями. Так что парень убеждает друга Мишоне поехать вместо себя в Великобританию. Друг соглашается, но, прибыв на место, заболевает из-за непривычной еды. Мсье Боскье отправляется навестить сына — и обман, конечно, сразу раскрывается. В это время отец Ширли собирается приехать к ней в гости во Францию, а девочка уже отлично проводит время с Филиппом на яхте.
«Большие каникулы» Жана Жиро — настоящее олицетворение Франции 1960-х годов и одна из тех комедий, которые и через десятки лет совершенно не теряют своей актуальности. Это неудивительно, ведь Жиро считается создателем самых жизнерадостных картин во французском кино. Фильм наполнен добрым юмором, красивыми видами и танцевальной музыкой тех лет. Несмотря на отсутствие полноценного сюжета, он захватывает бесконечным количеством по-настоящему веселых происшествий, которые случаются с героями, и их неповторимой реакцией на них.
Налево от лифта
Пьер Ришар в фильме «Налево от лифта» (1988)
Художник Ян Дюкудре давно влюблен в замужнюю красавицу Флоранс. Однажды на своем вернисаже он решается позвать ее на свидание и получает согласие. Художник Борис — сосед Яна — ревнует супругу Еву ко всем подряд. В день, когда у Яна должно было случиться свидание, Борис, выходя из дома, забыл свой кейс. Ева, не успев одеться, полуголая выбежала к лифту с кейсом, и дверь их квартиры захлопнулась от сквозняка. Не зная, что предпринять, Ева постучалась к Яну, и тот полез на соседский балкон, чтобы ей помочь. В это время, разумеется, вернулся за кейсом Борис, а в квартиру к Яну постучалась его возлюбленная, которой из-за двери ответила Ева, еще и случайно дав ей понять, что она без одежды. И всё это — только начало истории.
Если бы это случилось в реальной жизни, было бы не до смеха, а вот в комедии положений Эдуара Молинаро за четверкой ревнивцев и влюбленных наблюдать очень смешно. В сюжете «Налево от лифта» нет и минуты, когда робкий бедолага Ян мог бы передохнуть, с ним без конца случается то одно, то другое — и именно сейчас, когда женщина, в которую он влюблен, вот-вот придет к нему в гости. Несмотря на то что все события происходят в одной парижской квартире, талантливый оператор Робер Фресс сумел показать историю динамично и с разных ракурсов, не давая зрителю устать от одних и тех же декораций.
Беглецы
Пьер Ришар и Жерар Депардье в фильме «Беглецы» (1986)
Известный грабитель Жан Люка, выйдя из тюрьмы, решает навсегда покончить с преступлениями и вести спокойную жизнь. Он идет в банк, чтобы открыть счет, и в это время туда врывается вооруженный Франсуа Пиньон. После смерти жены он воспитывает маленькую дочь, которая, потеряв маму, перестала говорить. Семья отчаянно нуждается в деньгах, Пиньон никак не может найти работу и решается на ограбление. Когда полиция окружает здание банка, Пиньон берет в заложники Люка, однако комиссар уверен, что всё наоборот и настоящий грабитель именно Люк, а Франсуа — его заложник. После череды приключений случайные знакомцы становятся друзьями, но Пиньон должен скрываться от полиции, а его дочь забирают в приют. Теперь приятели должны разобраться и с этими проблемами тоже.
«Беглецы» Франсиса Вебера стали завершающим фильмом трилогии, в которой главные роли исполнили Пьер Ришар и Жерар Депардье. В нее входят также картины «Невезучие» и «Папаши». Как и другие ленты Вебера, «Беглецы» стали очень популярны во Франции и в Советском Союзе. В первый год проката на родине их посмотрели 4,5 миллиона человек, а в СССР — почти 23 миллиона. Через три года Франсис Вебер снял голливудский ремейк своего фильма под названием «Три беглеца», который не стал столь же популярным, однако в прокате окупился, собрав более 40 миллионов долларов при бюджете в 15 миллионов. Французский оригинал в первую очередь держится на великолепном дуэте Ришара и Депардье.
Крылышко или ножка
Луи де Фюнес в фильме «Крылышко или ножка» (1976)
Шарль Дюшмен — ресторанный критик и авторитет среди гурманов. Он издает каталоги с лучшими ресторанами Франции и присуждает заведениям категории, отчего они либо процветают, либо теряют прибыль. А еще Дюшмен борется с Жаком Трикателем, владельцем сети дешевых ресторанов и фабрики, где производят искусственные продукты. Дюшмен планирует тайно посетить фабрику и рестораны Трикателя, чтобы собрать информацию и сделать разоблачение в телепередаче. Однако по дороге Дюшмен оказывается в заведении, которому когда-то понизил рейтинг, и его владелец заставляет Шарля под дулом ружья есть некачественные блюда. В результате критик оказывается в больнице, но самое страшное — теряет способность различать вкус еды. Это ставит под удар его идею с телепередачей.
Картина Клода Зиди — не только великолепная комедия с яркими персонажами, но и, по сути, сатира на индустриализацию ресторанного бизнеса. Прототипом Трикателя стал промышленник Жак Борель, который в 60-х годах открыл первую во Франции сеть ресторанов быстрого питания. А еще в картине «Крылышко или ножка» сыграл Луи де Фюнес, который за год до этого перенес инфаркт, и считалось, что он вряд ли вернется в кино, однако этого, к счастью, не случилось.
Почему стоит смотреть добрый сериал с Юрием Стояновым «Мамонты»